Закон о надзорных каникулах

Оглавление:

Разъясняем законодательство

Что такое «надзорные каникулы» для бизнеса?

Вопрос: По радио услышал о введении «надзорных каникул» в отношении малого и среднего предпринимательства. Что имеется в виду? В отношении малого и среднего бизнеса плановые проверки вообще не будут проводиться?

Отвечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства Алхутова Едена Юрьевна: Президентом Российской Федерации 13.07.2015 подписан Федеральный закон № 246-ФЗ, которым внесены изменения в положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Федеральным законом № 294-ФЗ в редакции указанного закона предусмотрено, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не проводятся, за рядом исключений.

Данная норма не распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом Федеральным законом № 294-ФЗ в новой редакции определены условия, при наличии которых орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок в отношении любого субъекта малого предпринимательства.

К таким условиям отнесено наличие информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом, в ежегодном плане проведения плановых проверок должна будет указываться информация о таком постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Введение «надзорных каникул» для малого бизнеса в 2016-2018 гг. в виде запрета на проведение плановых проверок

В г. Салехард, 26.10.2015 года состоялся круглый стол «Антикоррупционн ая защита бизнеса». Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Харькова Э.А. представила информацию о введении «надзорных каникул» для малого бизнеса в 2016-2018 гг.

Порядок прохождения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — Закон №294-ФЗ).

Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям и при осуществлении отдельных видов предпринимательс кой деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательс кой деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ).

Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п.7 ст.9 Закона №294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в Интернете.

Для того, чтобы узнать интересующую информацию, организации либо предпринимателю достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genp roc.gov.ru/ либо на официальный сайт прокуратуры ЯНАО.

Законом установлены условия для применения «надзорных каникул».

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года субъекты малого бизнеса могут быть освобождены от плановых проверок.

Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года, вступивших в законную силу:

— постановлений о назначении административног о наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административног о наказания в виде дисквалификации или административног о приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

— решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.2 ст.26 законопроекта).

Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона №294-ФЗ.

Так, от проверок не будут освобождены субъекты бизнеса занятые, например, в социальной сфере (медицинские, образовательные, санаторно-курорт ные услуги), работающие в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности.

Положениями ст.13 Закона №294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательс тва должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий — не более 15 часов в год (п.2 ст.13 Закона №294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (п.3 ст.13 Закона №294-ФЗ).

«Надзорные каникулы», как и выведенное на законодательный уровень понятие «риск-ориентиров анного подхода», закрепление сроков начала его применения — это элементы большой работы по совершенствовани ю регулирования в сфере контрольно-надзо рной деятельности.

На надзоре Управления Роспотребнадзора по ЯНАО (далее Управление) состоит 5073 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , осуществляющих деятельность на территории автономного округа и подлежащих государственному надзору. Более 65% от общего числа субъектов надзора составляют субъекты малого и среднего предпринимательс тва (далее ССМП). На отдельных территориях удельный вес ССМП достигает 80%.

В структуре объектов более 30% составляют предприятия пищевой промышленности, торговли и общепита.

В соответствии с установленным уведомительным порядком начала осуществления предпринимательс кой деятельности в Управлении с 2009 года зарегистрировано 1235 уведомлений.

До 2015 года ежегодно проверками было охвачено 24-30% субъектов надзора. Так, в 2014 году плановому контролю подлежало 1 217 субъектов или 24% от общего числа, на 2015 год число запланированных субъектов надзора составляет 278 субъектов или 5%.

В план 2016 года включено 5% субъектов надзора (259), что объясняется исключением из плана ССМП. В план включены субъекты малого предпринимательс тва, которыми были допущены грубые нарушения требований санитарного законодательства и применена мера административног о наказания в виде административног о приостановления деятельности.

При общей тенденции снижения числа плановых мероприятий по контролю, в связи с постоянно изменяющейся санитарно-эпидем иологической ситуацией, большим количеством обращений и заявлений (2,5-3 тысячи ежегодно), остается высоким удельный вес внеплановых проверок. Ежегодно в среднем проводится порядка 1 500 мероприятий по контролю, из них 70% составляют внеплановые проверки.

В структуре правовых оснований проведения внеплановых мероприятий 40% проверок проводится на основании поступивших обращений и жалоб.

Публикации

Надзорные каникулы для малого бизнеса

Материал подготовил:

Антон Поликутин

В числе наиболее высоких рисков предпринимательской деятельности традиционно сохраняются всевозможные формы государственного контроля, предсказуемым результатом которого выступает наложение всевозможных санкций на проверяемую организацию.

Между тем, на текущий момент действующее законодательство имеет механизмы, благодаря которым значительная часть бизнеса может претендовать на освобождение от плановых проверок на ближайший трёхлетний период.

Речь идёт о так называемых «надзорных каникулах» для малого бизнеса, установленных с 2016 года недавними изменениями в Закон №294-ФЗ. Суть указанных нововведений в том, что при соответствии компании критериям, позволяющим отнести её к числу малых предприятий, такая компания освобождается от проведения плановых проверок в течение 2016 – 2018 гг.

Правда сразу стоит оговориться. Рассматриваемый закон (а, следовательно, и введенные каникулы) не распространяется на целый ряд проверок. Речь идет о налоговых проверках, проверках внебюджетных фондов, валютном контроле.

В свою очередь, при решении вопроса о наделении статусом малого предприятия, учитываются два основных критерия:

— Размер выручки от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должен превышать 800 миллионов рублей. Для целей освобождения от проверок данный критерий подтверждается отчётом о финансовых результатах за один календарный год из трёх предшествующих лет. Т.е. возможно предоставить отчёт за любой из трёх прошедших годов, в котором сумма выручки не превышала установленного лимита в 800 миллионов.

— Численность сотрудников не должна превышать 100 человек. Подтверждается сведениями о среднесписочной численности работников организации за тот же период, за который представлен отчёт о финансовых результатах.

Сама процедура освобождения от проверок может происходить следующим образом.

Вариант первый, наиболее удобный для проверяемого лица. Контролирующий орган самостоятельно, с использованием возможностей межведомственного взаимодействия, исключает из плана проверок тех лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Подобная ситуация исключает необходимость совершения каких-либо дополнительных действий для потенциальных объектов проверки, но требует определённой активности контролирующих органов в этом направлении.

Второй вариант. Затрагивает ситуацию, когда субъект малого предпринимательства уже включён в ежегодный план проверок. В этом случае закон предоставляет право направить проверяющему лицу заявление об исключении компании из ежегодного плана проверок с приложением документов, подтверждающих статус малого предприятия. В случае удовлетворения контролёром такого заявления юридическое лицо исключается из ежегодного плана проверок.

Третий вариант. Характерен для случаев, когда соответствующие должностные лица уже фактически прибыли для проведения проверки. В такой ситуации проверяемая организация непосредственно прибывшим должностным лицам вправе представить документы, свидетельствующие об отнесении её к числу малых предприятий. При отсутствии у контролёров претензий к представленным документам проведение проверки прекращается, о чём составляется соответствующий акт.

Надо отметить, что правило об освобождении от проверок распространяется не на все категории малых предприятий. Так, вне зависимости от размера выручки и количества работников проверяются по общим правилам организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, теплоснабжении, электроэнергетике, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сохранение в отношении субъектов указанной деятельности общей периодичности проведения проверок может быть обусловлено в том числе повышенной социальной значимостью таких организаций.

К числу исключений также относятся компании, в отношении которых в течение трёх лет, предшествующих проверке, был вынесен административный штраф за нарушение, поименованное в КоАП РФ в качестве грубого, либо применена санкция в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности.

В целом значение указанных изменений для малого бизнеса трудно переоценить. Важным при этом является оказание контролирующими органами содействия в реализации предпринимателями предоставленных прав и недопущение злоупотреблений со стороны контролёров при принятии решения об освобождении от проверок. В то же время ключевая роль в процедуре освобождения от проверок отведена самим же предпринимателям, от активного поведения которых будет напрямую зависеть успешная реализация данного механизма.

«Надзорные каникулы» для малого бизнеса: первый взгляд

В декабрьском послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ Владимир Путин предложил ввести трехлетний запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса с надежной репутацией – так называемые «надзорные каникулы». Основная идея заключается в снижении административного давления на предприятия, не допускавшие ранее серьезных нарушений законодательства, чтобы облегчить им жизнь в условиях непростой экономической ситуации.

Данное предложение получило поддержку бизнес-сообщества, а Правительству РФ были даны поручения разработать необходимые изменения в действующие нормативные акты. В связи с этим в середине февраля Минэкономразвития России обнародовало законопроект «Об особенностях организации и проведения в 2015-2018 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 (далее – Законопроект).

Несмотря на хорошую задумку, документ имеет существенные «дыры», которые могут позволить контролирующим органам трактовать его положения так, как им это будет удобно. Какие трудности может вызвать применение на практике «надзорных каникул» в нынешнем виде, разберемся ниже.

Кто уйдет на «надзорные каникулы»

«Надзорные каникулы» – это временная мера, которая будет применяться только в 2015-2018 годах. В период ее действия государственные (федеральные и региональные) и муниципальные контролирующие органы должны будут воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микропредприятий и малых предприятий.

Плановая проверка – мероприятия, проводимые государственным или муниципальным органом с целью оценки соответствия деятельности предприятия обязательным требованиям. Плановая проверка проводится в форме выезда на предприятие или запроса документов не чаще чем один раз в три года. Сводный план проверок ежегодно не позднее 31 декабря публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РФ (ст. 2, ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Малое предприятие – организация или ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно, а ежегодная выручка без учета НДС – не более 400 млн руб. Суммарная доля участия государства и муниципальных образований, иностранных компаний и граждан, общественных организаций и некоторых других видов юридических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна превышать 25%. Среди малых предприятий, выделяют также микропредприятия. Численность их работников и размер выручки по итогам года не должны превышать соответственно 15 человек и 60 млн руб. (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Относятся ли те или иные организации и индивидуальные предприниматели к категории малых предприятий, контролирующие органы будут устанавливать сами через систему межведомственного взаимодействия при разработке планов проверок (порядок обмена сведениями впоследствии должен быть утвержден Правительством РФ). Однако как эта система будет работать на практике – большой вопрос, поскольку порядок приобретения и подтверждения статуса малого предприятия, систематизации сведений о малых предприятиях и организация оперативного доступа к ним на данный момент в нормативных актах не прописаны.

Наличие проблемы подтверждает, например, МЧС России. Так, в проекте концепции совершенствования своей надзорной деятельности министерство подчеркивает, что перечень документов, которые могли бы служить основанием для отнесения организаций к той или иной категории предпринимателей, а также порядок и источники их получения, сегодня не определены. Это влечет за собой значительное количество нарушений при формировании планов проверок. Также сложно соблюдать ограничения по общему сроку проведения выездных плановых проверок, которое установлено только для малых- и микропредприятий (не более 50 и 15 часов в год соответственно), так как для этого первоначально нужно выяснить статус предприятия (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Соответственно, если механизм проверки принадлежности предприятия к категории малых не налажен сейчас, то вряд ли он заработает с введением «надзорных каникул» без внесения необходимых изменений в законодательство. Таким образом, велика вероятность того, что на первом этапе все предприятия будут включаться в план проверок на общих основаниях просто в связи с отсутствием у контролеров нужной информации, а доказывать свою принадлежность к малому бизнесу придется непосредственно в ходе проведения плановой проверки или, что наиболее вероятно, уже в вышестоящем органе или суде – при обжаловании ее результатов.

Тем не менее Законопроект предусматривает обязанность контролеров разъяснять организациям и индивидуальным предпринимателям правила предоставления «надзорных каникул» в начале проверки. Предприниматели, в свою очередь, могут представить проверяющим сведения, подтверждающие соответствие предприятия критериям малого бизнеса. В этом случае контролеры обязаны будут прекратить проверку с уведомлением прокуратуры, Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ или в соответствующем регионе. Однако порядок, сроки и форма предоставления документов, подтверждающих статус малого предприятия и права на «надзорные каникулы», в Законопроекте не прописаны.

Стоит отметить, что сегодня предусмотрено ведение только одного вида реестров малых и средних предприятий – тех, которые получили государственную поддержку (постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358). Но некоторые субъекты РФ по собственной инициативе ведут также реестры малых и средних предприятий в целом – независимо от того, пользовались предприниматели поддержкой или нет. Например, такой реестр существует в Москве – он размещен в свободном доступе на сайте городского Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Однако, как отмечает руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин, в московский реестр на сегодняшний день включены не все малые предприятия города, так как эта процедура является добровольной (предприниматели сами должны обратиться с заявлением). Тем не менее, предприятиям, которые в него включены, будет проще доказать свой статус проверяющим. Между тем федеральное законодательство пока не обязывает регионы создавать подобные реестры.

Ограничения в рамках «надзорных каникул»

Под «надзорные каникулы» не попадут малые предприятия, которые в течение предыдущих трех лет подвергались административному наказанию за грубое нарушение законодательства, дисквалификации (в случае с ИП), приостановлению деятельности или были лишены лицензии. Обо всех таких случаях контролирующие органы извещают с приложением копий соответствующих постановлений Генеральную прокуратуру РФ на этапе составления сводного плана проверок. Если прокуратура сочтет доказательства убедительными, то предприятие лишится права на «надзорные каникулы», а в сводном плане проверок будет указано, по каким основаниям.

Остается неясным, что будет пониматься под грубым нарушением законодательства. Сегодня словосочетание «грубое нарушение» в КоАП РФ встречается только в отдельных составах (грубое нарушение лицензионных требований, грубое нарушение правил промышленной безопасности и др.). Если данное положение будет применяться не только к этим, но и к другим правонарушениям, то каковы будут критерии оценки их грубости и кто будет этой оценкой заниматься? Если сами контролирующие органы, то «надзорные каникулы» можно считать дискредитированными уже на этом этапе.

Алексей Сердюк, адвокат МКА «Князев и партнеры»:

«К сожалению, Законопроект не распространяет свое действие на субъектов предпринимательской деятельности, которые за предшествующие три года привлекались к ответственности за грубые нарушения. Думаю, что среди них есть немало тех, кто теперь ведет свою работу в рамках правового поля, возможно, даже в большей степени чем те, кто к ответственности не привлекался вовсе. Поэтому данный ограничительный критерий не вполне справедлив. Я уверен, в отношении многих субъектов предпринимательской деятельности, которые не привлекались к ответственности и на которых будут распространяться «надзорные каникулы», просто не проводились проверки, и сам факт отсутствия у них выявленных нарушений обусловлен именно этим».

Кроме того, существует и ряд значительных ограничений по видам контроля. Так, налоговые каникулы четко «привязаны» к сфере действия Закона № 294-ФЗ, а из под его действия выведены налоговый контроль, контроль за уплатой взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС, таможенный контроль, прокурорский надзор, и некоторые другие виды контроля и надзора (ч. 3, ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Соответственно, «надзорные каникулы» на эти виды проверок также не будут распространяться.

Есть и другие исключения по видам контроля, которые предусматриваются уже в самом Законопроекте. Например, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности в отношении предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также в отношении объектов I или II класса опасности. Исключением стали также государственный надзор при строительстве, реконструкции опасных производственных объектов и плановые проверки, которые начались раньше момента вступления в силу нормы о «надзорных каникулах».

Также запрет на проведение плановых проверок не коснется малых предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, для которых установлена специальная периодичность плановых проверок. Например, не чаще чем один раз в год проводятся проверки предприятий, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, занимающихся розничной торговлей лекарствами, работающих в сфере дошкольного и начального общего образования и др. (постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944).

Сергей Зеленов, председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ:

«По моему мнению, список проверочных мероприятий, которые затрагивает Законопроект о «надзорных каникулах», должен быть расширен за счет контрольных мероприятий в экономической сфере – прежде всего, выездных налоговых проверок. Кроме того, в текущих экономических условиях, действие «надзорных каникул» должно быть также распространено и на представителей среднего бизнеса, поскольку их сохранение и стимулирование (как действующих и наиболее стабильных налогоплательщиков) – задача не менее важная, чем стимулирование малого бизнеса».

Планируется, что нарушение запрета на проведение плановых проверок будет вести к недействительности результатов проверки (их можно оспорить в вышестоящем органе или в суде), а должностные лица контролирующего органа в таком случае могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение законодательства о государственном контроле и муниципальном контроле (надзоре) – им грозит предупреждение или штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Тем не менее, несмотря на все меры по ограничению плановых проверок, малые предприятия могут и не почувствовать значительного облегчения, поскольку процедура инициирования внеплановой проверки остается достаточно простой. Для этого фактически достаточно обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица. Особенное беспокойство в этой части вызывают внеплановые проверки по жалобам о защите прав потребителей, которые даже не требуют согласования с прокуратурой (подп. «а» и «б» ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

«На мой взгляд, имеет смысл полностью отказаться от проведения плановых проверок в отношении малого бизнеса и ограничиться проведением контрольных мероприятий только по основаниям, установленным на сегодня для проведения внеплановых проверок. Пусть даже с условием ужесточения ответственности за нарушения, которые могут быть допущены по соответствующим категориям контроля. Данные меры позволят в разы сократить нагрузку на малый бизнес и будут способствовать его стремительному развитию».

Несмотря на то, что президент дал поручение правительству в части ограничения плановых проверок, Законопроект содержит послабления и в отношении экстренных мероприятий по контролю – внеплановых выездных проверок. Всего в 2016 году их количество должно сократиться как минимум на 10% по сравнению с 2014 годом. В 2017 и 2018 годах – на такую же величину по сравнению с 2016 и 2017 годами соответственно. Количество внеплановых документарных проверок (предполагающих запрос документов контролирующим органом без выезда на предприятие) сокращать не планируется.

Предполагается, что конкретные ограничения по внеплановым выездным проверкам для каждого контролирующего органа будут определять Правительство РФ, субъекты РФ и муниципальные власти для федеральных, региональных и местных контролеров соответственно по согласованию с прокуратурой. В случае превышения лимита внеплановых выездных проверок конкретным контролирующим органом прокуратура не будет согласовывать их проведение в дальнейшем. Напомним, что процедура согласования с прокуратурой обязательна, когда выездная внеплановая проверка проводится по основаниям, предусмотренным подп. «а» и «б» ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (угроза жизни и здоровью граждан, безопасности государства и др.).

И тут снова возникает вопрос об обмене информацией: каким образом государственные органы будут получать и систематизировать сведения о количестве проведенных внеплановых выездных проверок, чтобы потом установить указанные ограничения? Как отмечает Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов, на данный момент, пока еще не создан единый реестр проверок, четкого представления о том, кто кого и в каком объеме проверяет, нет. Соответственно, насколько будут достоверны источники с учетом которых будут рассчитываться 10%, и насколько эти цифры будут соответствовать реальности, также не вполне понятно.

Единый реестр проверок, который будет размещен на специальном сайте в свободном доступе, должен заработать с 1 января 2016 года. Он создается, чтобы исключить проведение необоснованных мероприятий по контролю, а также обеспечить более четкий надзор за их количеством и качеством со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Планируется присваивать каждой проверке индивидуальный учетный номер и вносить в реестр информацию о проверяемых предприятиях, предмете и основаниях мероприятий по контролю, сроках их проведения и результатах, принятых мерах, обжаловании решений, действий (бездействий) соответствующих органов и должностных лиц (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ).

Также стоит отметить, что согласно Законопроекту 10%-ное ограничение касается только внеплановых выездных проверок, проводимых в связи с угрозой или причинением вреда жизни и здоровью граждан, растениям и животным, безопасности государства, а также угрозой или возникновением чрезвычайных ситуаций. Это же касается внеплановых проверок и по жалобам граждан на нарушение прав потребителей.

Правда в последнем случае неясно как будет контролироваться соблюдение 10%-ного ограничения, ведь такие проверки согласованию с прокуратурой не подлежат. Кроме того, правило о ежегодном сокращении на 10%, согласно Законопроекту, не будет распространяться на внеплановые выездные мероприятия по контролю, которые проводятся для проверки исполнения ранее выданного предписания, в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора.

***

Несмотря на все недостатки, Законопроект продолжает заданное государством с подачи бизнес-сообщества направление на ограничение проверок в отношении субъектов и видов деятельности с низкой степенью риска. «Надзорные каникулы» выступают антикризисной мерой, но помимо этого являются еще и своеобразной репетицией перед проведением масштабной реформы системы государственного контроля. Ее результатом должно стать практически полное избавление малых предприятий от плановых проверок. По тому, как будут реализованы в окончательном варианте «надзорные каникулы», можно будет в определенной мере судить, есть ли действительно перспективы снижения избыточного административного давления на малый бизнес в рамках будущих преобразований в сфере контрольной деятельности или нет.

Надзорные каникулы для малого бизнеса могут закончиться

В Совете Федерации предлагают изменить подходы к контролю предпринимателей

Действующий мораторий на плановые проверки небольших фирм следует отменить, а общественным организациям народного контроля необходимо — дать больше полномочий. Об этом рассказал «Парламентской газете» сенатор от Якутии Вячеслав Штыров.

Главное — не бизнес, а безопасность граждан

Трагедия в Кемерове произошла из-за моратория на проверки малого бизнеса, уверен член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров. «Не случайно такой большой объект, как целый торгово-развлекательный центр, был спрятан под личиной малого бизнеса, — отметил законодатель. — Эту лазейку надо закрывать!»

Госдума выработает жёсткие стандарты безопасности, чтобы кемеровская трагедия не повторилась

Владельцам сгоревшего в Кемерове ТРЦ «Зимняя вишня» удавалось несколько лет избегать проверок МЧС, Роспотребнадзора и других ведомств в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, которая была призвана снизить административное давление на бизнес. Так, в 2016 году российские власти освободили на три года малый бизнес от любых плановых проверок.

Каникулы должны были продлиться до конца 2018 года. Однако сейчас в Минэкономразвития работают над поправками, которые позволят пролонгировать мораторий на плановые проверки малого бизнеса до 2022 года и расширить его действие на средние предприятия. По мнению Вячеслава Штырова, принимать такие изменения не следует.

«Вопрос не в том, большой это или малый бизнес. Главное то, кто и чем занимается. Бизнес, который непосредственно работает с потребителями, людьми, должен подвергаться нещадным проверкам», — убеждён парламентарий.

Сенатор предлагает глобально поменять подходы и правила контроля за бизнесом. Рестораны и сети фастфудов, торгово-развлекательные центры и кинотеатры, транспортные компании и даже организации, предоставляющие населению услуги микро-займа, по мнению Штырова, нельзя освобождать от проверок только потому, что надо поддерживать малый и средний бизнес. «Если бабушка продаёт пирожки, которыми потенциально могут отравиться много людей, то её надо проверять постоянно: планово и внепланово», — подчеркнул он.

По словам сенатора, «каникулы» от проверок можно предоставлять компаниям, занятым производством бытовых товаров и техники, добывающим и перерабатывающим предприятиям. Такой бизнес не представляет непосредственной угрозы человеку.

Пусть общественники ходят по торговым центрам или кафе и сигнализируют властям, если где-то закрыты пожарные выходы или нарушены санитарные правила.

«Второе, бесполезно держать огромную армию чиновников в контролирующих органах, — отметил Штыров. — Всё равно за всем не уследишь, к тому же, чего скрывать, это почва для коррупции».

По словам сенатора, надо активнее привлекать к этой работе общественные организации — общества по защите прав потребителей и так далее. При этом для них следует разработать специальные правила, которые бы предусматривали регулярную сменяемость руководства, чтобы оно не успевало встроиться в систему.

«Организации общественного контроля должны быть независимыми, то есть получать от государства гранты, — пояснил сенатор. — Пусть общественники ходят по торговым центрам или кафе и сигнализируют властям, если где-то закрыты пожарные выходы или нарушены санитарные правила».

В свою очередь, государственные органы власти должны внимательно относиться к таким сигналам, обязательно проводить по ним проверки и приостанавливать деятельность нарушителей, добавил парламентарий.

Мораторий на проверки малого бизнеса оказался не эффективным

Два верхних этажа ТЦ «Зимняя вишня» достроили незаконно

Ссылаясь на цифры Минэкономразвития, он констатировал, что в 2017 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила около 20 процентов. Доля МСП в общем объёме экспорта — всего шесть процентов.

При этом, по данным Открытого Правительства, за время действия надзорных каникул от проведения плановых проверок было освобождено свыше 500 тысяч субъектов предпринимательства.

Тем не менее в аппарате бизнес-омбудсмена Борис Титова считают, что режим надзорных каникул для малого бизнеса доказал свою эффективность, и предлагают Правительству продлить мораторий.

Напомним, что Госдума недавно приняла в первом чтении законопроект о государственном и муниципальном контроле, который содержит основные положения, регламентирующие порядок проверок предпринимателей. Документом вводится риск-ориентированный подход, при котором все предприятия будут разделены на группы по степени опасности. От этого будет зависеть порядок их проверки. До конца апреля региональные заксобрания должны представить в Госдуму свои отзывы и предложения по законопроекту.

Какие предприятия подпадают под мораторий на плановые проверки:

  • с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей;
  • со штатом сотрудников менее 100 человек;
  • с суммарной долей участия государства в уставном капитале менее 25 процентов, иностранных компаний — менее 49 процентов.
  • Читайте наши новости вЯндекс.Дзен

    Опубликован текст законопроекта по надзорным каникулам

    Июль оказался продуктивен для Госдумы: принят ряд важных изменений, которые вступят в силу с 2019 г.

    В России вступают в силу международные стандарты аудита. Рассмотрим, каких изменений ожидать.

    Рекомендуем ознакомиться

    Надзорные каникулы для малого бизнеса: праздник послушания

    Российский президент 5 декабря 2014 в ежегодном обращении к Федеральному собранию традиционно, в рамках ручного управления страной, дал наказ исполнить ряд поручений. Среди прочих в списке – законодательное закрепление трёхлетнего запрета с 01.01.16 плановых проверок малого предпринимательства. Соответствующий законопроект 13 февраля 2015 подготовлен Минэкономразвития (МЭР) и уже проходит оценку регулирующего воздействия. Кто из субъектов малого бизнеса сможет рассчитывать на ослабление госнадзора?

    Проверки под запретом и вне его

    Внеплановые проверки, как и раньше, будут распространяться на всех без исключений. Законопроект отменяет лишь плановые надзорно-контрольные мероприятия. Однако неуправляемый рост внеплановых выездных проверок документ призван пресечь. Предельное годовое число таких мероприятий в 2016–2018 не должно превышать 90% фактически проведённых в предыдущем году (в 2016 году за базу будет взят 2014). Расчётами займётся каждый орган федерального, регионального и муниципального контроля при планировании выездных внеплановых акций. Новый закон не устранит госнадзор над деятельностью, связанной с потенциальной угрозой здоровью и жизни людей.

    В полном объёме будет осуществляться контроль:

  • за промышленной безопасностью производственных объектов I–II классов опасности;
  • за строительством/реконструкцией опасных объектов производства;
  • за деятельностью учреждений здравоохранения, образования, теплоснабжения, социальной сферы, электроэнергетики и других согласно п. 9 ст. 9 закона N294-ФЗ от 26.12.08.
  • Претенденты на контрольные преференции

    Надзорные каникулы реальны только для субъектов малого предпринимательства (в т. ч. микропредприятий) в течение 2016–2018 годов. Одним из существенных условий для сокращения проверок разработчики проекта ставят незапятнанную серьёзными нарушениями репутацию организаций/предпринимателей с точки зрения контролирующих органов.

    Если говорить конкретно, то за три года, предшествующие надзорному мораторию, у претендующих на ослабление контроля ЮЛ и ИП не должно быть в «биографии» таких фактов:

    • административных взысканий за грубые нарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП;
    • административного приостановления деятельности, дисквалификации для ИП;
    • аннулирования лицензий.
    • Техника освобождения от проверок проста: при составлении ежегодных планов сотрудники органов госконтроля по межведомственным каналам будут проверять информацию о представителе малого бизнеса для принятия решения – включать его в график или нет. При этом сведения, послужившие основанием для неприменения запрета, должны отражаться в ежегодных планах проверок и быть подтверждены документально (постановлениями о правонарушениях, решениями об аннулировании лицензий и т. д.).

      Если ЮЛ или ИП соответствовали всем требованиям, необходимым для освобождения от проверки, но она всё же была проведена, её результаты должны быть признаны недействительными, а чиновники – привлечены к административной ответственности.

      Много шума и. ничего

      Законопроект разработан, но ещё может быть изменён – дедлайн для исполнения поручения президента установлен на 15.07.2015. Документ нацелен на снижение административной нагрузки для малого бизнеса, и кое-кто плановых проверок в течение 2016–2018, действительно избегнет.

      Но круг «счастливчиков» не будет слишком широк: скажутся как прегрешения перед госконтролем за предыдущие годы, так и не попадающие под надзорные каникулы виды деятельности. К тому же от внеплановых проверок никто не освобождён, а уж они приносят урон предпринимательству гораздо больший, чем плановые. В итоге новый закон может не облегчить жизнь малому бизнесу и не принести ему никакой значительной экономической выгоды.

      Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
      Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
      Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

      Надзорные каникулы: сущность, сроки, исключения

      Надзорные каникулы — это современная опция, предоставляемая начинающим предпринимателям со стороны различных контрольных структур. Главной задачей является упростить задачу бизнесу и позволить ему развиваться первое время без плановых проверок со стороны контролирующих органов. В чем сущность надзорных каникул для бизнеса? В какой период они предоставляются? Какие имеются исключения?

      Общие положения

      На фоне постоянных жалоб со стороны предпринимателей-новичков касательно жесткого подхода со стороны контрольных органов, было принято решение отменить плановый контроль на период с начала 2016-го по конец 2018 года. Такое нововведение касается только малого бизнеса. При этом рассчитывать на освобождение от контроля не стоит — он остается, путь и в ограниченной форме.

      Надзорные каникулы — шаг навстречу предпринимателям. Речь идет об ограничении целого ряда проверок со стороны:

      • Пожарной и трудовой инспекции.
      • Роспотребнадзора.
      • СЭС и прочих структур.
      • Благодаря этому, новичок в сфере бизнеса может спокойно заниматься развитием дела и не отвлекаться на многочисленные проверки. Но это не значит, что можно идти на нарушения — при выявлении таковых в процессе внепланового контроля предприниматель будет наказан по всей строгости. Также стоит учесть, что надзорные каникулы относятся не ко всем сферам деятельности (об исключениях речь пойдет ниже).

        Надзорные каникулы: требования и исключения

        Малый бизнес вправе рассчитывать на надзорные каникулы в случае, если годовая прибыль не превышает 800 тысяч рублей. При этом не стоит ожидать полной отмены проверок — налогоплательщик все равно находится под контролем. Важно помнить о ряде исключений, которые ограничивают действие надзорных каникул.

        Главное условие, ограничивающее право на применение данной опции — наличие у предпринимателей за прошедшие три года:

      • Постановлений, касающихся наложения штрафных санкций за нарушение действующего закона.
      • Решений по обнулению или приостановке действующей лицензии, предоставленной с учетом ФЗ о лицензировании.
      • Надзорные каникулы для бизнеса не распространяются на некоторые сектора деятельности. Так, воспользоваться опцией не смогут предприниматели, работающие в следующих сферах:

      • Социальной (образование, медицина и прочие).
      • Пожарной.
      • Промышленной.
      • Экологической безопасности и ряде других (упоминаются в ФЗ-294).
      • В ФЗ-294 четко прописана периодичность контрольных выездов (плановых и неплановых). К примеру, для представителей малого бизнеса объем плановых проверок — 50 часов в год. Для сравнения микрокомпании подвергаются контролю реже — 15 ч/год. Существует и ряд исключений, при которых возможно продление проверок (на дополнительные 20 суток, не больше). Надзорные каникулы в бизнесе позволяют «отодвинуть» сроки проверок на определенный период. Цель — ускорить развитие малого предпринимательства и увеличить объем поступающих в казну средств.

        Также к исключениям надзорных каникул стоит отнести:

      • Деятельность, которая связана с опасностью для жизни (энергетика, работа под землей, энергоснабжение и прочие).
      • Внеплановые проверки. Как отмечалось, надзорные каникулы касаются только плановых выездов. Что касается внепланового контроля, он остается. При этом поводом для проверки может стать жалоба на представителя ИП или ООО (от покупателя или клиента).
      • Если предприниматель ведет деятельность по закону и ни с кем не конфликтует, проверки ему не грозят. Несмотря на ряд исключений, 98-99% представителей малого бизнеса подпадают под критерии налоговых каникул.

        Срок действия

        В начала статьи отмечалось, что действие надзорных каникул стартовало с начала 2016 года (с 1 января). Они имеют силу в течение 3-х лет (до конца декабря 2018-го). По завершении этого периода можно ожидать плановую проверку (если к тому времени не произойдет каких-либо новых изменений).

        Факт организации надзорных каникул для бизнеса одобрен на самом высоком уровне Президентом РФ. Так что за нарушение предлагаемых условий можно не переживать. При этом предприниматели должны помнить, что надзорные каникулы не отменяют таможенный и налоговый контроль, проверку платежей во внебюджетные формы, а также прокурорский надзор.

        Смотрите еще:

        • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
        • Подать иск во время суда Обращение в суд. С чего начать? Если предстоит первое обращение в суд, то всегда возникает закономерный вопрос — с чего начать? Этот материал мы подготовили специально для тех кто не имеет опыта подготовки и подачи в суд документов для […]
        • Спайсы наказание Наказание за хранение травки (спайс) Добрый вечер! У сына обнаружили в кармане 0,3 грамма спайса.Какое наказание ему грозит? Ранее не привлекался нигде,в техникуме учится на 4 и 5. Ответы юристов (3) Здравствуйте. СПАЙС — ЭТО БОЛЬШАЯ […]
        • Коэффициенты территории осаго 2014 Коэффициенты территории осаго 2014 Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Таблица коэффициентов территории ОСАГО в 2018 году по регионам — территориальные […]
        • Новый закон по мсэ Путин поручил упростить порядок установления инвалидности Президент России Владимир Путин поручил правительству упростить порядок установления инвалидности, а также развивать центры комплексной реабилитации. Такое поручение глава […]
        • Авторское свидетельство и патент Патент и авторское свидетельство: сходство и различия В нашей стране право собственности на любое изобретение может быть передано непосредственно государству, в результате чего выдается авторское свидетельство, действительное 15 лет с […]
        • Закон 221-з от 28042018 Республика Башкортостан: Закон № 221-з от 28.04.2015 Республика Башкортостан Статья 1. Налоговая ставка в размере 0 процентов при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Башкортостан В соответствии с пунктом […]
        • Пересдача на права после лишения закон Пересдача ПДД на права после лишения Процедура пересдачи на права после лишения (проверка знаний ПДД) регламентируется КоАП РФ и ПП от 14.11.2014 № 1191, которым утверждены Правила возврата ВУ после утраты оснований прекращения действия […]