Ст 512 закона о рынке ценных бумаг

Статья 512 ГК РФ. Ассортимент товаров при восполнении недопоставки (действующая редакция)

1. Ассортимент товаров, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка.

2. Поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и подлежит восполнению, кроме случаев, когда такая поставка произведена с предварительного письменного согласия покупателя.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 512 ГК РФ

1. В случае если поставщик допустил недопоставку товаров, то поставщику и покупателю в таком случае необходимо согласовать ассортимент недопоставленных товаров. В то же время необходимость такого согласования может иметь место лишь в том случае, когда поставщик не имеет возможности допоставить товары покупателю в том ассортименте, который был установлен договором поставки.

Соглашение между поставщиком и покупателем в данном случае может быть заключено в виде дополнительного соглашения к договору поставки либо изначально быть прописано в качестве условия договора. В случае если такое соглашение не заключено, поставщик обязан поставить недопоставленные товары в том ассортименте, который установлен для всех товаров, либо для того периода поставки, в котором была допущена недопоставка товаров.

В случае если поставщик в качестве покрытия недопоставленных товаров поставил товары одного наименования в количестве большем, чем это предусмотрено договором поставки, то такая поставка может быть принята в качестве покрытия недостающих товаров, но только при условии получения письменного согласия покупателя. Такое письменное согласие может быть получено, если, в частности, поставщик предварительно письменно уведомит покупателя о намерении совершить поставку товаров одного наименования в количестве, превышающем установленное договором. Также в договоре поставки может быть специально оговорено условие, согласно которому поставщик в случае поставки товаров одного наименования в целях допоставки недостающих товаров должен предварительно уведомить в письменной форме покупателя о такой поставке в определенный срок заранее до начала такой поставки и после получения письменного согласия приступить к поставке товаров.

По общему правилу поставка товаров в количестве сверх установленного в договоре в счет недопоставленных товаров не засчитывается.

2. Судебная практика:

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 N 15АП-4935/2008;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.1999 N А56-13970/99

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.08.1998 N А33-751/98-С2-Ф02-887/98-С2;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 N 09АП-16739/14;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 N 01АП-2569/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 N 09АП-21742/2013;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 10АП-6465/12;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2012 N 10АП-4710/12.

Субъекты инвестиционной деятельности на рынке портфельных инвестиций

Начало формирования отечественного рынка портфельных инвестиций относится к 1990-м годам. Первоначально было необходимо создать основу правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, сформировать условия, обеспечивающие юридическую возможность привлечения средств частных инвесторов. К числу правовых актов, благодаря которым были созданы условия для формирования рынка портфельных инвестиций, следует отнести ГК РФ и Федеральный закон «Об акционерных обществах». В числе законов, имеющих непосредственное отношение к регулированию портфельных инвестиций, назовем Законы о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, Федеральные законы «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «Об ипотечных ценных бумагах», Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”».

Большое значение для регулирования отношений, возникающих на рынке портфельных инвестиций, имеют подзаконные акты, принимаемые уполномоченными органами. Подзаконные акты обеспечивают применение общих правовых норм, сформулированных в законах. Благодаря тому месту, которые подзаконные акты занимают в системе правовых норм, обеспечивается необходимый динамизм регулирования. В настоящее время существуют значительные объемы нормативного регулирования, сформированного нормотворческой деятельностью ФСФР России и Банка России. При этом опыт России не уникален. Соответствующие регулирующие органы в зарубежных странах принимают не меньшее число правовых норм, актов, адресованных профессиональным участникам.

В регулировании отношений, связанных с осуществлением портфельных инвестиций, большое значение имеет договор. В настоящее время размещение средств в ценные бумаги, иные инструменты, обращающиеся на рынке, практически невозможно без привлечения профессиональных участников. Взаимоотношения между инвесторами и профессиональными участниками, а также между профессиональными участниками в связи с размещением средств инвесторов имеют договорный характер.

Особенность договорного регулирования, складывающегося в связи с осуществлением портфельных инвестиций, состоит в том, что на условия таких договоров существенное влияние оказывают императивные нормы, сформулированные либо государством в законе, либо уполномоченным органом в подзаконном правовом акте, принятым в соответствии с компетенцией, установленной законом. Указанные императивные требования направлены на то, чтобы обеспечить стабильность работы национального финансового рынка, в том числе за счет дополнительных мер, направленных на защиту прав инвесторов. Таким образом, нормы договоров, условия которых разрабатываются сторонами, должны соответствовать императивным требованиям, установленным государством.

Появление новых форм инвестирования, усложнение самого процесса инвестирования постепенно привели к выделению специальной профессиональной деятельности лиц, предоставляющих услуги, связанные с портфельным инвестированием. Выше были названы виды инвестиционной деятельности. Рассмотрим более подробно каждый из названных видов.

Непосредственное инвестирование на рынке портфельных инвестиций не требует получения лицензии. Развитие современного рынка в то же время требует от инвестора специальных знаний, как экономических, так и правовых, для того чтобы в конечном итоге не потерять средства, инвестируемые в качестве портфельных инвестиций. Государство в лице органов законодательной власти, а также уполномоченных органов исполнительной власти (например, ФСФР России) предусматривает ряд требований, адресуемых к различным участникам рынка ценных бумаг (включая эмитентов ценных бумаг), направленных на защиту прав инвесторов. Такого рода требования содержатся, в частности, в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также в ряде нормативных правовых актов, принятых ФСФР России.

В современных условиях в качестве портфельных инвесторов все чаще выступают крупные брокерские компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, производственные предприятия, страховые компании, кредитные организации, т.е. такие организации, которые в силу объективных причин, с одной стороны, обладают значительными ресурсами для портфельного инвестирования, а с другой – могут обеспечить профессиональный подход к оценке перспектив принятия соответствующих решений об инвестировании средств. Такие инвесторы в законодательстве получили наименование «квалифицированные инвесторы» [1] .

Сложность организации рынка портфельных инвестиций предполагает, что инвесторы, не относящиеся к числу квалифицированных, для осуществления инвестирования пользуются услугами профессиональных участников рынка, обладающих соответствующими лицензиями. Порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг определяется в соответствии с положениями Закона о рынке ценных бумаг.

В числе вопросов, связанных с регулированием портфельных инвестиций, особое место занимает проблема регулирования так называемых форм «коллективного инвестирования». Особенность регулирования таких форм состоит в том, что в ряде случаев они связаны с формированием самостоятельных правосубъектных организаций, таких как, например, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды [2] . Однако в большинстве случаев формы коллективного инвестирования (речь идет о паевых инвестиционных фондах) не связаны с формированием самостоятельной правосубъектной организации.

При создании паевого инвестиционного фонда речь идет об обособлении имущества паевого инвестиционного фонда, сформированного за счет средств пайщиков – держателей инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Это имущество, формируемое за счет средств пайщиков, размещается в эмиссионные и иные ценные бумаги, иностранную валюту, производные финансовые инструменты и др. Управление паевым инвестиционным фондом осуществляет управляющая компания. Под управлением управляющей компании может находиться несколько паевых фондов. Условия размещения средств, переданных управляющей компании в доверительное управление для последующего размещения в ценные бумаги и иные активы, обращающиеся на финансовом рынке, определяются в инвестиционной декларации данного паевого инвестиционного фонда. Регулирование деятельности акционерных и паевых инвестиционных фондов осуществляется в соответствии с Законом об инвестиционных фондах.

Порядок лицензирования деятельности на рынке производных финансовых инструментов (фьючерсов, форвардов, опционов) определяется в соответствии с Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее в этой главе – Закон о товарных биржах), в котором не только содержатся определения категорий «фьючерс», «форвард», «опцион», но и устанавливаются требования к порядку обращения указанных стандартных контрактов (финансовых инструментов) на биржевом рынке. Указанные финансовые инструменты также являются объектами инвестирования для портфельных инвесторов.

Указанный Закон содержит определение категории «биржевые сделки», скорректированное в связи с принятием Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 281). Определение категории «биржевые сделки» как в действующей ранее редакции, так и в редакции ФЗ № 281 в совокупности с определением категории «биржевой товар», данным в ст. 6 Закона о товарных биржах, позволяли (и позволяют в настоящее время) распространять действие данного Закона не только (и не столько) на собственно товарные рынки в обычном понимании категории «биржевой товар» сколько на рынки так называемых «производных инструментов», или иначе – на операции, совершаемые на так называемом рынке срочных сделок [3] . На начальном этапе речь шла прежде всего о биржевых фьючерсах, причем, как правило, беспоставочных, базисным активом в которых были такие активы, как валюта, ценные бумаги, т.е. нетоварные активы. Данная особенность отличала становление отечественного рынка производных инструментов от традиционных рынков, в частности рынка США [4] .

В числе видов профессиональной деятельности на финансовом рынке помимо оказания услуг по размещению инвестиций, оказываемых непосредственно инвесторам, представляется возможным выделить также деятельность так называемых организаций инфраструктуры рынка. К числу такого рода организаций следует отнести:

– организации, обеспечивающие учет прав на ценные бумаги (реестродержатели и депозитарии);

– организации, деятельность которых направлена на то, чтобы содействовать заключению сделок на рынке портфельных инвестиций (организаторы торговли, фондовые биржи, биржи производных финансовых инструментов (срочные биржи));

– организации, деятельность которых направлена на организацию расчетов по заключенным сделкам (клиринговые организации).

Порядок осуществления расчетов по сделкам, заключенным на финансовых рынках, регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». В указанном Законе содержится определение таких базовых для клиринговой деятельности понятий, как «клиринг», «неттинг», «центральный контрагент», «клиринговый пул». Вступление в силу данного Закона создало необходимые предпосылки для повышения надежности и прозрачности проведения расчетов на рынках финансовых инструментов.

  • [1] Категория «квалифицированный инвестор» в российском законодательстве появилась относительно недавно. В частности, Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. № 334-Φ3 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об инвестиционных фондах” и отдельные правовые акты Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в Закон о рынке ценных бумаг, в том числе дополнение указанного закона ст. 512, в которой содержится определение категории «квалифицированный инвестор». Зарубежное законодательство следует по аналогичному пути. Например, принятая в апреле 2004 г. Директива ЕС № 2004/39/ЕС «О рынках финансовых инструментов» (полное наименование указанной Директивы: Directive 2004/39/ЕС of the European Parliament and of the Council of April 21, 2004 on markets in financial instruments amending Council Directives 85/611/EEC and 93/6/ЕЕС and Directive 2000/12/ЕС of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC // OJ, L 145/1, 30.04.2004 P. 145) предусматривает необходимость включения в законодательство стран ЕС категории «квалифицированный инвестор».
  • [2] Применительно к деятельности негосударственных пенсионных фондов следует назвать Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
  • [3] Закон о товарных биржах (ст. 8) до внесения в него изменений ФЗ № 281 предусматривал положения, определяющие виды биржевых сделок, связанных: с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара; взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки); взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки); уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки), а также с другими сделками в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленных в правилах биржевой торговли. Не касаясь корректности формулировок приведенных определений, заметим, что наряду с «поставкой реального товара» Закон о товарных биржах предусматривал также «передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов».
  • [4] Закон о товарных биржах США 1936 г. (US Code, Title 7, Chapter 1 – Commodity Exchanges) отменил Закон о зерновых фьючерсах 1922 г. (Grain Futures Act 1922) и создал правовую основу для регулирования торговлей фьючерсами на товары. С момента вступления в силу Закона 1936 г. определение категории «товар» менялось, дополнялось новыми разновидностями товаров. В настоящее время в действующей редакции Закона о товарных биржах 1936 г. под «товарами» (commodity) понимают «пшеницу, хлопок, рис, кукурузу, овес, ячмень, рожь, семена льна, сорго, фураж, масло, яйца, ирландский картофель (Solanum tuberosum), шерсть, жиры и масла (включая шпиг, сало, хлопковое, арахисовое, соевое масло и иные жиры и масла), семена хлопка, арахиса, сои, скот, включая продукты животноводства, замороженный концентрированный апельсиновый сок и иные товары, за исключением лука в соответствии с § 13–1 настоящего Закона, а также все обязанности, права и доходы, по контрактам на поставку или будущую поставку которые предусматриваются или будут вытекать в будущем». Таким образом, под биржевым товаром в Законе США изначально понималась в первую очередь сельскохозяйственная продукция.
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг.

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    (в части регулирования деятельности инвестиционных консультантов, а также предоставления услуг неквалифицированным инвесторам)

    Статья 1
    Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1780; N 31, ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 45; N 18, ст. 2117; N 22, ст. 2563; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6247, 6249; 2008, N 44, ст. 4982) следующие изменения:
    1) в статье 2:
    а) часть восемнадцатую дополнить словами «, а также физические лица, которые осуществляют деятельность по инвестиционному консультированию»;
    б) дополнить частью двадцать восьмой следующего содержания:
    «квалифицированные инвесторы – лица, определяемые в соответствии со статьей 512 настоящего Федерального закона. Иные лица признаются неквалифицированными инвесторами.»;
    2) в статье 3:
    а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
    «Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению по поручению клиента сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездного договора с клиентом.»;
    б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
    «2. Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и, если из существа поручения не вытекает иной порядок их исполнения, в порядке их поступления. Операции, связанные с исполнением поручения клиентов, имеют приоритет по сравнению с операциями самого брокера, осуществляемых за счет самого брокера. Брокер обязан исполнить поручение клиента на наиболее выгодных для последнего условиях, если в соответствии с договором и поручением клиента брокер самостоятельно определяет условия, на которых исполняется такое поручение.»;
    в) первое предложение абзаца второго пункта 3 после слова «вправе» дополнить словами «на возмездной основе»;
    г) абзац пятый пункта 4 дополнить предложением следующего содержания:
    «Если иное не предусмотрено договором о брокерском обслуживании, брокер обращает взыскание на денежные средства и/или ценные бумаги, выступающие обеспечением обязательств клиента по предоставленным брокером займам, в судебном порядке.»;
    д) дополнить пунктами 9 — 12 следующего содержания:
    «9. Брокер вправе заключать договоры с клиентами и оказывать им услуги самостоятельно либо через агента брокера. Агентами брокера могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление брокерской деятельности, деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем), депозитарной деятельности или деятельности по инвестиционному консультированию (за исключением инвестиционных консультантов – физических лиц).
    Агент брокера действует от имени и за счет брокера на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с брокером, а также выданной им доверенности. При осуществлении своей деятельности агент брокера обязан указывать, что он действует от имени и по поручению брокера, а также предъявлять всем заинтересованным лицам доверенность, выданную этим брокером.
    Агент брокера вправе заключать от имени брокера договор о брокерском обслуживании, осуществлять прием и учет поручений клиента, а также их передачу брокеру, предоставлять клиентам отчеты о совершенных операциях и совершать иные действия, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и (или) договором с брокером.
    Агент брокера вправе оказывать услуги в качестве агента брокера одновременно нескольким брокерам.
    10. Если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании, брокер при выполнении поручения клиентов вправе привлекать иного брокера, агента брокера, либо иностранное юридическое лицо, которое в соответствии с личным законом вправе осуществлять брокерскую деятельность. В случае привлечения указанных лиц для выполнения поручений клиентов ответственность за действия таких лиц несет брокер как за свои собственные.
    Брокер обязан предоставлять клиенту информацию о привлекаемых им при выполнении поручений своих клиентов иных брокерах, агентах брокера и (или) иностранных юридических лицах, которые в соответствии с личным законом вправе осуществлять брокерскую деятельность, и их вознаграждении.
    11. Сотрудники (работники) брокера не вправе представлять интересы клиента при оказании последнему услуг этим брокером.
    12. Если договором о брокерском обслуживании предусмотрено право клиента давать поручения брокеру с использованием программно-технических средств, брокер должен обеспечить надлежащее функционирование указанных программно-технических средств, в том числе прием и учет таких поручений клиента в соответствии с установленными требованиями, а также сохранение информации обо всех поданных поручениях клиента, независимо от результатов их исполнения, в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Используемые при взаимодействии между брокером и клиентом программно-технические средства должны соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Брокер несет ответственность за сбои в работе таких программно-технических средств. »;
    3) статью 5 изложить в следующей редакции:
    «Статья 5. Деятельность по управлению активами (инвестиционным портфелем)
    1. Деятельностью по управлению активами (инвестиционным портфелем) признается деятельность по доверительному управлению финансовыми инструментами, в том числе иностранными финансовыми инструментами, денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, предназначенными для совершения сделок с финансовыми инструментами (объекты управления). Объектами управления при осуществлении деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем) могут также быть драгоценные металлы и драгоценные камни.
    Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению активами (инвестиционным портфелем), именуется управляющим.
    К профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не относится деятельность по доверительному управлению, связанная только с осуществлением прав по ценным бумагам.
    2. Управляющий обязан осуществлять доверительное управление добросовестно, в интересах клиента (выгодоприобретателя) и в соответствии с инвестиционными целями последнего.
    3. Права, удостоверенные ценными бумагами, которые находятся в управлении, осуществляются управляющим.
    4. Если это предусмотрено договором, управляющий может поручить брокеру совершать от имени управляющего или от своего имени сделки с объектами управления. Управляющий отвечает за действия избранного им брокера как за свои собственные.
    5. Управляющий вправе самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем), в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг. В случае обращения управляющего в суд в связи с осуществлением деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем) государственная пошлина уплачивается управляющим за счет объектов управления.
    6. Учет прав на ценные бумаги, являющиеся объектом управления, должен осуществляться на отдельном лицевом счете (счетах) управляющего в системе ведения реестра либо на отдельном счете (счетах) депо управляющего в депозитарии, а денежные средства, являющиеся объектами управления, должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом управляющим в кредитной организации (иностранном банке или кредитной организации). Управляющий не вправе зачислять на указанные счета собственные денежные средства и учитывать права на собственные ценные бумаги.
    Если это предусмотрено договором доверительного управления, управляющий вправе открыть один банковский счет для проведения операций с объектами управления двух и более учредителей управления.
    7. Управляющий обязан каждому учредителю управления присвоить индивидуальный код, который должен указываться, помимо пометки «Д.У.», в письменных документах по сделкам с объектами управления этого учредителя управления.
    8. В случае согласия учредителей управления, управляющий вправе объединить объекты управления, передаваемые двумя и более учредителями управления, на праве общей долевой собственности. При объединении объектов управления на праве общей долевой собственности условия договора доверительного управления определяются управляющим в стандартных формах, соответствующих утвержденному саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг типовому договору по доверительному управлению объединенными на праве общей долевой собственности активами (объединенным инвестиционным портфелем), и могут быть приняты учредителями управления, объединяющими объекты управления на праве общей долевой собственности, только путем присоединения к указанному договору в целом. Присоединяясь к такому договору, учредитель управления дает согласие на распоряжение объектами управления, находящимися в общей долевой собственности, в порядке, предусмотренном этим договором.
    В случае объединения объектов управления учредитель управления передает имущество управляющему с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления на праве общей долевой собственности. В указанном случае учредитель управления вправе передать управляющему только денежные средства.
    При объединении объектов управления на праве общей долевой собственности не допускаются раздел имущества, являющегося объектами управления, и выдел из него доли в натуре, а также отчуждение доли, за исключением случаев перехода доли в праве общей собственности в результате универсального правопреемства.. В случае прекращения договора доверительного управления, предусматривающего объединение объектов управления, управляющий за счет объектов управления выплачивает учредителю управления стоимость его доли.
    В случае объединения объектов управления общее количество учредителей управления не может превышать пятидесяти, размер доли в праве общей долевой собственности, принадлежащей одному учредителю управления, не может составлять более 25 процентов, а размер денежных средств, передаваемых учредителем управления при заключении договора доверительного управления, не может составлять менее 500 тысяч рублей. При этом учредитель управления не вправе требовать выплаты части его доли в праве общей долевой собственности, если в результате такой выплаты размер его доли будет составлять менее 500 тысяч рублей.
    Управляющий обязан расторгнуть договор доверительного управления, предусматривающий объединение объектов управления, со всеми учредителями управления при превышении установленного предельного размера доли в праве общей долевой собственности, принадлежащей одному учредителю управления, либо при единовременном выводе долей, составляющих более 75 процентов в праве общей долевой собственности.
    Если при объединении объектов управления на праве общей долевой собственности в состав учредителей управления входит хотя бы один учредитель управления, являющийся неквалифицированным инвестором, управление активами (инвестиционным портфелем) должно осуществляться управляющим с учетом требований настоящего Федерального закона и принятыми в соответствии с ним нормативных правовых актов, предусмотренных для деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем) в отношении неквалифицированных инвесторов.
    9. Управляющий обязан вести отдельный учет объектов управления, принадлежащих каждому учредителю управления, и операций с такими объектами. В случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности управляющий обязан вести отдельный учет объектов управления, находящихся в общей долевой собственности, операций с такими объектами и размера долей в праве общей долевой собственности каждого учредителя управления.
    10. Управляющий обязан один раз в месяц, если более короткий срок не установлен договором доверительного управления, в письменной форме предоставлять учредителю управления отчет, содержащий информацию об объектах управления, находящихся в доверительном управлении и принадлежащих учредителю управления, о сделках (операциях), совершенных с объектами управления в течение отчетного периода, а в случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности – также о доле учредителя управления в праве общей долевой собственности на дату составления отчета. В случае письменного запроса учредителя управления управляющий обязан в срок, не превышающий пяти рабочих дней, если более короткий срок не установлен договором доверительного управления, предоставить учредителю управления отчет, содержащий информацию об объектах управления, принадлежащих учредителю управления, и в случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности о его доле в праве общей долевой собственности на дату, указанную в запросе, а если такая дата не указана — на дату поступления запроса к управляющему.
    11. На объекты управления не может быть обращено взыскание по обязательствам управляющего, не связанным с осуществлением деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем).
    12. Риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости объектов управления несут учредители управления, за исключением убытков, связанных с изменением рыночной стоимости объектов управления, приобретение которых было осуществлено управляющим с нарушением требований договора доверительного управления.
    13. Помимо условий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, в договоре доверительного управления должны быть также указаны инвестиционные цели и соответствующие им требования к составу объектов управления, а также могут быть указаны требования к структуре объектов управления, поддерживать которую в течение срока действия договора обязан управляющий.
    Договор доверительного управления, по которому объединяются объекты управления на праве общей долевой собственности, должен предусматривать также порядок распоряжения объектами управления, находящимися в общей долевой собственности, определения долей, принадлежащих учредителям управления, и оценки объектов управления, а также порядок распределения уплачиваемого управляющему вознаграждения между учредителями управления.
    14. Если иное не предусмотрено договором доверительного управления, управляющий вправе размещать денежные средства, находящиеся в доверительном управлении, на депозитном счете в банках и иных кредитных организациях.
    15. При совершении сделки с объектами управления управляющий обязан соблюдать требования к минимальному уровню наличия объектов управления, необходимых для исполнения обязательств по сделке, на момент совершения сделки, установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    16. Управляющий в процессе исполнения своих обязанностей по договору доверительного управления ценными бумагами не вправе:
    1) приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств финансовые инструменты, находящееся в его собственности или собственности его аффилированных лиц;
    2) отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги в свою собственность или собственность его аффилированных лиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 52 настоящего Федерального закона;
    3) приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств ценные бумаги организаций, находящихся в процессе ликвидации либо признанных судом банкротом в соответствии с законодательства Российской Федерации;
    4) использовать объекты управления для исполнения и обеспечения исполнения своих собственных обязательств или обязательств третьих лиц.
    Требования настоящего пункта не распространяется на исполнение управляющим обязанностей по договору доверительного управления, учредителем управления по которому является квалифицированный инвестор.
    17. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, совершение следующих сделок (договоров) управляющим допускается, только когда это предусмотрено договором доверительного управления:
    1) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
    2) сделок, исполнение по которым осуществляется за счет заемных средств;
    3) принимать в доверительное управление или приобретать за счет денежных средств, находящихся у него в доверительном управлении, ценные бумаги, выпущенные им или его аффилированными лицами в случаях, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    18. Управляющий в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления активами (инвестиционным портфелем) не вправе безвозмездно отчуждать объекты управления.
    19. Договором доверительного управления вознаграждение управляющего должно определяться как сумма платы за управление и вознаграждения за успех, определяемого в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    Договором доверительного управления может быть предусмотрено, что плата за управление и возмещение необходимых расходов управляющему могут осуществляться за счет объектов управления вне зависимости от доходов от использования объектов управления.
    20. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или договором доверительного управления, при расторжении договора или отказе управляющего или учредителя управления от осуществления управления активами (инвестиционным портфелем) по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, объекты управления, находящиеся в доверительном управлении, подлежат передаче учредителю управления на указанный им счет (счета) в срок, не превышающий 14 рабочих дней с момента расторжения договора или отказа управляющего или учредителя управления от осуществления управления активами (инвестиционным портфелем).
    21. Управляющий вправе при осуществлении деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем) совершать сделки с ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, только при условии, что клиент (учредитель управления) является квалифицированным инвестором.
    Последствиями совершения управляющим сделок в нарушение требования, предусмотренного настоящим пунктом, являются:
    возложение на управляющего обязанности по требованию клиента или по предписанию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг продать ценные бумаги и прекратить договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;
    возмещение управляющим клиенту убытков, причиненных в результате продажи ценных бумаг и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
    уплата управляющим процентов на сумму, на которую были совершены сделки с ценными бумагами и (или) заключены договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами. Размер процентов определяется по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае положительной разницы между суммой, полученной в результате продажи ценных бумаг (исполнения и прекращения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами), и суммой, уплаченной в связи с приобретением и продажей ценных бумаг (заключением, исполнением и прекращением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами), проценты уплачиваются в сумме, не покрытой указанной разницей.
    Иск о применении последствий совершения управляющим сделки в нарушение требования настоящего пункта может быть предъявлен клиентом в течение одного года с даты получения им соответствующего отчета управляющего.
    22. При осуществлении деятельности по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) представлять интересы управляющего при взаимоотношениях с учредителями управления и при совершении сделок (проведении операций) с объектами управления вправе только сотрудник (работник) управляющего соответствующий квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.»;
    4) главу 2 дополнить статьями 51 и 52 следующего содержания:
    «Статья 51. Деятельность по инвестиционному консультированию
    1. Для целей настоящего Федерального закона под деятельностью по инвестиционному консультированию признается возмездное оказание юридическим лицом индивидуальных консультационных услуг клиенту в отношении финансовых инструментов, а также сделок с ними (услуги по инвестиционному консультированию) путем предоставления инвестиционных рекомендаций.
    Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по инвестиционному консультированию, именуется инвестиционным консультантом. Инвестиционным консультантом может быть юридическое лицо или физическое лицо. При этом инвестиционный консультант – физическое лицо должен являться членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лицензия на осуществления деятельности по инвестиционному консультированию подлежит аннулированию в случае, если инвестиционный консультант – физическое лицо исключен из саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг и при этом не является членом другой саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
    Инвестиционный консультант – юридическое лицо вправе использовать в своем наименовании слово «независимый», а также указывать в инвестиционной рекомендации информацию о ее независимости, если инвестиционный консультант получает вознаграждение за оказание инвестиционных рекомендаций исключительно от клиентов, которым они предоставляются, и инвестиционные рекомендации не содержат рекомендаций в отношении ценных бумаг (услуг), эмитированных (оказываемых) инвестиционным консультантом и (или) его аффилированными лицами.
    2. Инвестиционные рекомендации должны предоставляться с учетом предоставленной клиентом информации о предполагаемом размере инвестируемых на рынке ценных бумаг средств, сроках их инвестирования и ожидаемой доходности в результате инвестирования (далее вместе – инвестиционные цели клиента), об уровне знаний клиента о финансовом рынке и о соответствующих финансовых инструментах (видах финансовых инструментов), а также информации о финансовом положении клиента. При этом инвестиционный консультант не проверяет достоверность представленной клиентом информации.
    3. Инвестиционная рекомендация должна предоставляться в письменном виде и содержать предусмотренную пунктом 2 настоящей статьи информацию, описание финансового инструмента (вида финансового инструмента) и планируемой с ним сделки, в отношении которых дается рекомендация, описание рисков, связанных с соответствующими финансовыми инструментами (видами финансовых инструментов) и сделок с ними, в том числе с учетом информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, а также указание о наличии конфликта интересов у инвестиционного консультанта, имеющего место при выдаче инвестиционной рекомендации, либо на его отсутствие.
    В случае отказа клиента предоставить предусмотренную пунктом 2 настоящей статьи информацию, инвестиционный консультант не вправе давать инвестиционную рекомендацию.
    4. Инвестиционный консультант получает вознаграждение за предоставление инвестиционной рекомендации от клиента. Не допускается получение инвестиционным консультантом вознаграждения от клиента в случае, если в связи с предоставлением инвестиционной рекомендации он получает вознаграждение от третьих лиц.
    5. Инвестиционный консультант обязан оказывать услуги по инвестиционному консультированию добросовестно, разумно и действовать в интересах клиента.
    6. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по инвестиционному консультированию, вправе совмещать указанную деятельность с брокерской деятельностью, деятельностью по доверительному управлению, депозитарной деятельностью, а также деятельностью агента брокера и агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев.
    7. Инвестиционный консультант несет имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей при оказании услуг по инвестиционному консультированию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и договором об инвестиционном консультировании.
    Инвестиционный консультант не несет ответственность за убытки, причиненные вследствие инвестиционной рекомендации, основанной на предоставленной клиентом недостоверной информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи.
    8. Инвестиционный консультант вправе давать инвестиционные рекомендации в отношении финансовых инструментов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, только если клиент, которому дается инвестиционная рекомендация, является квалифицированным инвестором в силу федерального закона или признан этим инвестиционным консультантом либо иным лицом квалифицированным инвестором в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом подтверждением факта признания клиента квалифицированным инвестором иным лицом является выписка из реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами, выданная лицом, признавшим этого клиента квалифицированным инвестором, не позднее чем за 10 дней до даты предоставления инвестиционной рекомендации.

    Статья 52. Особенности осуществления брокерской деятельности, деятельности по управлению активами (инвестиционным портфелем) в отношении неквалифицированных инвесторов
    1. Брокер, оказывающий услуги неквалифицированным инвесторам, обязан утвердить документ, определяющий порядок совершения операций для исполнения поручений клиентов, а управляющий, осуществляющий доверительное управление активами (инвестиционным портфелем) неквалифицированного инвестора, — порядок управления активами (инвестиционным портфелем) таких клиентов. Указанные документы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и стандартам саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, членом которой является брокер или управляющий, а также должны являться неотъемлемой частью соответствующего договора.
    Брокер (управляющий) обязан ознакомить клиента (учредителя управления), являющегося неквалифицированным инвестором, с указанным документом при заключении договора о брокерском обслуживании (доверительного управления), а также со всеми вносимыми в него изменениями и дополнениями.
    Брокер (управляющий) обязан уведомить клиента (учредителя управления), являющегося неквалифицированным инвестором, об операции, совершенной в нарушение документа, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, в течение 3 рабочих дней со дня такой операции. Указанное уведомление должно содержать обоснование соответствующих действий брокера (управляющего).
    2. Помимо условий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, договор о брокерском обслуживании (договор доверительного управления), с клиентом (учредителем управления), являющимся неквалифицированным инвестором, должен содержать:
    1) все виды сделок и операций, которые может совершать брокер (управляющий) в рамках этого договора;
    2) все виды финансовых инструментов, которые могут быть предметом сделок и операций, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта;
    3) описание рисков, связанных с совершением сделок и операций с видами финансовых инструментах, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, а для договора доверительного управления — также рисков, связанных с выбранными инвестиционным портфелем и стратегией доверительного управления.
    В договоре доверительного управления, учредителем управления по которому является неквалифицированный инвестор, должны быть также указаны требования к составу и структуре объектов управления, поддерживать которую в течение срока действия договора обязан управляющий. При этом предусмотренные договором доверительного управления требования к составу и структуре объектов управления должны соответствовать типовому инвестиционному портфелю управляющего, отвечающего требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и стандартов саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, членом которой является управляющий.
    3. Внесение изменений в договор о брокерском обслуживании (договор доверительного управления), с клиентом (учредителем управления), являющимся неквалифицированным инвестором, в части условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, брокером (управляющим) в одностороннем порядке не допускается.
    Внесение изменений в договор о брокерском обслуживании (договор доверительного управления), с клиентом (учредителем управления), являющимся неквалифицированным инвестором, в части условий, непредусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, брокером (управляющим) в одностороннем порядке допускается только при условии уведомления клиента (учредителя управления) не менее чем за 14 дней до даты вступления в силу таких изменений, за исключением изменений, внесение которых обусловлено требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.
    4. Последствиями совершения брокером (управляющим) сделок и (или) сделок с видами финансовых инструментов, не предусмотренных договором в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, являются последствия, предусмотренные соответственно пунктами 6 – 8 статьи 3 или пункта 20 статьи 5 настоящего Федерального закона для случаев неправомерного совершения сделок с ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, или заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов.
    5. При определении наиболее выгодных для клиента (учредителя управления), являющегося неквалифицированным инвестором, условий брокер (управляющий) обязан в том числе учитывать цену финансовых инструментов и затраты, связанные с исполнением сделки (поручения).
    6. Брокер (управляющий), который систематически исполняет поручения клиентов (совершает сделки с объектами управления учредителя управления) в отношении ценных бумаг, прошедших листинг на фондовой бирже, путем заключения сделок от своего имени не на торгах организатора торговли по рынку ценных бумаг, обязан делать публичные оферты о покупке и (или) продаже таких ценных бумаг.
    Критерии систематичности исполнения поручений клиентов (совершения сделок с объектами управления учредителя управления), а также порядок выставления брокером (управляющим) указанных публичных оферт, включая порядок определения цены покупки и (или) продажи ценных бумаг, устанавливается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    7. Досрочное расторжение договора о брокерском обслуживании (договор доверительного управления), с клиентом (учредителем управления), являющимся неквалифицированным инвестором, по требованию брокера (управляющего) возможно при условии направления клиенту (учредителю управления) уведомления о расторжении договора не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты расторжения.
    8. В случае нарушения брокером (управляющим), предусмотренного настоящим Федеральным законом или договором срока возврата денежных средств, ценных бумаг и (или) иного имущества, принадлежащего неквалифицированному инвестору, брокер (управляющий) уплачивает такому клиенту (учредителю управления) проценты в размере одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день соответствующего исполнения обязательства по возврату указанного имущества, за каждый день просрочки. Указанные проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока возврата брокером (управляющим) денежных средств, ценных бумаг и (или) иного имущества, принадлежащего неквалифицированному инвестору, до дня возврата указанного имущества клиенту (учредителю управления).»;
    5) статью 10 дополнить частью третьей следующего содержания:
    «При совмещении видов деятельности на рынке ценных бумаг для осуществления каждого из видов деятельности на рынке ценных бумаг профессиональным участник рынка ценных бумаг должно быть создано отдельное структурное подразделение.»;
    6) главу 2 дополнить статьями 102 и 103следующего содержания:
    «Статья 102. Требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, оказывающих услуги неквалифицированным инвесторам
    1. Профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе оказывать брокерские услуги и услуги по инвестиционному консультированию неквалифицированным инвесторам, а также осуществлять доверительное управление активами (инвестиционным портфелем) учредителя управления — неквалифицированного инвестора, если он является членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
    2. При оказании брокерских услуг или услуг по инвестиционному консультированию неквалифицированным инвесторам, а также осуществлении доверительного управления активами (инвестиционным портфелем) учредителя управления — неквалифицированного инвестора представлять интересы профессионального участника рынка ценных бумаг вправе только сотрудник (работник) соответствующий квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    3. Сводная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального участника рынка ценных бумаг – юридического лица, оказывающего брокерские услуги и услуги по инвестиционному консультированию неквалифицированным инвесторам, а также осуществляющего доверительное управление активами (инвестиционным портфелем) учредителя управления — неквалифицированного инвестора подлежит обязательному аудиту.
    Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности такого профессионального участника рынка ценных бумаг, выполнении им обязательных нормативов, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, качестве управления профессионального участника рынка ценных бумаг, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами.
    В случае выявления в ходе аудиторской проверки недостоверности финансовой отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг, невыполнения им обязательных нормативов, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, проблем с качеством управления или внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг, аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана в течение 30 дней со дня подготовки аудиторского заключения направить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомление о выявленных недостатках.

    Статья 103. Конфликт интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
    Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан принять меры для выявления конфликта интересов между ним, его аффилированными лицами, его сотрудниками, аудитором, его клиентом (клиентами), который может возникнуть в ходе оказания соответствующей услуги (осуществления доверительного управления).
    В случае наличия конфликта интересов, в том числе получения брокером, управляющим или инвестиционным консультантом от третьих лиц вознаграждения, связанного с оказанием клиенту услуг (осуществлением доверительного управления), профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан до предоставления услуги (выполнения поручения, совершения сделки в ходе доверительного управления) в письменной форме ознакомить клиента с информацией об этом, которая должна содержать указание на источник конфликта интересов.
    Если конфликт интересов профессионального участника рынка ценных бумаг, о котором клиент не был уведомлен заранее, привел к действиям, нанесшим ущерб интересам клиента, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.»;
    7) в статье 30:
    а) дополнить новыми абзацами девятнадцатым и двадцатым следующего содержания:
    «Брокер, управляющий и инвестиционный консультант обязаны предоставлять клиентам (потенциальным клиентам) информацию о себе (в том числе о членстве в саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг), оказываемых услугах, предлагаемых финансовых инструментах, предлагаемой стратегии инвестиций, которая должна включать в себя декларацию о рисках, связанных с такими финансовыми инструментами и стратегиями, способах оказания соответствующих услуг, затратах (платежах, налогах), которые понесет (произведет, уплатит) клиент в связи с оказанием ему услуг, порядке налогообложения операций с финансовыми инструментами.
    Брокер, дилер и управляющий обязаны раскрывать информацию о совершенных за свой счет либо за счет клиента сделках с финансовыми инструментами, допущенными к торгам на организованном рынке.»;
    б) абзацы девятнадцатый и двадцатый считать соответственно абзацами двадцать первым и двадцать вторым;
    8) статью 42 дополнить пунктом 24 следующего содержания:
    «24) устанавливает дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, оказывающим услуги неквалифицированным инвесторам, а также к порядку оказания таких услуг, в том числе в части запрета на совершение в интересах таких инвесторов отдельных видов сделок (операций) и (или) сделок (операций) с отдельными видами финансовых инструментов.»;
    9) в статью 50:
    а) частью третью дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
    «типовые договоры об оказании неквалифицированным инвесторам брокерских услуг и (или) услуг по инвестиционному консультированию, а также типовой договор по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) неквалифицированного инвестора (в случае, если в состав саморегулируемой организации входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, оказывающих услуги неквалифицированным инвесторам);
    порядок проведения проверок участников (членов) в части соблюдения требований законодательства, связанных с оказанием услуг неквалифицированным инвесторам (в случае, если в состав саморегулируемой организации входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, оказывающих услуги неквалифицированным инвесторам).»;
    б) часть девятую после слова «организации» дополнить словами «, типовые договоры»;
    в) дополнить новой частью следующего содержания:
    «Саморегулируемая организация, в состав которой входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, деятельность по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) и (или) деятельность по инвестиционному консультированию и оказывающие услуги неквалифицированным инвесторам, обязана создать орган по досудебному урегулированию конфликтов между ее членами и их клиентами.»;
    10) в статью 512:
    а) в подпункте 1 пункта 2 слова «и управляющие» заменить словами «, управляющие и инвестиционные консультанты»;
    б) пункт 7 после слова «управляющими» дополнить словами «, инвестиционными консультантами».

    Статья 2
    Статью 13 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166) дополнить пунктом 8 следующего содержания:
    «8. Вкладчик – физическое лицо вправе в течение 30 дней с даты заключения пенсионного договора в одностороннем порядке отказаться от его исполнения. При этом фонд не вправе требовать с вкладчика уплаты каких-либо неустоек или возмещения упущенной выгоды. При этом выкупная сумма не может быть меньше суммы уплаченных вкладчиком пенсионных взносов по такому договору.».

    Статья 3
    Внести в Федеральный закон от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1163; 2005, N 25, ст. 2426) следующие изменения:
    1) статью 1 после слова «ущерба» дополнить словом «неквалифицированным»;
    2) в абзаце втором пункта 1 статьи 2 слова «не являющихся профессиональными участниками» заменить словами «не являющихся квалифицированными инвесторами»;
    3) статью 4 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
    «4. Неквалифицированный инвестор в течение 14 дней с даты заключения договора о брокерском обслуживании и (или) доверительном управлении активами (инвестиционным портфелем) вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения. При этом профессиональный участник не вправе требовать с неквалифицированного инвестора уплаты вознаграждения, каких-либо неустоек или упущенной выгоды.»;
    4) в статье 7 слова «и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг,» исключить;
    5) в абзаце втором пункта 1 статьи 10 слова «иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг,» исключить;
    6) в пункте 1 статьи 14 слова «инвесторов – физических лиц» заменить словами «неквалифицированных инвесторов»;
    7) статью 15 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
    «3. Саморегулируемая организация, в состав которой входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, деятельность по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) и (или) деятельность по инвестиционному консультированию и оказывающие услуги неквалифицированным инвесторам, обязана осуществлять проверку таких участников (членов) в части соблюдения последними требований законодательства, связанных с оказанием услуг неквалифицированным инвесторам на финансовом рынке, в соответствии с планом проверки на текущий год, согласованным с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
    Саморегулируемая организация обязана сообщить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг об итогах указанной проверки в течение 30 дней с момента ее завершения.».

    Статья 4
    Пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4562; 2007, N 50, ст. 6247) после слов «брокерской деятельности» дополнить словами «, деятельности по инвестиционному консультированию (за исключением инвестиционных консультантов – физических лиц)».

    Статья 5
    Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849) следующие изменения:
    1) статью 73 дополнить частью 4 следующего содержания:
    «4. В случае объединения объектов управления на праве общей долевой собственности, не допускается обращение взыскания на долю учредителя управления путем раздела имущества, являющегося объектами управления, и выдел из него доли в натуре, а также отчуждения доли, за исключением случаев перехода доли в праве общей собственности в результате универсального правопреемства. При обращении взыскания на долю учредителя управления в праве общей долевой собственности на объекты управления профессиональный учатсник рынка ценных бумаг за счет объектов управления выплачивает стоимость доли такого учредителя управления.»;
    2) статью 80 дополнить частью 41 следующего содержания:
    «41. При объединении объектов управления на праве общей долевой собственности арест на имущество должника – учредителя управления может быть наложен только на его долю в праве общей долевой собственности объектов управления.».

    Статья 6
    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
    2. Саморегулируемые организации, в состав которых входят профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, деятельность по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) и (или) деятельность по инвестиционному консультированию и оказывающие услуги неквалифицированным инвесторам, обязаны в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг типовой договор об оказании неквалифицированным инвесторам брокерских услуг и (или) услуг по инвестиционному консультированию и (или) типовой договор по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) неквалифицированного инвестора.
    3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, деятельность по доверительному управлению активами (инвестиционным портфелем) и (или) деятельность по инвестиционному консультированию и оказывающие услуги неквалифицированным инвесторам, обязаны привести свою деятельность в соответствие с типовым договором, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в течение 6 месяцев со дня утверждения соответствующего договора саморегулируемой организацией, членом которой является этот профессиональный участник рынка ценных бумаг.

    Президент
    Российской Федерации

    Смотрите еще:

    • Закон торговли пиротехники Закон торговли пиротехники Главная Защита прав потребителей Особенности продажи фейерверков, новогодних салютов и пиротехники Продажа указанных товаров регулируется Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности […]
    • Спайсы наказание Наказание за хранение травки (спайс) Добрый вечер! У сына обнаружили в кармане 0,3 грамма спайса.Какое наказание ему грозит? Ранее не привлекался нигде,в техникуме учится на 4 и 5. Ответы юристов (3) Здравствуйте. СПАЙС — ЭТО БОЛЬШАЯ […]
    • Авторское свидетельство и патент Патент и авторское свидетельство: сходство и различия В нашей стране право собственности на любое изобретение может быть передано непосредственно государству, в результате чего выдается авторское свидетельство, действительное 15 лет с […]
    • Новый закон по мсэ Путин поручил упростить порядок установления инвалидности Президент России Владимир Путин поручил правительству упростить порядок установления инвалидности, а также развивать центры комплексной реабилитации. Такое поручение глава […]
    • Подать иск во время суда Обращение в суд. С чего начать? Если предстоит первое обращение в суд, то всегда возникает закономерный вопрос — с чего начать? Этот материал мы подготовили специально для тех кто не имеет опыта подготовки и подачи в суд документов для […]
    • Коэффициенты территории осаго 2014 Коэффициенты территории осаго 2014 Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Таблица коэффициентов территории ОСАГО в 2018 году по регионам — территориальные […]
    • Оформить спортзал в детском саду Оборудование спортзала в детском саду по фгос: делаем правильно При обустройстве спортзала в детском саду существуют три главных непреложных правила: оборудование должно быть в первую очередь безопасным, то есть соответствовать нормам […]
    • Закон 221-з от 28042018 Республика Башкортостан: Закон № 221-з от 28.04.2015 Республика Башкортостан Статья 1. Налоговая ставка в размере 0 процентов при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Башкортостан В соответствии с пунктом […]