Ст 15 закон ооо

Оглавление:

Федеральный закон «Об ООО»

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ
«Об обществах с ограниченной ответственностью»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 2 августа, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 11, 18 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 29 декабря 2012 г., 23 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г., 30 марта, 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 14 января 1998 года

Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

8 февраля 1998 года

Настоящий закон, принятый в соответствии с ГК РФ, определяет общество с ограниченной ответственностью как учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. Число участников общества не должно быть более пятидесяти. В противном случае общество должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Участники общества могут обладать дополнительными правами и нести дополнительные обязанности, устанавливаемые уставом общества. Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет. Общество осуществляет свою деятельность на основе учредительного договора и устава. В случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава. Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда. Уставом общества могут быть ограничены максимальный размер доли участника общества и возможность изменения соотношения долей участников общества. Такие ограничения не могут быть установлены в отношении отдельных участников общества, должны содержаться в уставе общества и приниматься на общем собрании участников общества единогласно. Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 марта 1998 года. Учредительные документы обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью, созданных до введения в действие настоящего закона, подлежат приведению в соответствие с законом не позднее 1 января 1999 года. Общества (товарищества) с ограниченной ответственностью, число участников которых на момент введения в действие настоящего закона превышает пятьдесят, должны до 1 июля 1998 года преобразоваться в акционерные общества или производственные кооперативы либо уменьшить число участников до установленного настоящим законом предела. При преобразовании таких обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью в акционерные общества допускается их преобразование в закрытые акционерные общества без ограничения предельной численности акционеров закрытого акционерного общества, установленной Федеральным законом «Об акционерных обществах». Причем к такой реорганизации в ЗАО не применяются положения настоящего закона о праве кредиторов общества на досрочное прекращение или исполнение соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 марта 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 февраля 1998 г. N 30, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 785

Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 ГК РФ «Юридические лица» (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 129-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 210-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 409-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 401-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 15 предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 31 декабря 1998 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 1998 г. N 96-ФЗ

Статья 15. Полномочия войск национальной гвардии по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции

1. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима чрезвычайного положения вправе:

1) временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, плавучих средств (судов) и пловцов на акватории, осуществлять их досмотр в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

2) использовать в неотложных случаях транспортные средства, принадлежащие организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций, а также транспортных средств специального назначения), транспортные средства и плавучие средства (суда), принадлежащие организациям или гражданам, для проезда к месту чрезвычайных ситуаций и при других чрезвычайных обстоятельствах, для доставления в медицинские организации лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, а также для преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, и доставления их в полицию;

3) не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на отдельные участки местности и объекты; обязывать их покинуть указанные участки местности и объекты;

4) беспрепятственно пользоваться в служебных целях линиями, каналами и средствами связи, принадлежащими организациям (за исключением линий, каналов и средств связи, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и представительствам международных организаций);

5) безвозмездно получать от организаций информацию, необходимую для исполнения военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии служебных обязанностей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлен иной порядок получения соответствующей информации;

6) осуществлять проверку у граждан документов, удостоверяющих их личность, при наличии данных о том, что у граждан имеется оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, специальные средства, производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных средств, плавучих средств (судов);

7) задерживать граждан, нарушивших правила комендантского часа, установленные в соответствии с федеральным законодательством, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, задерживать до установления их личности, но не более чем на срок, предусмотренный федеральным законодательством, с последующим их доставлением в полицию;

8) принимать неотложные меры по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, при обеспечении режима чрезвычайного положения, в том числе на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

2. Военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также участия в контртеррористической операции предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных соответственно федеральным законодательством о военном положении и о противодействии терроризму.

Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

(в ред. Федерального закона от 07.04.2010 N 60-ФЗ)

4) осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

7) проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора).

Ст 15 закон ооо

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 15 Закона о защите прав потребителей
  • Статья 15. Компенсация морального вреда

    Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

    Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

    Вернуться к оглавлению документа: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» в действующей редакции с комментариями

    Комментарии к статье 15 закона о защите прав потребителей, судебная практика применения

    В случае констатации судом факта нарушения прав потребителя, компенсация морального вреда взыскивается в любом случае

    «..При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

    Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости».

    Долевое участие в строительстве

    Взыскание компенсации морального вреда с застройщика за нарушение сроков по договору долевого участия

    Достаточным условием для удовлетворения иска гражданина — участника долевого строительства о компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав потребителя.

    ( См. подробнее п. 28 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013 года:

    Как взыскать компенсацию морального вреда с застройщика за просрочку по договору долевого строительства? (Застройщик нарушил сроки выполнения работ по договору долевого участия в строительстве… Должны ли мы обосновать в суде почему просим взыскать именно такую компенсацию морального вреда а не в меньшем размере?)

    Услуги управляющей компании в сфере ЖКХ

    Взыскание компенсации морального вреда с управляющей компании. Судебная практика (за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств, управляющая компания, помимо возмещения причиненного ущерба (если действием или бездействием УК причинен вред), должна компенсировать и причиненный моральный вред).

    Неденежный взнос в уставный капитал: налоговые последствия

    При создании ООО его учредители могут вносить в уставный капитал не только денежные средства, но и имущество. Закон это позволяет. Однако такие действия неизбежно повлияют на налогообложение. Мы расскажем, на какие моменты необходимо обратить внимание, чтобы избежать при налоговых проверках претензий со стороны контролирующих органов.

    Формируем капитал и оцениваем вклад

    Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), а также п. 1 ст. 66.1 ГК РФ учредитель может оплатить свою долю в уставном капитале организации вещами. Учредительным договором или законом может быть установлен запрет на внесение определенного вида имущества в уставный капитал компании (п. 2 ст. 66.1 ГК РФ).

    Предположим, при создании организации учредители решили формировать уставный капитал из своего имущества. Как оценить внесенное имущество? Ведь вполне возможно, что номинальная стоимость доли учредителя составляет, например, 50 000 руб., а он вносит имущество стоимостью 1 млн руб. Или наоборот, доля определена в 1 млн руб., а учредитель передает объект ценой в 50 000 руб. Из каких критериев следует исходить при оценке неденежного вклада.

    Обратимся к положениям Закона об ООО. По общему правилу денежная оценка имущества, вносимого в уставный капитал организации, утверждается решением общего собрания участников (п. 2 ст. 15 Закона об ООО), то есть, исходя из этой нормы, оценивать неденежный вклад должны сами учредители. Но не все так просто.

    Из этого правила есть исключение. Если номинальная стоимость доли учредителя организации превышает 20 000 руб. и он в счет этой доли вносит имущество, для его оценки необходим независимый оценщик. При этом номинальная стоимость доли учредителя, оплачиваемая неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, которую назвал независимый оценщик.

    В пункте 2 ст. 66.2 ГК РФ также сказано, что денежную оценку имущественного вклада в уставный капитал общества проводит независимый оценщик. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку такого вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком. Поэтому оценщика нужно привлекать независимо от размера номинальной стоимости доли участника. И общее собрание участников не может утвердить стоимость вносимого в качестве вклада в уставный капитал имущества в большей сумме, чем такое имущество оценил независимый оценщик.

    Обратите внимание: в п. 1.4 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016), доведенного до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 28.12.2016 № ГД-4-14/[email protected], сказано, что положения Закона об ООО должны применяться в части, не противоречащей ГК РФ.

    Налог на прибыль

    Стоимость имущества, по которой оно принимается к налоговому учету, зависит от того, кто его вносит (российская организация, инофирма, физлицо). Порядок определения стоимости полученного в качестве вклада в уставный капитал имущества приведен в п. 1 ст. 277 НК РФ.

    Участник — российская компания

    Имущество, полученное от российской организации, принимается к учету по остаточной стоимости, определенной по данным налогового учета у передающей стороны. Если документального подтверждения этой стоимости нет, имущество учитывается по нулевой стоимости.

    Документальным подтверждением может быть выписка из регистров налогового учета участника об остаточной стоимости вносимого имущества на дату перехода права собственности (письмо Минфина России от 17.07.2014 № 03-03-06/1/35104). Если участник применяет УСН с объектом «доходы» или ЕНВД, для определения стоимости полученного имущества могут быть использованы данные бухгалтерского учета компании в отношении первоначальной стоимости и начисленной амортизации, подтвержденные документально (письмо Минфина России от 13.09.2011 № 03-03-06/2/139).

    Участник — иностранная организация

    Неденежный вклад, внесенный инофирмой, принимается к налоговому учету по стоимости, представляющей собой разницу между документально подтвержденными расходами на его приобретение и амортизацией, начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона. Документально подтвердить эту стоимость можно выпиской из регистров налогового учета иностранной организации об остаточной стоимости имущества на дату перехода права собственности (письма Минфина России от 20.06.2012 № 03-03-06/1/312, от 27.10.2011 № 03-03-06/1/693). Таможенная декларация для этих целей не подходит (письмо Минфина России от 27.10.2011 № 03-03-06/1/693).

    Помимо документа о стоимости имущества, по данным передающей стороны у компании-получателя должен быть отчет независимого оценщика о рыночной стоимости этого имущества. Он необходим для сравнения документально подтвержденной стоимости имущества по данным иностранной организации с его рыночной стоимостью. Согласно п. 1 ст. 277 НК РФ получатель не может учесть имущество, внесенное иностранной организацией, по цене выше, чем определена независимым оценщиком. Оценщик должен производить оценку в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является участник.

    Обязательно ли оценщик должен быть из той же страны, что и участник? По мнению Минфина России, нет. Главное, чтобы оценщик действовал в соответствии с законодательством той страны, резидентом которой является участник, вносящий имущество (письма Минфина России от 03.11.2015 № 03-03-06/1/63574, от 10.04.2006 № 03-03-04/1/331). Аналогичного мнения придерживаются и суды.

    Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 25.04.2011 по делу № А56-22773/2010 рассмотрел ситуацию, когда оценка внесенного инофирмой имущества в уставный капитал российской компании была произведена российским оценщиком. Суд указал, что, исходя из смысла п. 1 ст. 277 НК РФ, независимым оценщиком имущества может выступать действительный член любой ассоциации профессиональных оценщиков, осуществляющий оценку имущества в соответствии с международными стандартами оценки. В рассматриваемой ситуации российский оценщик является членом некоммерческого партнерства «Российская коллегия оценщиков», которое, в свою очередь, имеет членство в нескольких международных организациях. При осуществлении оценочной деятельности члены этих организаций могут руководствоваться как федеральными, так и международными стандартами оценки. Кроме того, в силу ст. 20 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» федеральные стандарты оценки разрабатываются на основании международных стандартов оценки. Исходя из этого, суд признал отчет российской компании-оценщика соответствующим требованиям п. 1 ст. 277 НК РФ.

    Суд рассмотрел еще один важный вопрос, касающийся имущества, вносимого инофирмами, а именно по какой стоимости принимать его к учету, если нет подтверждающих документов о стоимости этого имущества по данным передающей стороны? Поскольку у компании отсутствовали документы, подтверждающие расходы передающей стороны на приобретение имущества, налоговики считали, что его стоимость равна нулю. Однако суд указал, что, так как у компании есть отчет оценщика, соответствующий требованиям п. 1 ст. 277 НК РФ, она правомерно учла имущество по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.

    Участник — физическое лицо

    Стоимостью имущества, внесенного физлицом, признаются документально подтвержденные расходы на его покупку (чеки, квитанции и т.д.). и в этом случае получатель не может учесть имущество, внесенное физлицом, по цене выше, чем она определена независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является участник.

    Таким образом, все сказанное выше в отношении независимого оценщика справедливо и в отношении имущества, внесенного физлицами. И если у них нет документов, подтверждающих стоимость имущества, оно принимается к учету в оценке, определенной независимым оценщиком.

    Учет имущества в расходах

    Если компания получила от участника основное средство, она вправе амортизировать его. В пункте 7 ст. 258 НК РФ сказано, что определять норму амортизации по этому имуществу можно с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Из письма Минфина России от 28.12.2009 № 03-03-06/1/826 следует, что в аналогичном порядке может определяться и норма амортизации по нематериальным активам, полученным в качестве вклада в уставный капитал.

    Важно: по основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал, нельзя применить амортизационную премию, поскольку она представляет собой часть расходов на капвложения, которую компания может единовременно учесть в расходах (п. 9 ст. 258 НК РФ). А при получении имущества в качестве вклада в уставный капитал получатель не несет расходов по его приобретению (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/295, от 19.06.2009 № 03-03-06/2/122).

    Что касается внесенных участниками материалов и товаров, то никаких особенностей, связанных с учетом их стоимости в расходах, глава 25 НК РФ не содержит. Поэтому их стоимость учитывается в обычном порядке — единовременно списывается в расходы при их использовании в деятельности получателя (подп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 272 НК РФ).

    Сумма превышения — доход или нет?

    Согласно подп. 1 п. 1 ст. 277 НК РФ у компании-получателя не возникает прибыли при получении имущества от участников в качестве оплаты их долей. А будет ли возникать доход, если рыночная стоимость вносимого имущества превышает номинальную стоимость доли?

    В Определении от 16.03.2009 № 518/09 ВАС РФ указал, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества, имущественных и неимущественных прав в качестве вклада в уставный капитал (включая доход в виде превышения цены доли над ее номинальной стоимостью) у получателя не возникает дохода, подлежащего налогообложению. Под действие этой нормы подпадает и превышение рыночной стоимости имущества над номинальной стоимостью доли, оплаченной этим имуществом. Квалификация ИФНС такого превышения в качестве имущества, безвозмездно полученного обществом и подлежащего налогообложению в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, ошибочна.

    Операция по передаче имущества в уставный капитал не признается реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Следовательно, она не является объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Участник, который передает в качестве вклада в уставный капитал имущество, должен восстановить НДС по нему, ранее принятый к вычету (в отношении основных средств и нематериальных активов в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценки). Это предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ.

    Восстановленный участником НДС получатель вправе принять к вычету, если планирует использовать полученное имущество в операциях, подлежащих обложению НДС (п. 11 ст. 171 НК РФ). Если условие о восстановлении участником сумм налога не выполнено, принять НДС к вычету нельзя (письмо Минфина России от 14.05.2015 № 03-03-06/1/27742).

    Итак, для вычета НДС у компании-получателя должно быть подтверждение того, что участник восстановил налог, а также данные о сумме этого налога. Из положений п. 14 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, и письма ФНС России от 06.12.2013 № ГД-4-3/[email protected] следует, что таким подтверждением будут документы о передаче имущества в уставный капитал, в которых указаны суммы налога, восстановленные участником. Эти документы получатель регистрирует в книге покупок.

    Упрощенная система налогообложения

    Если получатель применяет УСН, он также не включает полученное имущество в доходы (подп. 3 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Но можно ли учесть это имущество в расходах, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на произведенные расходы? Ведь ст. 346.16 НК РФ позволяет уменьшать доход на затраты по приобретению основных средств и нематериальных активов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а также на материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По мнению Минфина России, делать этого нельзя (письма от 03.02.2010 № 03-11-06/2/14, от 29.01.2010 № 03-11-06/2/09, от 11.04.2007 № 03-11-04/2/99). Финансисты объясняют это тем, что на УСН расходами признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А при получении имущества в качестве вклада в уставный капитал компания не несет расходов по его приобретению (фактическую оплату этого имущества не осуществляет).

    Большинство судов разделяют это мнение (постановления АС Волго-Вятского округа от 02.02.2017 № Ф01-6095/2016, ФАС Уральского округа от 15.12.2008 № Ф09-9338/08-С3, Северо-Западного округа от 26.05.2008 № А56-25050/2006, от 28.09.2007 № А56-4532/2007 (Определением ВАС РФ от 21.04.2008 № 1193/08 отказано в передаче дела на пересмотр)).

    Однако есть решение суда, где арбитры признали, что компания на УСН может учесть внесенное в ее уставный капитал имущество в расходах. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 18.07.2006 по делу № А09-142/06-25-16 указал, что получение обществом имущества в уставный капитал нельзя рассматривать в качестве безвозмездной передачи. Ведь в обмен участники получают право на участие в управлении обществом и получение дивидендов.

    На наш взгляд, учесть имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, в расходах на УСН нельзя. Ведь для целей главы 26.2 НК РФ оплатой признается прекращение обязательства покупателя перед продавцом (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Но с внесением имущества в уставный капитал компании-получателя ее обязательства перед участником не прекращаются, а только начинаются. У нее появляется обязанность по распределению прибыли в пользу участников.

    Налог на имущество организаций

    Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

    В бухгалтерском учете имущество, которым оплачена доля в уставном капитале, учитывается по стоимости, которая утверждена участниками общества, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Это правило распространяется на материалы и товары (п. 8 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), основные средства (п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств») и нематериальные активы (п. 11 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

    Но если компания примет к бухгалтерскому учету основное средство по стоимости, утвержденной участниками, которая ниже определенной независимым оценщиком, у нее возникнут проблемы с налогом на имущество. Так, ВС РФ в Определении от 31.01.2017 № 305-КГ16-19701 рассмотрел следующую ситуацию. В качестве вклада в уставный капитал компании участник внес имущество. По данным независимого оценщика, его рыночная стоимость 477,5 млн руб. Участники оценили вклад в размере 29,9 млн руб. По этой стоимости имущество было учтено в составе основных средств. При проверке ИФНС пришла к выводу, что в результате принятия основного средства к учету по заниженной стоимости компания недоплатила налог на имущество, ей были начислены налог, штраф и пени. Компания обратилась в суд, но суды всех инстанций поддержали налоговиков, ссылаясь на п. 2 ст. 15 Закона об ООО, которым установлена обязанность по проведению оценки имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, независимым оценщиком. В пункте 3 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» Президиум ВАС РФ указал, что, если законом предусмотрена оценка имущества независимым оценщиком, совершение сделки по цене, отличающейся от приведенной в отчете независимого оценщика, служит основанием для признания такой сделки недействительной.

    Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2009 по делу № А79-6685/2008 (Определением ВАС РФ от 07.10.2009 № ВАС-9867/09 было отказано в передаче данного дела на пересмотр).

    Минфин России также учитывает разъяснения, данные в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 (письма от 13.02.2009 № 03-05-05-01/10, от 24.10.2007 № 03-05-06-01/124). А в письме от 02.10.2006 № 03-06-01-04/184 финансисты прямо указали, что в бухгалтерском учете и, соответственно, для целей исчисления налога на имущество ООО должно применять приведенную в отчете независимого оценщика стоимость имущества, внесенного в уставный капитал.

    Итак, поскольку независимая оценка обязательна для всех видов вносимого в качестве вклада в уставный капитал имущества (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ), по стоимости, определенной независимым оценщиком, следует принимать к бухгалтерскому учету не только основные средства, но и материалы (товары) и нематериальные активы.

    Статья 15. Оплата долей в уставном капитале общества

    Ст. 15 Закон об ООО в последней действующей редакции от 15 августа 2009 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Статья 15. Оплата долей в уставном капитале общества

    1. Оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

    2. Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

    Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определённую независимым оценщиком.

    В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трёх лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества предусмотренных статьёй 19 настоящего Федерального закона изменений.

    Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества.

    3. В случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу для оплаты доли, участник общества, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока пользования имуществом. Денежная компенсация должна быть предоставлена единовременно в разумный срок с момента предъявления обществом требования о её предоставлении, если иной порядок предоставления денежной компенсации не установлен решением общего собрания участников общества. Данное решение принимается общим собранием участников общества без учёта голосов участника общества, передавшего обществу для оплаты своей доли право пользования имуществом, которое прекратилось досрочно.

    Договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества могут быть предусмотрены иные способы и иной порядок предоставления участником общества компенсации досрочного прекращения права пользования имуществом, переданным им в пользование обществу для оплаты доли в уставном капитале общества.

    В случае непредоставления в установленный срок компенсации доля или часть доли в уставном капитале общества, пропорциональные неоплаченной сумме (стоимости) компенсации, переходят к обществу. Такая доля или часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьёй 24 настоящего Федерального закона.

    4. Имущество, переданное участником общества в пользование обществу для оплаты своей доли, в случае выхода или исключения такого участника из общества остается в пользовании общества в течение срока, на который данное имущество было передано, если иное не предусмотрено договором об учреждении общества.

    Смешанная реорганизация: пробелы закона и возможности практики

    У бизнеса, особенно при наличии развитой холдинговой структуры, на определенном этапе развития может возникнуть потребность реструктуризации действующей системы управления. В качестве одного из способов реструктуризации может выступать реорганизация существующих юридических лиц с целью объединения компаний, занимающихся сходными видами деятельности, в одно предприятие. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу поправки в ГК РФ, которые изменили правила реорганизации. Подробнее о том, почему реорганизация стала проще и удобнее, читайте в этой статье.

    Такие компании могут существовать в разных организационно-правовых формах. При этом возможность проведения реорганизации в кратчайшие сроки является одним из основных факторов при принятии решения о реструктуризации Напомним: до недавнего времени реорганизация компаний различной организационно-правовой формы была невозможна: действовавшее до 1 сентября 2014 г. законодательство позволяло реорганизацию юридических лиц только одной организационно-правовой формы. Это значительно увеличивало сроки, а также расходы на реорганизацию. Сейчас ситуация изменилась: возможности реструктуризации значительно расширились. В частности, теперь разрешена реорганизация компаний различной организационно-правовой формы. В этой статье рассмотрены практические аспекты такой реорганизации в форме присоединения на примере присоединения непубличного АО к ООО. Выбор обусловлен тем, что именно эти ОПФ являются наиболее распространенными формами юридических лиц в России.

    Действующий ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 час­ти первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмот­ренных абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ. Процеду­ра реорганизации ООО и АО законодательно закреплена не только в ГК РФ, но и в специальных законах (Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) и Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Пока указанные законы не приведены в соответствие с ГК РФ. Следствием этого является отсутствие четкого и понятного порядка смешанной реорганизации.

    Реорганизация смешанного типа происходит по общим правилам

    Порядок проведения реорганизации не претерпел каких-либо существенных изменений. Как и прежде, реорганизация проводится в следующем порядке:

    1. инвентаризация активов и обязательств (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
    2. принятие решения о реорганизации с утверждением договора о присоединении всеми участниками реорганизации и передаточного акта лицами, присоединяющимися к основному юридическому лицу (ст. 57 ГК РФ, ст. 17 Закона об АО);
    3. уведомление налогового органа о начале реорганизации (ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
    4. уведомление кредиторов путем размещения в средствах массовой информации сообщения о реорганизации (ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 15 Закона об АО). При этом нет необходимости выдерживать трехмесячный срок, преду­смотренный ст. 60 ГК РФ, так как в процессе реорганизации новое юридичес­кое лицо не возникает;
    5. проведение сверки расчетов с налоговым органом (ст. 32, 45 НК РФ);
    6. проведение совместного общего собрания акционеров (участников) обществ, реорганизуемых в форме присоединения.

    Вопрос о том, нужно ли проведение совместного общего собрания, однозначно законом не решен. Дело в том, что утверждение договора о присоединении и передаточного акта происходит в рамках раздельных общих собраний акционеров (участников) реорганизуе­мых обществ, при этом все остальные вопросы, связанные с реорганизацией, разрешаются на общем собрании акционеров (участников), к которому осуществляется присоединение (в рамках, предусмотренных договором о присоединении).

    В то же время п. 3 ст. 53 Закона об ООО подразумевает обязанность реорганизуемых обществ проводить совместное общее собрание участников в случае реорганизации в форме присоединения. Одновременно эта норма предоставляет участникам реорганизации значительную свободу в определении сроков и условий проведения такого собрания, поскольку в ней указано, что сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении. С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание несовершенное правовое регулирование смешанной реорганизации, во избежание возможных рисков технического отказа в государственной регистрации изменений в ­­ЕГРЮЛ, проведение совместного собрания участников (акционеров) обществ является ­обоснованным;

    7) государственная регистрация новой редакции устава общества, к которому осуществляется присоединение одновременно с финальным этапом реорганизации, включающий в себя подачу заявления по форме Р16003 и иных до­кумен­тов, необходимых для регистрации реорганизации в форме присоединения.

    Судьба уставного капитала и акций

    Наличие среди участников реорганизации юридических лиц различной организационно-правовой формы влечет возникновение ряда вопросов, ответы на которые законодательство не содержит. Один из главных вопросов: что происходит с уставным капиталом присоединяемого общества? Действующая редакция Закона об АО содержит положение о том, что договором о присоединении должен быть преду­смотрен порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что договор о присоединении в числе прочего также должен содержать порядок формирования уставного капитала. Другими словами, участники реорганизации сами вольны определить порядок формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Действующая практика показывает, что на сегодняшний день существует несколько способов формирования уставного капитала реорганизуемого общества. Участники реорганизации вправе выбрать наиболее подходящий для них способ формирования уставного капитала. При этом возможно несколько вариантов.

    Первый вариант — уставный капитал реорганизуемого общества не изменяется и остается в том же размере, в котором он существовал до реорганизации. При этом если участники реорганизуемых общества не совпадают, собственники таких лиц также могут определить размер доли участия в уставном капитале общества после его реорганизации, отдельно стоит подчерк­нуть, что законодательством не установлена обязанность соблюдения пропорции в уставном капитале.

    Второй вариант является более распространенным на практике. Он заключается в следующем: уставный капитал реорганизуемого общества формируется путем сложения уставных капиталов обществ, принимающих участие в реорганизации. В данном случае участники реорганизации также могут распределить доли участия в уставном капитале общества по своему усмотрению.

    Еще одним важным вопросом при формировании уставного капитала реорганизуемого общества в форме АО является судьба акций. Действующее законодательство не разрешает этот вопрос. Но проект федерального закона о внесении изменений в Законы об АО и ООО предлагает дополнить Закон об АО ст. 20.1 «Особенности смешанной реорганизации» (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)» не внесен в Госдуму, размещен на сайте www.regulation.gov.ru с ID 00/04-17252/08-14/12-13-4). Этой статьей установлено правило о том, что договором о присоединении, утверждаемым участниками реорганизации, должен определяться порядок конвертации акций в акции и обмена акций на доли (паи) участвующих в реорганизации или создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Этой же статьей преду­сматривается обязанность предусмотреть в решении о реорганизации положения по вопросам создания такого юридического лица в случае создания в результате реорганизации компании иной организационно-правовой формы.

    В данном законопроекте законодатель, вероятнее всего, рассматривает смешанную реорганизацию как двухэтапную реорганизацию (преобразование с последующим присо­единением). В таком случае в рассматриваемом примере вполне логичным представляется обмен акций присоеди­няемого общества на долю в уставном капитале основного общества (ООО), к которому осуществляется присоединение.

    На момент публикации настоящей статьи автору не известно о существовании каких-либо официальных писем (разъяснений) ЦБ РФ или ФНС России по поставленному вопросу. Если руководствоваться положением, закрепленным в проекте, о том, что акции присоединяемого общества подлежат обмену на доли в уставном капитале ООО, представляется необходимым предусмот­реть порядок такого обмена в догово­ре о присоединении с указанием размера и номинальной стоимости доли каждого будущего участника ООО после реорганизации.

    Действующее регулирование реорганизации акционерных обществ в форме присоединения обязывает участников реорганизации принимать целый ряд решений и фактичес­ких действий, направленных на государственную регистрацию акций (среди прочего можно отметить обязанность по утверждению решения о дополнительном выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение акций, проведение операции в реестре акционеров, связанные с реорганизацией, утверждение отчета об итогах выпуска).

    С учетом того что в рассмат­риваемом примере — присоединения АО к ООО — акции будут обмениваться на доли, а значит, участникам реорганизации необходимо будет совершить ряд действий, однако значительно меньший, чем в случае с присоединением акционерных обществ. В частности, после регистрации финального этапа реорганизации (регистрация прекращения дея­тельности акционерного общества в результате реорганизации в форме присоединения) правопреемник акционерного общества, прекратившего свою деятельность, необходимо будет уведомить регистратора акционерного общества о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений в реестр акционеров и расторгнуть договор на ведение реестра в связи с ликвидацией акционерного общества. Кроме того, правопреемнику реорганизованного акционерного общества необходимо будет уведомить Банк России о произошедшей реорганизации с целью внесения соответствующих изменений (потребуется погашение выпус­ка акций). Сейчас действую­щее законодательство, к сожалению, не содержит перечня до­кумен­тов, которые необходимо будет представить в ЦБ РФ для подобного уведомления, однако мы полагаем, что это не может служить препятствием для надлежащего уведомления соответствующего органа.

    Процедура уведомления кредиторов

    Реорганизация юридического лица имеет существенное значение для его кредиторов, поэтому необходимо осветить также порядок уведомления кредиторов о предстоящей реорганизации. Реорганизуемые общества обязаны опубликовать в средствах массовой информации сообщение о том, что их участниками было принято решение о реорганизации (п. 1. ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). В это сообщении необходимо указать сведения о принятом решении, данные о каждом создаваемом юридическом лице, порядок и сроки предъявления кредиторами своих требований и другие данные. Процедура уведомления не претерпела существенных изменений и, как и прежде, заключается в обязанности общества, последним принявшего решение о реорганизации, либо общества, определенным решением участников обществ, принимающих участие в реорганизации, опубликовать дважды с периодичностью один раз в месяц в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о принятом решении о реорганизации. При этом, как было указано выше, трехмесячный срок для оспаривания решения о реорганизации, предусмотренный ст. 60 ГК РФ, на реорганизацию в форме присоединения не распространяется.

    Таким образом, введенная Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ смешанная реорганизация позволяет участникам хозяйственного оборота реструктурировать свой бизнес в более короткие сроки и с меньшими издержками. Тот факт, что действующие редакции специальных законов еще не приведены в соответствие, не должен отпугивать участников рынка от использования данного типа реорганизации. Практика показывает, что подобные реорганизации проводятся вполне успешно.

    Смотрите еще:

    • Федеральный закон от 27072006 149-фз об информации информационных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о […]
    • Судебный закон 2014 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа […]
    • Закон о ветеринарии 2014 Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря […]
    • Фед закон 152-фз Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 […]
    • Ст 6 закона об обороте земель Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" С […]
    • Закон об органах судебного сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской […]
    • Закон от 19 мая 1995 года 81-фз Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и дополнениями от: 24 ноября […]
    • Семейный кодекс рф последняя редакция развод Семейный кодекс (СК РФ) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 […]