Самурай законы

Путь самурая: Как быть мужчиной, следуя кодексу чести японских воинов

Как-то раз мы уже знакомили вас с кодексом поведения мужчины, основываясь на старинных рыцарских преданиях и своде правил джентльмена, но кое о чем мы еще не поговорили: как быть настоящим мужчиной, следуя пути самурая. Поиск ответов на вопрос о том, как быть настоящим мужчиной, может продолжаться всю жизнь, но трактат о бусидо «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо учит нас искать эти ответы в прошлом.

Редакция FURFUR внимательно изучила произведение знаменитого самурая, жившего в XVII–XVIII веках, и выделила главное. Для удобства мы разделили советы на бытовые и философские. Впрочем, этот трактат мы очень рекомендуем и к самостоятельному прочтению.

Свод правил самурайского кодекса указан в самом конце сборника сочинений Ямамото Цунэтомо. Самих по себе правил (а вернее заповедей) всего четыре. Сам же трактат о пути бусидо состоит из 11-ти книг: здесь можно увидеть примеры доблестного поведения самураев древности и современников автора произведения. На примере этих людей предлагает учиться Цунэмото, в их жизненном пути искать сил и ответов на важнейшие вопросы бытия и повседневности.

Не позволяй другим превзойти себя на пути самурая.

Будь всегда полезен хозяину.

Помни о долге сына перед своими родителями.

Проявляй великое сострадание и помо­гай людям.

Правила поведения
в обществе

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять.

Зевать в присутствии других людей — признак плохого тона.

Говорить, потупив взгляд, неучтиво.

Нехорошо ходить, засунув руки в раз­резы по бокам хакама.

Правила написания писем требуют, что­бы ты всегда отвечал письмом на письмо — пусть даже твой ответ будет длиной в одну строку.

Совершив ошибку, нужно тут же ее исправить. Если это сделать без промедления, она скоро будет забыта.

Тот, кто пьяным хватается за меч, проявляет не только безрассудство, но и трусость.

Даже если ты знаешь, что тебя могут сразить в этот самый день, ты должен достойно встретить свою смерть и позаботиться о внешнем виде. Ведь враги будут пре­зирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно.

Самурай должен избегать большого количества сакэ, чрезмерной гордости и великой роскоши.

Спрашивать, когда знаешь, означает пос­тупать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо.

Отношение
к своей жизни

Всю свою жизнь прилежно учись. Каж­дый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Совершенствование не имеет конца.

Подражание чужим традициям — это потворство.

Путь саму­рая — это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым челове­ком.

Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не беспокоиться. Когда сталкиваешься с труднос­тями, нужно смело и радостно бросаться вперед.

Серьезность болезней и другие несчастья определяются нашим отношением к ним.

Человек ничего не стоит, если он не понимает, что «сейчас» и «то самое вре­мя» — это одно и то же.

Поскольку смерть всегда рядом, нужно прилагать усилия и действовать без промедления.

Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь.

Если человек не совладал со своим телом и рассудком еще вначале, он никогда не одолеет врага.

Приниматься нужно только за то, что можно закончить в течение одного дня. Зав­тра тоже будет только один день.

Бусидо — Путь воина. Кодекс самурая.

Информация

О компании: Их боялись и уважали даже за пределами страны Восходящего Солнца.
Движимые кодексом личной чести и верности, самураи составляли элиту японской армии.

Самураи— военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии. Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.

Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай — служилый воин. Самураи были не только рыцарями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни. Дата основания: 27 июля 2011

9 731 запись предложить новость

Добрый вечер дамы и господа)

Спешу сообщить вам 2 новости. Одна из них хорошая, а вторая так себе.

1) все праздники: дени рождения , мальчишник и свадьба прошли успешно. Теперь могу взяться за подбор контента вплотную Показать полностью…

2) У меня сгорела сетевая карта на компьютере и подбирать контент в данный момент не могу. С телефона очень не удобно. На днях поеду покупать новый.

Вот вроде бы и все ) Кстати , предлагайте свои идеи для конкурса и подарок. Комментарий с лучшим предложением тоже получит подарок )

Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.

Бусидо(в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.

Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.

Основные положения и постулаты кодекса Бусидо

Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), кодекс самурая бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.

Точно и вполне конкретно постулаты кодекса Бусидо оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:

— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.

— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.

— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.

— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.

— В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.

— Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его — означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети — его ветви.

— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.

— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.

— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.

— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.

— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.

— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.

— Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.

— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.

— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.

— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.

— Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством.

Слово «Бусидо», высеченное на камне.

Бусидо видео

В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.

Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

5 комментариев

Каждый самурай должен помнить о смерти и делать все как в последний раз.
Если самурай помнит о смерти, значит, он готов к встрече с врагом.
Если самурай готов к встрече с врагом — он непобедим.

1. Каждый самурай достоин прихода утра. Если утро не приходит — значит, самурай еще спит.
2. Каждый самурай достоин своего обеда. Если самурая не приглашают к обеду — значит, самурай только окончил завтрак.
3. Каждый самурай должен убить своего врага. Если у самурая нет врага — значит, самурай еще не подпоясал меч.
4. Каждый самурай должен быть бдителен. Если меч самурая еще в ножнах — значит, враг хитер и ждет часа, чтобы напасть на самурая.
5. Каждый самурай должен быть честен. Если сказанное самураем не соответствует тому, что знают другие самураи, значит, самураи не знают всей правды.
6. Каждый самурай должен быть храбрым. Если самурай бежит с поля боя, значит, он уводит погоню от других самураев.
7. Каждый самурай должен быть жесток к врагам и открыт для друзей. Если самурай пьет саке с врагами, значит, он желает их напоить.
8. Каждый самурай должен убить волка. Если самурай еще не убил волка, значит, храбрые самураи убили всех волков в округе.
9. Каждый самурай должен в одиночку забраться на Гору. Если никто не видел самурая на Горе, значит, самурай совершил восхождение ночью.
10. Каждый самурай при встрече с самураем должен поклониться первым. Если самурай не поклонился первым, значит, из уважения к другому самураю он предоставил ему право поклониться первым.
11. Каждый самурай сам себе самурай, если рядом нет других самураев.
12. Каждый самурай должен быть сильным. Если самурай уже не может нести свой меч, ему должна помочь жена самурая, иначе другие самураи, занятые уставшим самураем, могут тоже устать.
13. Каждый самурай должен молиться своему Богу. Если Бог не помогает самураю, значит перерывы между битвами слишком малы, чтобы Бог мог услышать молитвы своего самурая.
14. Каждый самурай должен воспитать ученика. Если ученик превзойдет своего самурая — будут помнить об ученике, а о самурае забудут. Если ученик окажется слабее самурая — скажут, что самурай до старости оставался сильнее молодых самураев.
15. Каждый самурай должен уметь пользоваться авторучкой. Если самурай не попал авторучкой в глаз врага с первого раза, значит, ему надо тренировать удар авторучкой.
16. Каждый самурай должен чтить традиции самураев. Если самурай не пришел вечером домой, его жена должна знать, что ее самурай в этот час верен традициям самураев.
17. Каждый самурай должен заботиться о своем мече. Если меч самурая не первый год лежит в ножнах, значит, самурай бережет свой меч от напрасных зарубок и зацепин.
18. Каждый самурай должен подавать пример гостеприимства. Если самурай не открывает гостям дверь, значит, он не желает создавать неудобств ранее пришедшим гостям.
19. Каждый самурай при встрече с двумя врагами должен убить обоих. Если самураю не удалось убить ни одного, значит, врагам повезло.
20. Каждый самурай должен наносить удар мечом молниеносно. Если молния не блеснула в руках самурая, значит наступила ночь.
21. Каждый самурай должен по приказу своего императора выступить на войну. Если самурай остался дома, значит, его старые раны не дают ему покоя и он не хочет отбирать победу у молодых самураев.
22. Каждый самурай может быть награжден своим императором. Если император не наградил своего самурая, значит самурай настолько храбр, что об этом и так все знают.

Психология и валеология 21 века

Авторский блог о психологии, самопознании, оздоровлении. Ψψ Консультации Ψψ

Кодекс современного «самурая»

Самураями в Японии 17 века называли хорошо обученных воинов-мечников. Они служили и защищали своего сюзерена. Самураи никогда не нападали сами, но, если кто-то пытался вступить с ними в схватку, они использовали все свое мастерство, чтобы добиться победы. Противники предпочитали их не трогать, так как знали, что шансов победить очень мало.
Когда хозяин самурая умирал, воин обычно становился свободным и мог «стать ронином» — приступить к духовному самосовершенствованию. Некоторым самураям было тяжело действовать самостоятельно, потому что они привыкли слушать приказания старших по званию. Но со временем они учились быть себе хозяевами и добивались отличия, становясь ронин-самураями.

Прошло столько времени! Мы живем на стыке тысячелетий. Новая эра диктует новые требования. Требования к человеку. С одной стороны инициативность, коммуникабельность, информированность, а с другой стороны внутренние качества: смирение, мудрость, чистота — породили новый тип человека. Это духовный воин — современный самурай.
Его поле битвы — реальность человеческого сознания, где объявлена война вожделению, зависти, жадности и глупости. Оружие — следование принципам кодекса. На этой тропе есть и союзники — близкие по духу и по интересам люди. Пожалуйста, примите их служение.
Эти принципы, дорогие читатели, предложены Вам как доспехи и оружие, чтобы одерживать победу за победой и достойно встретить грядущие перемены новой эпохи!

Кодекс самурая нового времени

Духовность (лекция)
Признание своей зависимости от Высшей Силы, от Бога.
Универсальные духовные истины содержаться во всех религиозных традициях. Сохраняйте верность своей, но мыслите глобально. Духовность — это самостоятельная реальность со своими законами.

Уважение
Всегда есть старшие, равные и младшие. Разумность – способность различать. Старшим служить, с равными дружить, к младшим быть снисходительным и милостивым. Западное общество утратило свою основополагающую систему ценностей, постоянно стягивая людей в пропасть духовной деградации, вместо того чтобы поддерживать их рост. Мы перестали выражать почтение старшим. Мы потеряли способность устанавливать связь с высшими существами – с целью обрести их наставления.

Самообладание
«Праздный ум мастерская дьявола»
«Ум и друг живого существа, и его враг»
Мы должны научиться контролировать собственный ум. Если ваш ум необуздан, вынуждая вас перебегать от одной философии к другой, менять религии, работу, спутников жизни, вам необходимо заглянуть внутрь себя. Мы должны проанализировать собственное внутреннее состояние и определить нашу ахиллесову пяту, потому что именно наши слабые места прежде всего станут объектом проверок и испытаний. Контроль ума и чувств избавляет нас от слабостей, лишая внешние силы возможности нанести нам серьезный урон.
Развивайте позитивный внутренний диалог. Используйте мантры и аффирмации. Это ментальная культура каждого.

Позитивное притворство
«Чтобы быть естественным нужно уметь притворяться».
«Капитан улыбнитесь – ведь улыбка это флаг корабля, капитан подтянитесь – только смелым покоряются моря»
Правильное поведение вызывает соответствующие чувства и состояния.
Бравый вид создает уверенность, дает ощущение силы. Почтительно сложенные руки и поклоны — способствует смирению. Расхлябанность, сутулость и нерешительное поведение – неуверенность.
Следите за своим «бодилангвиджем» и поведением!

Не подставляйся
«Простота хуже воровства, поскольку его же создает»
Мошенники и проходимцы — это специалисты по обслуживанию наших слабостей и пороков. Если дверь не запирать и ценности не прятать, то рано или поздно нагрянет какой-нибудь мошенник и приберет все к рукам. В настежь открытую дверь обязательно кто-нибудь зайдет. Потребуется проницательность и осторожность.

Намагничивай
«Влияние на людей стоит дороже богатства»
Мы мишени. Нас облучают, и мы в долгу не остаемся. Намагничиваем своими флюидами, излучаем различные энергии.
Мы хотим повысить чистоту своего магнетизма. Наслаждайся обаянием, распространяй свою харизму. Влияй позитивно, возвышай сознание. Слово радость состоит из “ра” и “дасть”, т.е. давать солнце, делиться светом и теплом.

Не слишком суровый, не слишком всепрощающий
Если недостаточно одной любви, недостаточно и одного наказания; вместе они могут быть эффективны.
«Любой может рассердиться — это легко, но рассердиться на нужного человека, в нужное время, по нужному поводу и нужным образом — нелегко». Аристотель
«Не способный вызвать трепет своим гневом или расположение своим умиротворением не может ни контролировать, ни защищать. На что он тогда вообще годиться»? Мудрец Чанакья.

Учитель, родитель, администратор, врач – вправе демонстрировать свой ранг, наставлять и применять санкции, критиковать за ошибки тех, о ком призваны заботиться.

Смирение
Проявляется на практике в отношениях.
Учись просить людей о помощи и услуге. Умей признать и загладить свою вину, если ошибся и подвел.
«Реки и ручьи отдают воду морям и океанам потому, что те ниже их. Так и человек, желая получить признание людей, должен быть ниже их». Лао Цзы

«Не проставляйтесь!».
Преимущества и свой интерес утаивайте, берегите козыри для решающего момента. Не спешите раскрываться – отношения утрачивают новизну и аромат, когда человек становится слишком понятным и предсказуемым.
Не показывайте и родимые пятна! Иначе найдется инквизитор, заклеймит как ведьму и поджарит на медленном огне.
«Не доверяй носящим оружие, рекам, животным с рогами или когтями, женщинам и членам царских семей». Индийский моралист Чанакья Пандит.
Не раскрывайся ни перед обычным ни перед плохим другом, поскольку когда разгневаются на тебя, то выдадут все твои тайны. (ЧП)
Не раскрывай замысла не осуществив его. (ЧП)
Мудрый не раскрывает потерю своего богатства, свое раздражение, плохое поведение жены, оскорбительные мнения о себе и позор, выпавший на его долю (ЧП).

Сохраняйте инициативу!
Ни в коем случае не позволяйте отнимать у себя инициативу, иначе вы рискуете потерять свой имидж и репутацию. Понижение статуса не способствует аттракции, расположению человека. Не нужно вежливо молчать, если вас перебивают! Скажите им, что они не правы! Ключевые моменты: сдержанность и решительность.

Нетерпимость!
«Терпимость – другое название равнодушия»
«Единственная вещь, которую необходимо сделать, для того чтобы восторжествовало зло, — это ничего не делать».
Если они ведут себя как «быки», переходят все границы — не спускайте им с рук! Своим преступным бездействием и молчанием мы оставляем зло безнаказанным. Тем самым показываем им, что они и дальше могут вести себя недостойно. Немедленно пресекайте любые «наезды» в ваш адрес, даже если атака маскируется под невинную шутку! Не позволяйте смеяться над вами. Покажите им, что их юмор и провокации не уместны. Поставьте их на место! Скажите, чтобы держали свои кислые шуточки при себе!
Не только ради торжества справедливости, но и чтоб сохранить самоуважение отстаивайте правду. Не молчи если поступают не правильно! Пацифизм неуместен.

Дипломатичность
Прямолинейность может серьезно повредить отношениям. Разговор на две трети должен состоять из любезности и на одну треть из практичности. Часто прямолинейность выдает наше нетерпение, высвечивает не в самом лучшем свете даже самые добрые намерения. В результате – конфликтность и грубость в отношениях.
В браке самое главное – дипломатичность общения, а самый короткий путь – обходной. Легче и удобнее достичь желаемого контакта, если не идти на пролом, а гибко и тактично управлять общением. По существу, с помощью слов, мимики и жеста, применяя искусство полунамеков и выразительных недоговорок, заинтересованные стороны всегда могут договориться друг с другом. Надо только избегать бездумной и грубой прямолинейности. Это не хитрость, а мудрость, ибо ее цели чисты и благородны.

Сила
«Люди сильны до тех пор, пока отстаивают сильную идею»
«Можно сопротивляться вторжению армии, вторжению идей сопротивляться невозможно»
«Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму»
Покажите им, что знаете, что правильно, а что нет! Разумное возражение и отстаивание своих принципов. Для этого вы должны знать, что хорошо, а что плохо и убежденно говорить об этом! Разум основан на способности проводить различия. Самурай – философ, бесстрашно отстаивающий высшие принципы. Он хочет поднять сознание окружающих на более высокий уровень, и действует, повинуясь высшим мотивам любви и сострадания. Об этом говорят его слова и поступки. Когда вы обличаете позорное поведение и безумные идеи, то получаете силу чтобы утвердить правду, чтобы принести благо людям. Убежденность — решающий момент. Силу уважают все и всегда. Помните: ненавидеть нужно грех, а любить человека.

Дружелюбие
Даже если вы не знаете человека, его качеств и намерений, то все равно можете предложить ему свое дружелюбие и уважение авансом. Это обязательно найдет отклик на том же уровне. Таким образом вы инвестируете доверие в ваши отношения.
Нужно искренне интересоваться человеком. Мы хотим не только заинтересовывать, но и интересоваться. Любовь — это активное участие в жизни другого человека. Отзывчивость, участливость и доброжелательство… Шрила Прабхупада всегда подписывался: «Твой вечный доброжелатель».

Уподобление
Отождествляйте себя с людьми и героями, чьи качества и поведение востребованы. Вживайтесь в роль. Создайте в своем уме ясный образ своего героя. Моделируйте его поведение, осанку, манеру говорить. Уподобление — это один из самых мощных факторов в формировании характера и в достижении индивидуальных желаний.

Риторика
«Искусство говорить есть искусство уговаривать»
Требования к речи:
«Достоинства речи — истинность, краткость, ясность, своевременность. Недостатки же — лживость, многословие, неясность и несвоевременность. Ибо что пользы, если истина многословна и утомляет слушателей, или коротка, но неясна; или ясна но произносится некстати?»
Отношение к слушателю:
«При однозначности и конкретности сообщений, неоднозначное и двойственное отношение к слушателю. Слова могут быть прямолинейные и бескомпромиссные, но отношение к человеку не должно быть черно-белым и категоричным»
Учись вступать в конфронтацию. «Хочешь узнать правду — возрази!»

Принципы
Вы должен знать, что хорошо и что плохо и жить в соответствии с принципами. Скажите им, что они не правы, если отклоняются от ваших стандартов! Объясните свою позицию и философию. Предложите свою помощь. Люди, как правило, готовы расти и развиваться, если мы верим в них. Но не будьте высокомерными снобами — это отталкивает. Станьте лидерами ориентированными на принципы. Готовьтесь терпеливо служить и помогать. “Требуй невозможного — получишь максимум!”, говорил Наполеон.

Несгибаемость
«Разумным возражением завоюй уважение».
«Теоретики общения привычно зовут нас в страну унисона (соглашательства). Как не последовать? Что многие и делают – подлаживаются приспосабливаются, входить в положение, учитывать. Однако жизнь почему-то не поддерживает любителей проводить гибкие линии. Не случайно же мы ходим не по канатам, а по хорошо мощеным дорогам.
Так что, слушая тех, кто наставляет нас никогда ни с кем не «искрить» и не вступать в коллизии, одним словом ни-ни! Полемизировать или спорить, мы все же пойдем к тем, кто всю жизнь вместе с овалами рисует и углы, и выучимся у них умению спорить(опровергать, громить, низвергать с пьедесталов, разбивать в пух и прах убедительной силой веской аргументации )» . Таранов

Мудрость
«Мудрость – умение из всех возможных вариантов выбрать правильный!»
Собирайте жемчужины мудрости, которые рассеяны в священных книгах Библия, Коран, Веды и в других источниках выдержавших проверку временем, а так же общайтесь с мудрыми людьми.

Кодекс не является историческим или каноническим кодексом бусидо.

Кодекс самурая для повседневной жизни

Многие наверняка знают, кто такие самураи и слышали о них. Для тех же, кто не в курсе, мы напомним, что в прошлые века словом «самурай» в Японии назывались светские феодалы и мелкие дворяне, относящиеся к феодальному сословию. Также были люди, которых называли «буси» — они были воинами. Но слова «самурай» и «буси» очень близки по своему значению и нередко считаются равнозначными, хотя это не и совсем правильно. Несмотря на это мы не станем делать между ними разницы, и будем рассматривать самураев именно как воинов.

Так вот, самураи были воинами, превосходно владеющими мастерством ведения боя. Их функцией было защищать своего господина (сюзерена). Интересно то, что самураи никогда не вступали в схватку первыми, но если кто-либо желал зла их господину, то практически всегда самураи выходили из схваток победителями. Об их мастерстве все знали, и редко кто отваживался связываться с ними.

Если господин умирал, самурай становился свободным. Многие уходили на службу к новым сюзеренам, т.к. привыкли быть в подчинении. Те же, кто находил в себе силы остаться свободными, нередко посвящали свою жизнь духовному развитию. Свободные самураи переходили в категорию «ронинов». Со временем у самураев сформировался определённый этический кодекс, которому они должны были беспрекословно подчиняться. Этот кодекс назывался «бусидо» и включал в себя наиболее эффективные способы поведения как в бою, так и в повседневной жизни.

Но время неумолимо продолжает свой бег, и мы живём в современном мире, где самураев в привычном их понимании уже нет. Но память о них и кодексе бусидо жива до сих пор. Благодаря своей эффективности и предельной практичности кодекс самураев в несколько трансформированном виде существует и сейчас. И применяют его те, кого можно назвать самураями наших дней – люди, живущие в современном ритме жизни, но обладающие качествами, которые были в почёте во все времена. Полем битвы этих людей является их повседневная жизнь, а цель – достижение успеха, личной продуктивности и следование принципам кодекса. И приведённые ниже в виде кратких тезисов принципы являются оружием современных самураев. Но и вас есть уникальная возможность воспользоваться им, чтобы сделать и себя и свою жизнь сильнее и лучше.

Кодекс современного самурая

Духовность – необходимо понять, что всё в мире подчинено Высшим законам. И мы должны жить в гармонии с ними, развиваться духовно и поступать соответственно. Можно заниматься различными практиками, исповедовать буддизм или индуизм, следовать Библии или Корану. Не важно, ведь речь везде идёт об одном, просто выражена в разных формах. Нужно понять это и сделать частью своей жизни.

Самообладание – важно научиться контролировать себя: свой ум, мысли, желания, привычки и т.д. Если мы не будем контролировать себя, то вся наша жизнь будет пропитана суетой и наполнена множеством бессмысленных вещей. Самоконтроль позволит нам лучше узнать самих себя, стать сильнее, мудрее и опытнее.

Смирение – нужно уметь признавать свои ошибки и уступать, когда это необходимо; держать свой ум и помыслы в чистоте. Нельзя ставить себя выше других живых существ и сил природы. Только поистине смиренный человек может достичь высоких целей.

Уважение – умение уважать других является очень важным. Старшие всегда должны быть в почёте; к равным по статусу нужно относиться так же, как к себе самому; для младших — быть товарищем и наставником.

Дружелюбие – даже если человек вам не знаком, и вы не знаете, чего от него ждать, вы можете проявлять дружелюбие и добрые намерения. Так вы сможете не только обрести положительный образ в глазах другого и добиться взаимного аналогичного отношения, но и найти верных друзей и даже спутника жизни.

Следование примерам – в любой своей деятельности очень удобно отождествлять себя со своими героями, идеалами, авторитетами. Чтобы стать лучшим из тех, кем вы можете быть, вы должны сначала создать этот образ в своём сознании и затем следовать ему.

Адаптированность – человек должен быть готов к любой жизненной ситуации. Важно уметь адаптироваться к обстоятельствам: когда нужно — быть естественным, когда нужно – притвориться. Всегда старайтесь следить за языком тела и контролировать поведение.

Инициативность – в какой бы ситуации вы ни находились, старайтесь держать инициативу в своих руках. Если что-то идёт не так, попытайтесь повлиять на ситуацию. Не нужно только путать инициативность с самоуверенностью и не сдержанным поведением. Будьте решительны, но тактичны.

Бдительность – где бы вы ни оказались, сохраняйте бдительность: внимательно оценивайте своё окружение и поведение других людей, держите в надёжном месте ценные вещи и документы, прислушивайтесь к разговорам других людей. Не путайте бдительность с подозрительностью.

Продуманность действий – если в какой-либо ситуации вы понимаете, что у вас есть козыри, не спешите их раскрывать. Никогда не открывайте душу первому встречному. И даже друзьям и близким не стоит рассказывать абсолютно всего. Не говорите о своих планах, умейте хранить свои и чужие секреты, не рассказывайте о неудачах. Также важно уметь контролировать свои реакции и не показывать, что чувствуешь на самом деле.

Принципы — всегда нужно иметь свою точку зрения. Если вы се согласны с кем-то, не обязательно подстраиваться под других и принимать их позицию. Имейте свою философию и своё мировоззрение. Однако ни в коем случае нельзя быть высокомерным и напыщенным человеком, нужно лишь жить в согласии с самим собой и своими убеждениями.

Убеждённость – здесь подразумевается сила интеллекта. Нужно во всём иметь свою позицию, уметь аргументировать свою точку зрения, но и уметь слушать. Любые действия и поступки должны быть наполнены силой. Имейте убеждённость и направляйте свою деятельность на утверждение правды и искоренение лжи.

Нетерпимость – если кто-то в своих словах и действиях начинает переходить границы дозволенного, этого нужно сразу же пресекать. Не нужно терпеть, если кто-то ведёт себя недостойно по отношению к вам. Умение «ставить людей на место» — очень важный и полезный навык.

Тактичность – не нужно действовать сгоряча и «рубить с плеча». Излишняя прямота может только усугубить ситуацию. Взаимодействуя с другими людьми, будьте любезны, избегайте конфликтов, продумывайте действия и не показывайте нетерпение. Это касается любой сферы жизни. Если идти напролом, можно сломать стену. Если же войти через дверь, можно остаться незамеченным и оказаться там, где нужно.

Не быть суровым и не быть слишком мягким – к каждому человеку и к каждой ситуации нужен свой подход. Но нельзя всегда «наказывать кнутом» или постоянно «угощать пряником». Уместная суровость и уместная мягкость – вот что позволяет находить общий язык с людьми и добиваться своего.

Жёсткость – если всегда прогибаться под ситуации и людей, многого не достигнешь. Когда необходимо, конечно, можно как-то подстроиться и приспособиться. Но если у вас есть твёрдые намерения, то вы должны, как говорится, гнуть свою линию – твёрдо стоять на своём, придерживаться своей позиции.

Мастерство общения – для эффективного общения с людьми нужно осваивать мастерство коммуникации. Важно уметь красноречиво вести беседу, поддерживать разговор, использовать чувство юмора. Но не менее важно быть и хорошим слушателем. Как известно, ничто не доставляет человеку такого удовольствия, как звук его собственного голоса.

Мудрость – мудростью называется умение увидеть и выбрать правильный вариант из огромного их количества. Мудрость приобретается из своего личного жизненного опыта, опыта других людей, а также из всевозможных источников: книг, священных писаний, хороших кинофильмов и, конечно же, из общения с мудрыми людьми.

Все положения этого кодекса современного самурая, во-первых, не являются единственными в своём роде, и при желании вы можете дополнить их своими соображениями, т.к. они суть то, что помогает человеку жить в современном мире наиболее полноценной, насыщенной, эффективной продуктивной жизнью. А во-вторых, представленный кодекс не является тем кодексом бусидо, которым пользовались самураи Японии.

Мы искренне надеемся, что рассмотренные принципы станут для вас надёжным оружием, которое будет помогать одерживать всё новые победы на поле боя, зовущемся жизнью.

Самурай законы

«КНИГА САМУРАЯ. БУСИДО»

Период внутренних войн, продолжавшийся более ста лет, закончился к 1600-му году. Именно тогда на окутанных туманом рисовых полях долины Сэкигахара произошла битва, сделавшая Токугава Иэясу безраздельным владыкой Японии и определившая судьбу страны на двести пятьдесят лет вперед.

Предки Дайдодзи Юдзана были вассалами клана Токугава, а клан Набэсима, которому служили Ямамото, относился к категории «тодзама» — так называли тех, кто подчинился Токугава Иэясу только после Сэкигахара.

Основатель клана Набэсима — Набэсима Наосигэ (1538–1618) — вначале выступил на стороне Токугава, но внезапно перешел на сторону Тоетоми. Сменилось три поколения дайме, прежде чем растаял холод отношений сегунов Токугава к клану Набэсима.

Корни клана Дайдодзи восходят к семье Тайра, через Тайра Корэхира. Но сама фамилия была принята лишь в XV веке, когда Исэ Таро, старший брат Ходзе Соуна, взял себе имя по названию находившегося неподалеку от его резиденции храма (по иным версиям — по названию деревни, в которой жил). Отец Юдзана служил Мацудайра Та-датэру — шестому сыну самого сегуна. Однако немилость Токугава по отношению к Тадатэру вскоре превратила Дайдодзи в ренинов.

Ренинами, — воинами без господина, без средств к существованию, — стали после Сэкигахара более полумиллиона самураев. Эту армию пополняли не только побежденные, лишившись своих владений.

Мир принес эпоху процветания и благополучия.

Вырастали новые города, развивались торговля и производство, но самураи могли только негодовать о том, что их жалование не растет, а социальный вес становится все меньше. Потомственные воины оказались не у дел.

Новый идеал воина и ученого, сложившийся на основе собственных ценностей под китайским влиянием, подходил не всем. Ситуация выровняется со временем, но война не оставляла возможности для овладения искусством каллиграфии. Дело было даже не в том, как воину стать чиновником и счетоводом, а в том, что тревожило уже многих — дальнейшая судьба воинского сословия.

Муро Кюсо (1658–1734) писал: « До недавних времен самураи ничего не знали о деньгах и жили скромно. Я помню свою юность, тогда молодые люди никогда не говорили о ценах и были те, кто краснел от смущения, слыша непристойные рассказы. Вот так за пятьдесят лет изменились устои».

Проблема росла. Проблема требовала разрешения. И появлялись голоса, призывавшие вернуться к былой простоте и воинским идеалам, или же рассуждавшие о «дисциплине ума», способной помочь самураям в новой и непривычной обстановке.

Все были едины в одном: самураю необходимо заново обрести себя, свою роль и значение в — изменившемся мире.

Бусидо — Путь воина — требовал нового определения.

Дайдодзи Юдзан (1636–1730) и Ямамото Цунэтомо (1659–1719), каждый предложил свой рецепт, свое напутствие молодому самураю. Дословный перевод «Будосесинсю»: «Напутствие вступающему на Путь воина»; «Хагакурэ» буквально означает: «Сокрытое в листве».

И даже здесь, уже на вкус слова, мы можем ощутить разницу, почувствовать несходство двух современников, двух самураев. Дайдодзи Юдзан еще молодым человеком прибыл в Эдо, изучал военные науки в школе Обата Кагэнори и Ходзе Удзинага — двух великих полководцев той эпохи, от них же он почерпнул любовь к конфуцианству.

Ямамото Цунэтомо вместе со своим господином обучался у ученого по имени Куранага Рихэй. На него повлияли также конфуцианец Исида Иттэй и дзэнский священник Таннэн.

И Цунэтомо, и Дайдодзи были самураями нового уклада: владение кистью и написание стихотворения вызывали у них не больше затруднений, чем обращение с мечом.

Сходство и различия двух самураев чередуется и в жизни, и в их взглядах, дошедших до нас.

Дайдодзи был ренином, служил клану Асано в Ако, клану Мацудайра в Эцидзэне и Мацудайра в Айдзу, много путешествуя по стране и меняя хозяев. Ямамото всю жизнь служил клану Набэсима, и только официальный запрет сегуна и самого Набэсима Мицусигэ воспрепятствовали ему совершить ритуальное самоубийство после смерти господина. Автор «Хагакурэ» стал дзэнским монахом-отшельником и прожил почти в полном уединении без малого два десятка лет.

Высказывания Цунэтомо дошли до нас только благодаря Тасиро Цурамото, записавшему содержание бесед, продолжавшихся между ними более семи лет. Сам же Дзете советует после прочтения всех одиннадцати книг бросить их в огонь.

Ренин Дайдодзи, не имевший ни господина, ни земли, не был обеспокоен судьбой какого-нибудь конкретного владения или клана, что способствовало широкому распространению «Будосесинсю» среди различных феодальных домов.

Мысли Цунэтомо не простирались дальше владений клана Набэсима. И более ста пятидесяти лет, вплоть до реставрации Мэй-дзи в 1868 году, «Хагакурэ» оставалось учением для избранных. Трудно сказать, что сильнее повлияло на это: или стремление Набэсима использовать наставления Дзето только для воспитания своих самураев, или же опасения о том, какую реакцию у сегуната вызовут призывы к беззаветной преданности дайме клана Набэсима, пронизывающие текст «Хагакурэ».

И Цунэтомо, и Юдзан задавались одним вопросом: «Как мы живем, как мы умираем?»

В самом начале «Хагакурэ» есть изречение: «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть», ставшее лозунгом летчиков-камикадзэ второй мировой войны.

Первая глава «Будосесинсю» начинается так: «Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть».

Вот его главное дело.

Но дальше Юдзан говорит о долгой и благополучной жизни, а Дзете советует: «В ситуации» или — или» без колебаний выбирай смерть «. Спокойная поучительность Дайдодзи, этика, основанная на предельной взаимосвязи внешнего и внутреннего, индивидуальное совершенствование в духе конфуцианства — напутствуют молодого самурая в разрешении вопроса о том, как жить воину в мирное время.

«Хагакурэ» призывает отказаться от прагматизма, от здравого смысла; лишь интуиция способна привести к первоосновам бытия, помочь в любых свершениях. Не дзэнское созерцание Пустоты, а жизнь в мире, жизнь в эту минуту, жизнь определенная одним: правильным ли будет твой следующий шаг. Постепенность и сиюминутность движения и порыв, мгновение и вечность. Два великих самурая пытались ответить на вопросы, о которых судить читателю: стоит ли их задавать.

Юдзан Дайдодзи БУДОСЕСИНСЮ

Предисловие переводчика на английский

Исторические документы, объясняющие основные понятия, связанные с бусидо (понятие «бусидо», как и «самурай», вошло в западные языки как заимствованное слово, обозначающее «национальный, особенно военный, дух Японии; традиционные представления о рыцарстве старого самурайского сословия». Буквально оно означает «путь воина», и впервые появляется в конце XVI в. в сочинениях Тори Мототада (1539–1600). Некоторые европейские авторы, вслед за Чемберленом, полагали, что это понятие было введено лишь в период Мэйдзи с целью укрепления национального духа, а прежде было неизвестно.

Своим распространением на Западе (слово в немалой степени обязано книге доктора Нитобэ «Бусидо», опубликованной в 1899 г.), японским рыцарством, первоначально представляли собой различные описания должного поведения воина во время войн и мира, а позднее «домашние законы» и правила, составленные выдающимися представителями самурайских домов, а иногда и менее значительными личностями. Среди последних содержалось и данное наставление молодому самураю, претендующее на утверждение должных норм поведения, как они понимались в конце XVI — начале XVII вв.

Его автор был знатоком военного искусства и известным писателем той эпохи, а поскольку за свои девяносто два года он пережил правление Шести сегунов — от Иэмицу до Ёсимунэ (ему было двенадцать, когда умер первый, а когда он скончался сам, последний был сегуном уже 15 лет), он хорошо знал атмосферу начала периода Токугава и всего десятилетия после смерти Иэясу. Дожил он и до роскошной эпохи Гэнроку при блестящем и эксцентричном Цунаеси.

Смотрите еще:

  • Срок на обжалование штрафа гибдд Как обжаловать штраф гибдд если не получал постановления Здравствуйте! Узнал из интернета, на сайте госуслуг и сайте гибдд, что у меня, то есть на мой автомобиль есть штраф за нарушение правил стоянки в городе Челябинске, где я ни когда […]
  • Декрет и страховой стаж Входит ли декретный отпуск в трудовой стаж Входит ли в трудовой стаж декрет? Об этом задумывается каждая женщина, которая работает и растит детей. Стоит ли ей использовать по максимуму те дни, которые представлены ей законом? Или же стоит […]
  • Налог на прибыль ставки 2012 Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей И. Н. Шульга, эксперт журнала «Учет в сельском хозяйстве», автор книги «Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей» На практике применение льготной ставки по […]
  • Минрегион приказ 44 Приказ Минрегиона РФ от 11.04.2008 №44 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 11 апреля 2008 г. N 44 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ В ОБЛАСТИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ […]
  • Налоги рф новости Налоги рф новости 16 Августа 2018 02 Августа 2018 Руководители учреждений могут получить дополнительные гарантии при увольнении, а на их заместителей планируется распространить обязанность по подаче справок о доходах, имуществе и […]
  • Заявление анкета на загранпаспорт старого образца до 14 лет Загранпаспорт старого образца на ребенка Загранпаспорт старого образца (64 серия) на ребенка до 18 лет (выдается сроком на 5 лет). С 1 марта 2010 года каждый ребенок (включая младенцев) должен иметь личный загранпаспорт для выездов за […]
  • Какое наказание за продажу сигарет Какой предусмотрен штраф за продажу контрафактного табака? На мой магазин второй раз написали заявление о продаже контрафактного табака, какой предусмотрен штраф или что будет теперь? 28 Февраля 2018, 10:40 Диана, г. Москва Ответы юристов […]
  • Волкова лС логопедия учебное пособие Волкова лС логопедия учебное пособие ЛОГОПЕДИЯПод редакцией профессораП. С. ВолковойДопущеноГоскомитетом СССР по народному образованиюв качестве учебного пособиядля студентов педагогичиских институтовпо специальности МОСКВА 1989\Авторы:\ […]