Проверяемые правилами таблица

Оглавление:

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

  • Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
  • Формировать положительную мотивацию обучения.
    • Проявлять интерес к изучению нового материала.
    • Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
    • Оценивать результат учебного труда.
    • Регулятивные умения:

      • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
      • Соотносить учебные действия с изученным правилом.
      • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
      • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

      Коммуникативные умения:

      • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
      • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
      • Согласовывать позиции и находить общее решение.
      • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
      • Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.
      • Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
      • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.
      • Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

        1. Организационный этап СЛАЙД 2

        Внимание! Проверь, дружок,
        Готов ли ты начать урок!
        Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
        Книжки, ручки и тетрадки?
        Есть у нас девиз такой:
        Всё, что надо под рукой! [2]

        2. Актуализация знаний

        Звуковой файл «Игра» (СЛАЙДЫ 3-12)

        – А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем чудесную гимнастику для глаз. Наш волшебный круг будет вам показывать буквы, а вы должны их отгадать.

        • Какие буквы вы увидели? (я, е, и, ю, а)СЛАЙД 13
        • Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают гласные звуки)
        • Найдите «лишнюю» (это буква а). Докажите! СЛАЙД 13
        • 3. Минутка чистописания

          – Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила написания буквы а (показ на слайде – СЛАЙД 14). Дайте характеристику звуку [а].

          4. Выявление затруднений и постановка проблемы

          – Сегодня на уроке эта волшебная буква будет помогать нам выполнять очень трудные задания.
          – А вот и первое из них (СЛАЙД 15). В каких словах спряталась буква а?

          – Какое правило вы использовали при постановке букв? А какое слово у вас вызвало сомнение?
          – Почему? (Горане знаем, какую букву поставить в слове)
          – Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
          – Что вы можете сказать о пропущенной букве? (Гласный, безударный).
          – В какой части слова находится этот безударный гласный? (В корне слова)
          – Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова) СЛАЙД 16.

          5. Построение проекта выхода из затруднения

          – Как проверить безударный гласный в корне слова?
          – Что для этого нужно сначала сделать?(Прочитать это слово) СЛАЙД17 (прочитай слово)
          – Прочитали. Что дальше будем делать? (Поставим ударение) СЛАЙД17 (поставь ударение)
          – Дальше? (Определяем корень слова) СЛАЙД17 (определи корень)
          – Как убедиться, что мы выбрали правильно гласный? (Подбираем проверочное слово) СЛАЙД17 (подбери проверочное слово)
          – Давайте подберём проверочное слово к слову гора. О чем необходимо помнить? (Гласный должен стать ударным) СЛАЙД17:

          Гора – горы, горный, горка, горочка. СЛАЙД18

          – Чему сегодня на уроке мы будем учиться?

          Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова.

          Алгоритм(как проверить безударный гласный) СЛАЙД 20

          1. Прочитай слово.
          2. Поставь ударение.
          3. Выдели корень.
          4. Подбери проверочное слово:
          5. измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
          6. подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
          7. Запиши слово и подчеркни безударный гласный.
          8. В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.
          9. – Как в слове гора мы проверили безударный гласный в корне?

            • изменили слово так, чтобы гласный стоял под ударением,
            • подобрали родственное однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.
            • – Ребята, посмотрите на свои алгоритмы – помощники (Приложение 1).

              Каждому пункту соответствует знак. Давайте составим алгоритм работы с помощью этих знаков.

              – Молодцы!
              – Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»?

              • Я правильно поставил ударение.
              • Я правильно выделил корень.
              • Я правильно подобрал проверочное слово.
              • Я правильно записал данное слово.
              • Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
              • – Верно! Помните об этом при работе на уроке. А теперь давайте немного отдохнем.

                Физминутка СЛАЙД 22

                Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения под музыку:

                Быстро встаньте, улыбнитесь,
                Выше, выше потянитесь.
                Ну-ка плечи распрямите.
                Поднимите, опустите.
                Влево, вправо повернулись,
                Руками коленей коснулись.
                Сели – встали, сели – встали
                И на месте побежали [2].

                – А теперь потянулись к солнышку, чтобы получить от него заряд энергии и бодрости. Молодцы!

                6. Реализация проекта, структурирование полученных знаний

                – Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание от «буквы А». СЛАЙД 23
                – Перед вами картина. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – найти как можно больше слов с безударной гласной в корне, которые здесь спрятались!
                – Итак, проверяем. Кто назовет найденные слова? У кого другие слова? (Сделать вывод, какая пара набрала больше слов)
                – Молодцы! Давайте запишем несколько слов и выделим безударный гласный в корне. Действуем по алгоритму на ваших карточках-помощниках.

                Окно, цветы, грибок, трава, дерево, река.

                Работа по цепочке. Каждый ребенок оценивает свою работу по 5 критериям (таблица для оценивания на доске) с помощью знаков «+» или «–». (Приложение 2)
                Класс подтверждает или отрицает утверждение учащегося с помощью сигнальных карточек со знаками «+» или «–».

                7. Первичное закрепление (работа по группам, можно встать с места и объединиться в команду)

                – А теперь давайте немного поиграем.

                Игра «Проверь слово» [1]

                У нас три команды – три ряда. Один из игроков первой команды произносит слово с безударной гласной. Игрок второй команды должен назвать проверочное слово для данного. Он же задает следующее слово, а отвечает игрок третьей команды. И так далее. Команда, которая три раза не сумела придумать за условленное время проверочное слово, считается проигравшей.
                Замечательно справились с заданием нашей гости – «буквы А»! Занимаем свои места.

                8. Закрепление полученных знаний

                – А теперь попробуем справиться с еще одним заданием. Не забывайте, чтобы не сделать ошибок, необходимо работать по алгоритму. Давайте повторим правила проверки безударной гласной

                Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограммы:

                Живёт в л…су л…са. Летит за м…дком пч…ла. Гр…чата пищат в гн…зде. [3]

                (комментированное письмо – 1 человек объясняет написание, остальные записывают предложения)

                Оцени свою работу по нашим критериям (задание для ученика, комментировавшего письмо).

                – Ребята, будьте внимательны. Вы проверяете работу своего товарища и оцениваете ее с помощью сигнальных карточек.

                – А теперь я проверю ваши память и внимание. Закончите предложение:

                Чтобы проверить безударный гласный в корне слова…

                Физминутка («Арам-зам-зам») СЛАЙД 26

                – Вы были очень внимательны на уроке. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать (танцевальные движения под музыку).

                – Молодцы! Весело и дружно танцевали.
                – А теперь применяем наши знания на практике.
                – Найдите слова с безударной гласной в стихотворении и объясните их написание. (Стихотворение записано на доске, чтение текста хорошо читающим ребенком. Каждый ребенок подчеркивает найденное слово, объясняя орфограмму.)

                Кроты, слова, зима, весна –
                Одна из гласных не ясна.
                Перо, листы, трава, лесок,
                Волна, стена, спина, носок,
                Дела, лисёнок и трава –
                Проверить надо все слова![1]

                – Замечательно! Вместе мы нашли все слова. Я рада, что вы правильно объяснили все орфограммы. Давайте еще раз повторим правила проверки безударной гласной в корне слова. СЛАЙД 27
                – Сейчас наша гостья предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники (Приложение 3). Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.

                1 уровень (жёлтая карточка)СЛАЙД 28.

                Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, выдели орфограммы (проверка хором).

                2 уровень (голубая карточка) СЛАЙД 29

                Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).

                Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:

                Ты будь внимателен, мой друг,
                В словах есть безударный звук:
                Нора, жара, дома, сосна —
                Одна из гласных не ясна.
                Оса, коса, моря, сова —
                Проверить надо все слова! [1]

                3 уровень (розовая карточка)

                Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными «О» и «А» в корне, подбери проверочные слова.

                (1-2 человека называют свои слова). Каждый из отвечающих объясняет написание слов.

                9. Итог урока

                – Что мы должны знать при записи слов с безударным гласным в корне? Как проверить безударный гласный в корне слова? Ребята, какие задания вам показались наиболее трудными? А самыми интересными?

                10. Рефлексия

                Ребята, посмотрите, перед вами лежат наши замечательные буковки «А». Вы их сейчас раскрасите

                зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
                жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой.
                красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

                Литература:

                1. О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. Учим русский с увлечением. 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2010 г.
                2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.
                3. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
                4. Чулихина Е. А. Письменные буквы русского алфавита. Анимированный плакат.
                5. Двойкам нет

                  В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

                6. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
                7. Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
                8. Чередующиеся гласные в корне слова.
                9. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.
                10. Безударная проверяемая гласная в корне слова

                  Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

                  Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

                  Безударная непроверяемая гласная в корне слова

                  В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
                  Например: вокзал, атмосфера и т.д.

                  Чередующиеся гласные в корне слова

                  В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

                  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
                  • написание зависит от ударения;
                  • написание зависит от конечной согласной корня;
                  • написание зависит от значения слова.
                  • Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

                    В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

                    -кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

                    Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

                    Написание зависит от ударения

                    В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

                    Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения — -а-.

                    Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

                    -клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения — -о-.

                    -скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

                    Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

                    Написание зависит от конечной согласной корня

                    В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
                    -лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

                    Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

                    Написание зависит от значения слова

                    В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
                    -равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

                    Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

                    -мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

                    Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

                    В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

                    4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

                    После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
                    Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

                    Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
                    Например: сверхинтересный, межинститутский.

                    Кроме того, исключением является слово взимать.

                    После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
                    Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

                    Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

                    В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
                    Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

                    14. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правила

                    Сильной позицией для гласных звуков является позиция
                    в ударном слоге.

                    Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция
                    сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая.

                    Безударные гласные корня проверяются ударением:

                    волна́ – во́лны, мячи́ – мя́ч.

                    Способы проверки безударных гласных в корне

                    1. Подбор однокоренных слов:

                    соли́ть – со́ль, закрепи́ть – кре́пкий, возду́шный – во́здух.

                    2. Изменение формы слова:

                    окно́ – о́кна, гроза́ – гро́зы.

                    При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое
                    значение:

                    спешу́ (в школу) – спе́шка, спишу́ (текст) – пи́шет.

                    Задачи на тему «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

                    Расп лить бревно, гр зовая туча, г родские пейзажи, похв лить за работу, усл жнить задание, дер венская улица, вредные исп рения, щеб танье птиц.

                    Выделите в каждой четвёрке слов однокоренные.

                    1. Вода, водяной, водитель, водичка.
                    2. Смешать, смех, смешной, смешить.
                    3. Лес, лестница, лесок, лесничий.
                    4. Левый, налево, лев, левая.

                    Д ждливый, с довый, м рской, д лёкий, р дной, в черний, взл теть, вм стить, вх дить, заг дать, г ворить, разд лить, г стить, в здушный.

                    Вставьте пропущенные буквы.

                    Заг дать желание, зал зать на дерево, зар дить ружьё, неожиданно засм яться, зап вать песню, изн сить костюм, пос деть на берегу, зап вать молоком, пр сить о помощи, осл беть от болезни.

                    Раск лоть бревно – раск лить сковородку. Зап вать песню – зап вать лекарство. Посв тить искусству – посв тить фонариком. Прим рить друзей – прим рять платье. Ч стота в помещении – ч стота волн.

                    Скр пить документы – скр петь дверью. Нав вать скуку – нав вать проволоку. Сп шите видеть – сп шите в тетрадь. Зал зать рану – зал зать на дерево. Прож вать по адресу – тщательно прож вать.

                    Неожиданно обог титься, сильное землетр сение, зар дить ружьё, к лючий кактус, укр щать льва, опл тить проезд, перест новка мебели.

                    Металлическое огр ждение, громко засм яться, оч ровательный малыш, сост влять расписание, усл жнить ситуацию, прор дить посевы.

                    интернет проект BeginnerSchool.ru

                    Сайт для детей и их родителей

                    Правописание согласных в корне слова

                    В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

                  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
                  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
                  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.
                  • Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

                    Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

                    про с ьба – про с ить

                    ни з кий – ни з ок

                    лё д – ле д овый

                    А каким образом можно изменить слова?

                    В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

                    гла з – гла з а

                    це п ь – це п и

                    сосе д – сосе д и

                    бере г – бере г а

                    Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

                    блу з ка – блу з ки – (много) блу з ок

                    шля п ка – шля п ки – (много) шля п ок

                    Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

                    ша п ка – ша п очка

                    поду ш ка – поду ш ечка

                    бере з ка – бере з онька

                    игру ш ка – игру ш ечка

                    блю д це – блю д о

                    пого д ка – пого д а

                    тра в ка – тра в а

                    Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

                    Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

                    Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

                    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

                    Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

                    ус т ный – ус т а

                    здра в ствуй – здоро в ый

                    капус т ный – капус т а

                    Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

                    чуде сн ый – чудеса

                    опа сн ый – опасаться

                    ужа сн ый – ужасы

                    Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

                    чу в ствовать

                    лес т ница (но лесенка)

                    ск лянка (но стекло)

                    бле сн уть (блестеть)

                    слове сн ый

                    я ств а

                    рове сн ик

                    напер сн ик

                    Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

                    К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

                    суббота, коллекция, касса

                    Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

                    Спасибо, что Вы с нами!

                    1. Правописание гласных в корне словаНе всегда при произношении слова можно явно понять, как оно.
                    2. Мягкий знакВ этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего.
                    3. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательныхБезударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и.
                    4. Правописание глаголов в прошедшем времениПродолжим изучать тему «Глаголы» и сегодня поговорим о правописании глаголов.
                    5. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.

                    Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

                    Подпишитесь на новости сайта:

                    Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

                    Материал по русскому языку «Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня» ( 2 класс)

                    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

                    Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку Проверяемые и непроверяемые орфограммы для проекта.pptx

                    Описание презентации по отдельным слайдам:

                    Урок на тему Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне Составила учитель начальных классов Пашкина Е.В. г.о. Реутов

                    Добрый день! Всем, всем, всем! Солнца тёплые улыбки! Всем, всем, всем! Ни грустинки, ни слезинки! Будем мы трудиться дружно, Знанья добывать нам нужно.

                    Гласные Согласные Орфограммы

                    Проеряемые и непрверяемые орфограммы в корне слова. ТЕМА УРОКА

                    Таблица самоконтроля Я умею С/О С/К К 1. Проверять написание слов по словарю 2. Находить безударные гласные, проверять их 3. Находить парные согласные, проверять их 4. Находить непроизносимые согласные, проверять их

                    Тест 1. Выбери слова, где правильно пропущены орфограммы: варежкой 1. варе_кой 2. вар_жк_й 3. вар__к_й снежок 1. сн_жо_ 2. сн_жок 3. снежо_ 2. Выбери проверочное слово: В_да 1. водяной 2. воды 3. водит 3. Выбери слово для проверки: ду_ 1. дубки 2. дубовый 3. дубы 4. Исправь ошибки: Новый год– чудесный праздник. Радостные улыбки сияют на лицах ребят.

                    Технологическая карта урока

                    Учитель: Пашкина Елена Валентиновга

                    Класс: 2 (инклюзия) дети с нарушением зрения

                    Предмет: русский язык

                    УМК «Планета знаний»

                    Тема урока: Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня

                    Место урока в программе: « Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

                    Тип урока: урок контроля и оценки

                    Цели урока:

                  • Образовательные: создать условия для проверки обучающимися заполнять орфограммы слабых позиций (ОСП) гласных и согласных по сильной позиции.
                  • Развивающие: развивать умения детей самостоятельно оценивать выполненные задания по выработанным критериям и планировать коррекционную работу.
                  • Воспитательные: создать условие для воспитания культуры общения между обучающимися в паре, в группе.
                  • Пашкина Елена Валентиновна
                  • 849
                  • 04.10.2017
                  • К учебнику: Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. М.: 2012. — Ч.1 — 144с., Ч.2 — 144с.

                    К уроку: Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне (повторение)

                    Номер материала: ДБ-726943

                    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

                    Не нашли то что искали?

                    Вам будут интересны эти курсы:

                    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

                    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

                    Сертификат о создании сайта

                    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

                    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

                    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

                    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

                    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

                    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

                    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

                    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

                    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

                    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме:
                    Открытый урок во 2 классе по теме » Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова». (2015г.)

                    Разработка урока по русскому языку с презентацией. 2 класс. По учебнику В.П. Канакиной.

                    Предварительный просмотр:

                    Конспект урока русского языка.

                    Учитель Мельникова Ю.В.

                    Тема: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова».

                    Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; различать проверяемые и непроверяемые орфограммы;

                    запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах;

                    приводить примеры с изучаемой орфограммой;

                    умение точно отвечать на вопросы.

                    Умение планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи.

                    вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

                    Познавательные : умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; различать проверяемые и непроверяемые орфограммы;

                    запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах; приводить примеры с изучаемой орфограммой;работать с орфографическим словарём.

                    Вы дружные? (дружные)

                    Вы внимательные? (внимательные?)

                    Вы старательные? (старательные?)

                    Вы учиться любите? (любим)

                    — Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»

                    Разминка для пальчиков.

                    Я решил ворон считать. (Попеременные удары кулак-кулак, ладошка- ладошка)

                    Раз, два, три, четыре, пять (загибание пальцев на руках)

                    Шесть – ворона на столбе, (массажируем)

                    Семь – ворона на трубе,
                    Восемь — села на плакат,

                    Девять – кормит воронят,

                    Ну а десять – это галка,

                    Вот и кончилась считалка. (Попеременные удары кулак-кулак, ладошка- ладошка)

                    Запись числа (Один читает, все пишут)

                    2. Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

                    — Подчеркните самое красивое сочетание букв.

                    грибы гряда игрок

                    -Запишите слова с этими буквами.

                    — Оцените работу, нарисуйте смайлик на дорожке успеха.

                    -По каким признакам разделим слова на 2 группы? ( одушевлённые — неодушевлённые, ед. число- мн. число)

                    -По каким признакам объединим в одну? (2 слога, 2-й ударный, есть безуд. гласная)

                    -Подчеркните безударную гласную в корне слова.

                    -Можем ли мы ошибиться в написании этих слов? (в слабой позиции)

                    -Что нужно делать, чтобы не ошибиться? Как проверить?

                    -Как мы ещё называем безударную гласную? (Орфограмма)

                    -С какой орфограммой мы будем продолжать сегодня работать?

                    Тема урока « Орфограмма « Безударная гласная в корне слова»

                    1.Разделим орфограммы «Безударные гласные в корне слова» на две группы

                    2Будем учиться различать орфограммы, и правильно записывать слова с ними.

                    -Для чего это нужно? ( Чтобы писать грамотно.)

                    4. Работа по теме урока.

                    А)Работа по электронному приложению.

                    -Поможем лосям спуститься на землю, для этого распределим мешки по корзинам. (Подбирают проверочные)

                    -Каким способом проверяли?

                    Б) Работа в группе.

                    Мы сказали, что орфограмму «Безударный гласный» нужно проверять.

                    — У вас на столах карточки с заданиями. Прочитайте и выполните их в группе.

                    1 .Вставьте пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова и записывая в столбике слева.

                    2. Подумайте, в какие две группы можно распределить слова с орфограммами.

                    Слова одной группы подчеркните синим цветом, а другой — красным.

                    6. Проверяемые безударные
                    гласные в корне слова

                    Л е сн ` ик (л е с); р е к ` а (р ` е ки); объед и н ` ение (ед ` и ный); разв е в ` ается флаг (в ` е ять); разв и в ` аться физически (разв ` и тие); сп е ш ` ить в школу (сп ` е шка); сп и ш ` ите пример (сп ` и шем); разр е д ` ить воздух (р ` е дко); разр я д ` ить снаряд (разр ` я д); продр о ж ` ать под дождем (др о жь); раздр а ж ` ать (др ` а знит); вообр а ж ` ать много (обр ` а зчик); погл о щённый работой (гл ` о тка).

                    Нельзя проверять безударный гласный в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида:
                    упр о с ` ить — упр `а шивать; зах о д ` ить — зах `а живать; т о пт ` ать — вт `а птывать; к о с ` ить — ск `а шивать; взл о м ` ать — взл `а мывать; ум о лч ` ать — ум `а лчивать.

                    Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения:
                    к о л ` оть — вык `а лывать; н о с ` ить — вын `а шивать; л о в ` ить — выл `а вливать.

                    7.Проверяемые и непроизносимые
                    согласные в корне слова

                    8. Буквы И, А, У после шипящих

                    9. Буквы И (Ы) после Ц

                    Буква Ы после Ц пишется в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксе -ЦЫН.

                    10. Буквы Ё, О после шипящих в корне слова

                    11. Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-

                    Предл о жить, предл о жение, пол о жение, изл о жение, предпол о жение, предпол о жить, возл о жить, прил о жение.

                    Предл а г а ть, изл а г а ть, прил а г а тельное, распол а г а ть, сл а г а емые, пол а г а ю.

                    К о снуться, прик о сновение. К а с а ться, прик а с а ться, к а с а тельная линия, соприк а с а ться, к а с а лся.

                    12. Буквы А — О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС-

                    Р а ст ение, р а ст ительность, выр а ст ить, возр а ст , нар а ст ать, нар а ст ание, нар а щ ение, нар а щ ивать, выр а щ енный, р а щ ение, возр а ст ающий шум, прир а щ ение скорости, р а ст ет дерево.

                    Выр о с ший, р о с ли цветы, водор о с ли, выр о с ли деревья, молодая пор о с ль, недор о с ль, отр о с ли волосы.

                    Исключения: отр а сль, р о сток, р о стовщик, Р о стов, Р о стислав.

                    13. Буквы А — О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН-

                    З ` а рево, з ` о рька, з ` о ри.
                    З а рн ` ица, з а р ` я, оз а рённый, оз а р ` ить, оз а р ` ять.
                    Исключение: з а рев ` ать.

                    Кл ` а няться, накл ` о н, покл ` о н.
                    Накл о н ` иться, покл о н ` иться, укл о н ` иться.

                    Тв а рь, тв ` о рчество, затв ` о р.
                    Тв о р ` ить, вытв о р ` ять, претв о р ` ять, затв о р ` ить, натв о р ` ить, притв о р ` ить.
                    Исключение: ` утв а рь.

                    Заг ` а р, уг ` а р, наг ` а р.
                    Заг о р ` ать, заг о р ` еть, заг о р ` елый, сг о р ` ание, г о р ` еть, заг о р ` еться, наг о р ` ать.
                    Исключения: пр ` иг а рь, ` изг а рь.

                    Смотрите еще:

                    • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
                    • Права и обязанности ученика в школе по новому закону об образовании Права и обязанности учащихся Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит […]
                    • Юрист в городе железнодорожный Юридический центр Юридические консультации. Услуги адвокатов и юристов. Представительство в суде. Москва и Московская область Железнодорожный — Юридическая консультация, Адвокат, Юрист Железнодорожный — Юридическая консультация Адвокат, […]
                    • Заявление супругов о распределении имущественного налогового вычета Правила составления заявления на распределение имущественного вычета между супругами В соответствии с налоговым законодательством РФ каждый, кто приобрел недвижимость, имеет право получить назад часть уплаченных средств в виде возврата […]
                    • Загранпаспорт как оформить анкету Заполнение анкеты Услуга: Заполнение анкеты на загранпаспорт + полный пакет документов 500 рублей – для детей и пенсионеров 1000 рублей – для взрослых В стоимость включено: Заполнение анкеты на загранпаспорт в соответствии с […]
                    • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
                    • Образец приказа дисциплинарное взыскание об прогуле Алгоритм увольнения сотрудника за прогул: образец приказа о дисциплинарном взыскании Трудовой договор предусматривает возмездное выполнение работником определённых действий в пользу работодателя. Если работодателя не устраивает, что […]
                    • Новый закон о налогах на имущество физических лиц 2018 для пенсионеров Какой в 2017-2018 году налог на имущество физических лиц для пенсионеров Налог на имущество физических лиц – это одна из разновидностей местных сборов, уплачивать который обязаны собственники: частых обитаемых домов; дач; квартир; […]