Правило морали примеры

Пословицы к золотому правилу этики (морали и нравственности)

Золотое правило этики полезно знать каждому человеку. В школе его изучают на уроках «Основы православной культуры» в 4 классе. И в качестве одного из заданий в рамках предмета дается следующее:

  • Подбери пословицы, подходящие к золотому правилу этики.
  • Давайте сначала разберемся, что это за правило . Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иными словами:

  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Хочешь добра — делай добро. Хочешь, чтобы про тебя не разносили грязные сплетни — сам говори только правду.
  • Это правило еще называют Золотым правилом морали и нравственности, а не только этики. В русском языке есть также много пословиц, отражающих эту мысль:

  • На добрый привет, добрый и ответ.
  • Как мы людям, так и люди нам.
  • За доброе жди добра, за худо худа.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Кто за худом пойдет, тот добра не найдет.
  • По добру — добро, а по худу — худо.
  • Добрым быть — добрым и слыть.
  • Добро сеять — добро и пожинать.
  • Добродетель вознаграждается.
  • Как постелешь, так и поспишь.
  • Каково аукнешься, таково и откликнешься.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Каково посеешь, таково и пожнешь.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Доброе семя — добрый и всход.
  • Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
  • Каково бьют, таково и плачут.
  • Каково на Фому, таково и самому.
  • Каково поживешь, так и прослывешь.
  • Какову другу чашу налил, такову и самому пить.
  • Каков дядя до людей, таково ему и от людей.
  • Чего себе не хочешь, того другому не желай.
  • У хорошего садовода хороший сад.
  • Не красна жизнь днями, а красна делами.
  • Живи смирнее, так всем будет милее.
  • Жесток нрав не будет прав.
  • Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
  • Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт.
  • Не делай зла – не будешь в вечном страхе.
  • Не делай зла, не будешь знать лиха.
  • Дерево узнаётся по плоду, а человек — по делу.
  • Доброе начало — полдела откачало.
  • Всякий человек у дела познается.
  • По твоим делам о тебе судят.
  • Доброе дело без награды не остается.
  • За худые дела голова платит.
  • Кто с злыми живет неразлучно, тот не проживет веку благополучно.
  • Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной.
  • Кто сам плут, тот другим не верит.
  • Кто сам собой не управит тот и других не наставит.
  • Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.
  • Мы перечислили пословицы, которые отражают смысл Золотого правила морали, этики и нравственности. А теперь хотелось бы привести примеры народных высказываний о хороших манерах поведения и нравственных качествах человека. Они также могут пригодиться ?

  • За худую привычку и умного дураком обзывают.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Молодец красив, да на душу крив.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Ласково слово, что вешний день.
  • Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
  • Дома, как хочу, а в людях, как велят.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  • Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
  • На языке медок, а на сердце ледок.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Пословицы взяты из источников:

  • И. М. Снегирев. «Русские народные пословицы и притчи».
  • Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».
  • А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки».
  • О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения».
  • Правило морали примеры

    Золотое правило поведения (нравственности)

    В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе» (отрицательная формулировка) и «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем — будут обращаться с ним по принципу «око за око, зуб за зуб».

    1. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития

    В положительной форме правило гласит:

    поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

    не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

    Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе [35] . Оно устанавливает, фиксирует, определяет меру человеческого в человеке, морально уравнивает людей и уподобляет их друг другу.

    По мнению А. А. Гусейнова, когда мы говорим о моральном равенстве, речь идет только об одном — о том, что каждый человеческий индивид достоин иметь право на счастье и что «взаимное признание этого права является условием морального общения». Золотое правило требует «от индивида ставить себя каждый раз на место другого и вести себя по отношению к другим так, как если бы на их месте был он сам». «Механизм золотого правила можно определить как уподобление, как требование мысленно, в воображении ставить себя на место другого» [36] .

    Моральное уравнивание — количественная процедура, моральное уподобление — качественная процедура. Вместе мы имеем мерный процесс: золотое правило предлагает человеку соизмерять свои поступки с поступками других, мерить своей меркой поступки других и, наоборот, мерить чужой меркой свои поступки; одним словом, оно предлагает находить общую меру сво­их и чужих поступков и действовать в соответствии с этой общей мерой.

    В своей отрицательной форме золотое правило устанавливает минимально низкую планку или границу морального отношения человека к другим людям, запрещает делать зло, иными словами, устанавливает минимум нравственных требований к поведению человека.

    В своей положительной форме оно устанавливает максимально высокую планку морального отношения человека к другим людям, побуждает к добру, добродеянию, иными словами, определяет максимум нравственных требований к поведению человека.

    Таким образом, золотое правило охватывает весь диапазон нравственных поступков и служит основой для различения и определения моральных категорий добра и зла.

    Вот что пишет по этому поводу известный польский педагог Януш Корчак: «Я часто думал о том, что значит “быть добрым”? Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Если кто-нибудь мучает лягушку или муху, такой сразу скажет:

    — А если тебе так сделать?». [37]

    Такую же функцию оно выполняет в отношении категории долга. Для этого взглянем на правило с другой стороны, а именно, как оно соизмеряет свои и чужие поступки. В фундаменте этого соизмерения, т. е. изначально лежит следующее. Люди, общество дали мне жизнь, сделали меня человеком (кормили, одевали, обували, воспитывали, дали образование и т. д.), т. е. они поступили со мной более или менее хорошо, так, как я хотел бы, чтобы со мной поступали другие. Соответственно я поступаю или должен поступать с ними (родителями, людьми, обществом), в частном случае, должен отплатить им тем же, т. е. своим поведением я не должен ухудшать-уменьшать качество-количество жизни (данной мне и другим), более того, насколько возможно должен заботиться об улучшении-увеличении качества-количества жизни (моей и других, общества в целом) [38] . Это — общее понимание долга. Оно, естественно, разделяется на частные виды в зависимости от того, кого мы имеем в виду под «другими». Если «другие» — родители, то это долг перед родителями. Если «другие» — народ, нация, то это долг перед Родиной, если «другие» — все человечество, то это долг перед человечеством.

    Долг есть нормальное отклонение от нормы-оптимума подобно потребности. Последняя — отклонение от нормы-оптимума применительно к жизни-здоровью отдельного человека. Долг — отклонение от нормы-оптимума применительно к жизни-здоровью общества. Выполнение долга конкретными людьми для здоровья общества имеет такое же значение, какое удовлетворение потребности имеет для здоровья отдельного человека. В юности человек накапливает долг, поскольку он еще только берет от других, но практически еще ничего не дает им. В зрелом возрасте человек и отдает долг, и дает “в долг”.

    Если мораль (нравственность) регулирует отношения людей, обеспечивает здоровье общества в рамках нормы-оптимума и ближайших отклонений от нее (сознание долга и выполнение его), то право регулирует отношения людей, обеспечивает здоровье общества в более широком смысле — недопущения, профилактики или лечения патологических отклонений от нормы-здоровья, именуемых правонарушениями и/или преступлениями. Чем для жизни-здоровья отдельного человека являются болезни, тем для жизни-здоровья общества являются правонарушения и преступления. Когда правонарушений и преступлений в обществе много, то это — больное общество в юридическом смысле. О здоровье общества в нравственном смысле говорить приходится еще меньше.

    Золотое правило устанавливает связь-соответствие между жизнью-здоровьем отдельного человека и жизнью-здоровьем общества. Оно утверждает, что жизнь и здоровье общества базируются на жизни и здоровье людей, что нравственность не самоценна, а имеет корень в жизни-здоровье конкретного человека, является, так сказать, естественным продолжением этой жизни-здоровья. Нравственное здоровье, с одной стороны, является частью здоровья общества или отдельной совокупности людей (нации, коллектива и т. д.), а с другой, входит составной частью в индивидуальное здоровье человека. Право тоже не самоценно. Оно является естественным продолжением нравственности. Оно, в сущности, как и нравственность, основывается на золотом правиле. Вспомним, что писал Гоббс: «человек должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (см. текст выше). Примерно об этом же говорит давнее политико-юридическое правило: «Каждый обязан подчиняться лишь такому закону, на который он сам дал согласие» [39] . Это правило, может быть, несколько категорично, но верно по существу, поскольку опирается на золотое правило. Или такое правило: “Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). Этому правилу следуют тысячи старателей на золотых приисках Амазонки. Там практически не знают воровства. Правило, если вдуматься, является частным выражением золотого правила в его отрицательной формулировке. Итак, в самом глубоком смысле право — это взаимодопущение и взаимоограничение свободы. Из взаимодопущения свободы вытекают разнообразные права человека. Из взаимоограничения свободы вытекают не менее разнообразные обязанности человека.

    Золотое правило обладает еще тем свойством, что оно самодостаточно , закольцовано, имеет основание в самом себе. Оно, в частности, соединяет «хочу» и «надо», случайность «хочу» и необходимость «надо». Это соединение дает в итоге то, что мы называем свободой. Золотое правило — формула свободы. Соединяясь в золотом правиле, «хочу» и «надо» взаимно допускают и ограничивают друг друга, устанавливают меру, умеряют друг друга.

    Соединяя «хочу» и «надо», золотое правило снимает также дилемму этики счастья и этики долга. Оно требует от человека только то, что он сам хочет по отношению к себе. Недаром правило называется золотым.

    Своеобразным негативным слепком золотого правила является “правило”, которое выражается в известных словах “око, за око; зуб за зуб”, “мне отмщение и аз воздам”, в пословицах типа “как аукнется, так и откликнется” и т. п. Смысл этого “правила” в том, что если тебе сделали плохо, то ты имеешь право или должен отплатить той же монетой. Данное “правило” внешне похоже на золотое правило, но по сути своей является его антиподом. Оно действует тогда, когда не действует (нарушается) золотое правило. Насколько разрушительно оно для человеческих отношений, можно видеть на примере мести (если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо). Особенно разрушительна кровная месть, приводившая порой к уничтожению целых родов.

    Могут спросить: если золотое правило такое хорошее, то почему люди нарушают его, почему они делают зло, не выполняют долга? Ситуация здесь примерно такая же как в случае со здоровьем и болезнями. Последние отнюдь не обесценивают здоровье. Напротив, заболевший человек стремится опять стать здоровым. Так и с золотым правилом. Нарушения золотого правила не обесценивают его. В общем балансе человеческих поступков поступки, основанные на золотом правиле, безусловно перевешивают поступки, нарушающие его. Иначе мы имели бы дело с больным, гибнущим обществом.

    Царь Берендей в весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» совершенно справедливо говорит:

    Чем же свет стоит? — Правдой и совестью только и держится.

    2. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно

    как это может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы оно действовало, нужно выполнение, по крайней мере, двух условий:

    1. Человек сам должен быть нормальным, здоровым или, если он нездоров и в чем-то анормален, то должен учитывать это нездоровье, анормальность при определении своего отношения к другому человеку (другим людям). Отношение к другому (другим) — это продолжение отношения к самому себе. Если курильщик, алкоголик, наркоман губит себя, губит свое здоровье, то ему противопоказано действовать в соответствии с золотым правилом (не вообще, конечно, а в определенном отношении: курения, приема алкоголя, наркотиков). Причем, если для алкоголиков и наркоманов такое противопоказание абсолютно, безусловно, то для курильщика есть возможность корректировки своего поведения в отношении других. Курильщик может сознавать вред курения и в соответствии с этим своим сознанием минимизировать наносимый им вред окружающим (например, стараться не курить в присутствии других — хотя в густонаселенном городе это практически невозможно).

    2. Человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом корректировать свое поведение. Это непростая процедура. Очень часто люди вредят другим не по злому умыслу, а из-за своего недомыслия, в частности, из-за неумения мысленно ставить себя на место других в конкретной ситуации. Например, курильщик, зная о том, что курить вредно, всё-таки курит, не жалея не только себя, но и окружающих его людей. Почему так происходит? Потому что для курильщика удовольствие от курения перевешивает сознание вреда от этого курения. Куря в присутствии некурящих, он не думает (или гонит от себя мысль) о том, что некурящие отнюдь не испытывают удовольствия от его курения, а, напротив, страдают [40] .
    Курящий не поставил себя на место других (некурящих). Иначе он испытывал бы вместо удовольствия одно страдание. Могут сказать, что данная ситуация с курильщиком говорит скорее не о его недомыслии, а о его черствости, бессовестности, его нежелании ставить себя на место другого. Безусловно, все эти внемыслительные моменты могут присутствовать. Но ведь для того и голова на плечах, чтобы продумать до конца последствия своей черствости-бессовестности. Если бы курильщик в полной мере обдумал, т. е. домыслил до конца свое поведение, то он увидел бы, что полученное им удовольствие от курения ни в какое сравнение не идет с тем вредом, который он наносит уже не своему здоровью, а себе как личности, как человеку. Допустим, он курит в присутствии некурящей возлюбленной, суженой. Этим он показывает свое пренебрежение к ней, несмотря на всю любовь, на желание жениться на ней. Обычно девушка-женщина хорошо чувствует такое пренебрежение и рано или поздно отказывает ему в своей благосклонности. Такая же ситуация возникает в случае, если курильщик позволяет себе курить в присутствии друга, близкого, нужного человека и т. п. Гораздо менее очевиден вред, который курящий человек наносит себе в случаях, когда он курит в общественном месте, в присутствии незнакомых людей. (Как часто автор этих строк, сам некурящий, чертыхался по поводу того, что впереди идущий по улице человек дымит сигаретой и не понимает, что он своим курением заставляет идущих за ним пассивно курить). В таких случаях курящий, как правило, не получает прямого отпора, т. е. непосредственный бумеранг тут не действует. Тем не менее он и здесь налицо. Когда человек пренебрегает интересами незнакомых ему людей, проявляет неуважение к ним, то он не вправе ожидать от них уважительного к себе отношения. Хамство курящего человека соединяется, как правило, с хамством сквернословящего, дурно пахнущего, плюющего и т. д., и т. п. Одно хамство попустительствует другому. Возникает порочный круг хамства. В итоге увеличивается сумма зла, сумма взаимной озлобленности людей. В этой атмосфере неуважения друг к другу и наш курящий вполне может оказаться жертвой вольного или невольного хамства со стороны незнакомых людей. Здесь получается опосредованный бумеранг. Вывод: если бы курящий человек хорошенько подумал о последствиях своего поведения, т. е. всякий раз ставил бы себя на место других, некурящих людей, то он, безусловно, отказался бы от курения. Курящие люди, живущие в современном городе, так или иначе нарушают золотое правило. А это значит, что они поступают ненравственно, непорядочно. Не случайно во всем цивилизованном мире усиливается кампания за отказ от курения. Золотое правило не может нарушаться длительное время. Люди это чувствуют и стараются решить проблему.

    Курение — сравнительно простой пример. А вот пример посложнее: вождение автомобиля. Известный певец Вилли Токарев, работавший некоторое время таксистом в Нью-Йорке, дал такой совет автомобилистам: «Вы должны думать за того, кто едет за вами». В самом деле, (и я это испытал на личном опыте) водитель должен думать не только за себя, но и за того, кто ведет автомобиль рядом, спереди или сзади.

    Золотое правило и убийство . Хотелось бы особо отметить: золотое правило запрещает убийство в любой форме. В самом деле, любой нормальный человек не хочет смерти, а тем более того, чтобы кто-то его убил. Если ты не желаешь, чтобы тебя убили, то, значит, ты не можешь желать или делать это по отношению к другим. Таким образом, и убийство по злому умыслу, и убийство по неосторожности, халатности, и убийство на войне, и смертная казнь по приговору — всё это противоречит золотому правилу.

    Как видим, при всей внешней мягкости золотое правило поведения весьма и весьма сурово по сути. В некоторых важных вопросах человеческого общежития его требования остаются пока нереализованными, что свидетельствует о том, что оно обладает значительным потенциалом, в частности, указывает на необходимость совершенствования межчеловеческих отношений, морали, права.

    [35] «Если область нравственности обусловлена взаимоотношениями интересов личностей вообще, то собственно нравственным является такое взаимоотношение, когда человек относится к другому как к самому себе» — Бандзеладзе Г. Опыт изложения системы марксистской этики. Тбилиси, 1963. С. 29.

    [36] Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982. С. 134.

    Урок и презентация на тему «Золотое правило нравственности»

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (307,7 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.

    Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики», ЦОР: тренажёр по теме «Золотое правило нравственности», проектор, компьютер, интерактивная доска, «Волшебные слова», сборник рассказов и стихов. М.: «Детская литература», 1977; тест «Какой Я?».

    Ход урока

    I. Вызов.

    «Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
    Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
    Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
    Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
    – Я.
    – А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
    (По книге «Классическая басня».)

    У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

    Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

    Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

    Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

    Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

    У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

    II. Сообщение нового материала.

    У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

    Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

    (Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

    У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

    Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

    У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

    У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

    • Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.
    • У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы:

    • + «знаю»
    • V «совершенно новая информация»
    • ? «не понял»
    • = «знал, но забыл»
    • Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.
  • Обсуждаем.
  • У.: Почему появилось золотое правило?

    Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.

    Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.

    У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

    У.: Как и когда появилось это правило?

    Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
    Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
    В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

    У.: Чему учат эти правила?

    Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

    Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.

    Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

    Д: Учат правильно жить.

    У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Прочитаем его ещё раз (стр. 42).

    У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм

    применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.

  • Групповая работа (стр. 43).
    1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
    2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
    3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
    4. У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

      III. Тренажёр:

      • Диск «Основы светской этики «Проверь себя»,
      • «Кто они и откуда?» (по страницам сборника детских рассказов и стихов «Волшебные слова». Издательство «Детская литература», 1977 г.:
        В. Железников «История с Азбукой»,
        – А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»,
        – А.Барто, Р. Зелёная «Из словаря вежливого человека»).
        Оцените слова и поступки героев известных произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.
      • IV. Рефлексия.

        Тест «Какой Я?».

        В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

        Твоё мнение

        1. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
          __________________________________________________________________
          __________________________________________________________________
        2. Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

        Wayter’s Blog

        Проект SUFISM.RU

        Золотое правило нравственности — расширенный вариант

        1) Чего не хочешь для себя, не делай другому —
        приписывается некоторым талмудическим авторитетам (Гиллелю Sab. 31a; рабби Акибе Ab. R. Nachm. xxvi, f. 27 a)

        2) А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков. (Иисус)

        3) Алмазное правило этики
        Делать то, что приносит наибольшую пользу другим — прежде всего то, что не может делать кто-либо иной. (М. Эпштейн)

        4) Возлюби ближнего твоего как самого себя, а остальных обратно пропорционально квадрату расстояния.

        Итого:

        Не делай другим того, чего не желаешь себе, и делай другим то, что желаешь себе — но только если и они этого желают. Делай то, что приносит наибольшую пользу, прежде всего то, что другие сделать не могут. Делай это прежде всего по отношению к тем, кто близок.

        Правило отвечает на следующие вопросы:
        1) Что не следует делать
        2) Что следует делать
        3) Как достичь максимальной пользы
        4) Кто в первую очередь является объектом приложения усилий
        (реалистический подход при ограниченности возможностей: вводится иерархия объектов приложения усилий. Cр. ответ Иисуса на вопрос «Кто ближний» — притча о добром самарянине).

        А вот Толстой Л.Н. полагал, что все одинаково ближние:

        «Кто же ближний? На это есть только один ответ: не спрашивай, кто ближний, а делай всему живому то, что хочешь, чтобы тебе делали». Источник

        Это более легко выполнимо в негативной версии: никому ничего плохого не делаем. А вот в случае позитивной формулировки возникнут вопросы, поскольку всех не облагодетельствуешь — все равно приходится выбирать.

        1) чего не хочешь для себя, не делай другому —
        не хочешь чтобы тебе мешали воровать, не мешай воровать другому

        ***2) А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами***
        не мешайте другим воровать, как хотите чтобы вам не мешали воровать

        ***3) Алмазное правило этики
        Делать то, что приносит наибольшую пользу другим — прежде всего то, что не может делать кто-либо иной.***
        Помочь вору наворовать как никто иной.

        ***4) Возлюби ближнего твоего как самого себя,***
        Возлюби подельника как самого себя

        ***Итого:***
        сам воруешь, другим не мешай. особенно подельнику помоги
        на золото не дотягивает.

        Это правильная мысль — протестировать правило на разных ситуациях.

        1) «не хочешь чтобы тебе мешали воровать, не мешай воровать другому»

        До воровства не должны были допустить фильтры, встроенные в Золотое правило: поскольку даже вор обычно не хочет, чтобы у него воровали, воровать вообще не следует.

        2) «не мешайте другим воровать, как хотите чтобы вам не мешали воровать» См. пункт 1.

        Также противоречит правилу «делай другим то, что хотел бы для себя»: я бы хотел, чтобы соседи предупредили меня о готовящемся воровстве, поэтому по возможности буду мешать воровать другим.

        3) «Помочь вору наворовать как никто иной». См. пункт 1.

        Также противоречит правилу «не делай другим того, что не хотел бы себе»

        4) «Возлюби подельника как самого себя». См. пункт 1.

        Также: не отменяет любви или хотя бы сострадания к любому человеку, даже вору. Но поскольку понятие ближнего у нас в расширенном варианте З.п. динамично — не все одинаково близки — то вор, не соблюдающий Золотое правило, отодвигается на периферию этой любви.

        Применение З.п. требует самопознания и разотождествления с собой.

        Требуется знать, чего ты хочешь и не хочешь, чтобы делать это или не делать этого по отношению к другим.

        З.п. подразумевает способность ставить себя на место другого, что требует разотождествления с собственной персоной:

        «Золотое правило в своей третьей (евангельской) формулировке предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на свое место, т.е. осуществить обмен диспозициями. Применительно к примеру Канта это означало бы, что преступник должен не только помыслить себя судьей, но и судью помыслить преступником. При этом преступник должен поставить себя на место судьи не в качестве преступника со всеми обусловленными его положением чувствами и представлениями, а должен попытаться войти в роль судьи – не просто переместить себя на его место, продолжая оставаться преступником, а войти, что называется, в шкуру судьи, попытаться мыслить и действовать в логике судьи. Точно такую же процедуру он должен осуществить применительно к судье, превратив его чудесным образом в преступника. Это необходимо для того, чтобы преступник, поставивший себя на место судьи, всерьез понимал и принимал, что он в качестве судьи судит не себя, а другого, ибо теперь (в этой предписываемой золотым правилом игре) преступником является другой, а не он. В этой новой идеально сконструированной ситуации преступник, рассуждая последовательно и оставаясь в поле справедливости, уже не может аргументировать против судьи».

        1) Во всем поступай так, чтобы уменьшить сумму страданий.

        2) Не делай другим того, чего не желаешь себе.

        3) Делай другим то, что желаешь себе — но только если и они этого желают. Делай то, что приносит наибольшую пользу, прежде всего то, что другие сделать не могут. Делай это прежде всего по отношению к тем, кто близок.

        Пункт 1 — задает общую направленность действия или бездействия.

        Пункт 2 — конкретизирует, что не следует делать.

        Пункт 3 — конкретизирует, что следует делать и какие действия являются приоритетными.

        Вор и не ворует у ближнего, у вора, он ворует у того кого считает враждебным «дальним», например у государства. Так что он живёт по предлагаемому Вами «золотому» правилу.

        Правило «не делай другим, чего не желаешь себе» никак не связано с вопросом, кто ближний, а кто дальний. Оно подразумевает «никому не делай, чего не желаешь себе». Так что вор нарушает Золотое правило.

        Представление о расстоянии (ближний — дальний) возникает по необходимости в случае позитивного действия, благодеяния, поскольку ограниченность ресурсов может вынудить. Иисусу был задан вопрос о том, кто ближний, не в связи с Золотым правилом нравственности, а по поводу библейской заповеди возлюбить ближнего как самого себя.

        Если враг напал, придётся ему делать что и врагу не пожелаешь. Так что правило это в жизни не может работать в отрыве ближний-дальний. Смотри также приведенный пример с разведчиком-шпионом.

        Вы повторяете в общих чертах аргумент И.Канта, который сомневался во всеобщности З.п. Он в качестве примера использует «повинные обязанности» типа судья — преступник. Предполагается, что судья не хотел бы, чтобы с ним поступали так, как он поступает с преступником.

        Во-первых, как было указано выше plot’ом, любые общие правила это вектор; невозможно предусмотреть каждую ситуацию.

        Во-вторых, должностные отношения в суде или оборона родного города это особые и экстремальные отношения.
        З.п. описывает прежде всего норматив для повседневного поведения, а не те редкие, надо надеяться, случаи, когда над человеком занесен нож.

        Тем не менее, на ситуацию с самообороной можно посмотреть так: я не желаю своему врагу ничего такого, чего я не желаю себе, но его собственные поступки вступают в противоречие с моим желанием самосохранения, которое до его нападения распространялись и на него. Более того, я продолжаю желать ему всего самого лучшего, но по техническим причинам мое желание может и не осуществиться — из-за его действий, нарушающих Золотое правило нравственности.

        Вообще говоря, Золотое правило не отменяет самообороны, так что в случае нарушение кем-либо З.п. возможны различные варианты ответных действий.

        Пример: я не желаю себе ничего плохого, но если у меня болит зуб и его нельзя вылечить, приходится удалять. То есть даже по отношению к себе (к собственному зубу) приходится иногда жертвовать частным ради общего блага. Таким образом, этот принцип — самообороны от источника инфекции, который соответствует моим желаниям, я применяю и к общественным отношениям, как в случае самообороны от внешнего врага. Чего желаю себе — избавиться от больной части себя — того желаю и обществу. Золотое правило в действии и ничуть не нарушено )

        Что касается аргумента Канта о невозможности соблюдать З.п. в должностных отношениях преступник — судья, одно из возможных возражений такое: судья, вообще говоря, хочет (илидолжен хотеть, исходя из представления об общественном благе), чтобы с ним обращались справедливо. С этой точки зрения он не делает по отношению к преступнику ничего, что не желал бы для себя — если судья поступает по справедливости, конечно.

        Вор и не нарушает «зп», он ворует у враждебного ему. (так же как милиционер упекает враждебного вора)И желает милиционеру быть хорошим как он, вором. А себе желает быть обварованным, если станет трудягой на благо государства.

        К сожалению, мне трудно понять, что имеется в виду и какое сюда имеет отношение враждебность. Вор не у врагов крадет, а там, где есть возможность и шанс улизнуть с украденным.

        Воровать у кого-либо — нарушение Зол. пр., поскольку мало кто хочет быть обворованным.

        Но даже допустим, что у кого-то возникают такие странные желания. Мало ли какие бывают люди. Возможно, что недоразумения здесь возникают из-за упрощенного и буквалистского истолкования Зол. правила. Например, можно подумать, что если я люблю селедку, то Зол. правило требует, чтобы я и всех гостей угощал селедкой, даже если они ее терпеть не могут.

        Нет, З.п. требует, чтобы я обращался со всеми так, как я хотел бы, чтобы они обращались со мной. Это означает, что когда я в гостях у знакомого, я хотел бы селедочку, а когда он ко мне в гости приходит, я ставлю на стол то, что нравится ему, а ненавистную ему селедку прячу подальше.

        Таким образом, даже если я хочу, чтобы меня обворовали, это не дает мне права с точки зрения Зол. правила обворовывать других. Зол. правило требует от человека эмпатии, способности поставить себя на его место и понять, что хочет другой человек.

        И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.»
        Лк 16:1-8

        Смысл притчи темен, и даже комментарии не слишком помогают. Характерно, что встречается только у Луки.

        А к чему эта история приводится в данной теме? В том смысле, что управитель поступал не по Зол. правилу, пытаясь обмануть своего господина, но господин его похвалил? Допустим, но что из этого следует?

        (А смысл притчи: «Никакой слуга не может служить двум господам, … Не можете служить Богу и маммоне. (Лк 16:13))

        Спасибо за пояснение. Если слуга не может служить двум господам, почему один господин похвалил?
        Этот господин был маммона? 🙂

        Связь с жизнью. Допустим, здесь будет выведен вариант Золотого правила, которому будут аплодировать мудрецы. Но как его внедрять? Надо ли пересматривать Уголовный Кодекс? Как наказывать тех, кто не соблюдает это правило? Что делать с теми, кто будет силой насаживать это правило?

        Насчет внедрять, наказывать и проч. — вряд ли у кого-то из обсуждающих эту тему есть настолько далеко идущие планы. Речь идет всего лишь о нравственном ориентире.

        Вопрос, скорее, в следующем: можно ли вывести некий алгоритм, обнаружить вектор поведения, нравственный компасс, который, не пытаясь описать каждую возможную ситуацию и дать конкретный ответ на каждый этический вопрос, позволил бы нам вести себя с наименьшим вредом для общества и наибольшей пользой для него.

        Следовать совести. Есть ли компасс вернее этого в отношении себя и других?

        Следовать совести — хорошо. Предполагается, что совесть у человека обязательно есть, но это совсем не факт. Возможно, что это не совесть, а деформированное супер-эго.

        Например, в суфизме и в учении Гюрджива совесть — признак развитого человека, прошедшего определенную часть духовного Пути.

        «Термин «совесть» – опять-таки нуждается в объяснении. «В обыденной жизни понятие «совесть» воспринимается слишком упрощённо; считается, что мы обладаем совестью. На самом деле, «совесть» в сфере эмоций равнозначна сознанию в сфере интеллекта. И точно так же, как мы лишены сознания, у нас нет и совести. («В поисках чудесного»).

        Согласно суфийскому учению, совесть — порицающий нафс — тоже есть не у каждого.

        Исходя из этого, зачем нам пренебрегать тем нравственным компасом, который существует уже тысячи лет и может быть использован любым человеком? Да и тем, кто обладает совестью, дополнительный ориентир не помешает — вдруг один из приборов даст сбой.

        …человек не может быть без сознания, если он мыслит. Потеря сознания — это клиника, разговор о здоровом психически человеке.

        Речь, конечно, не идет о коме и потере сознания в букавальном смысле слова. Имеется в виду состояние духовной пробужденности. Как у обычного человека нет пробужденности, так у него нет и совести в подлинном смысле этого слова.

        Вы находитесь на форуме, посвященном духовным традициям. Во многих традициях это считается само собой разумеющимся — человеку нужно развиваться, чтобы обрести пробужденное сознание и совесть; эти качества не даны нам от природы — или даны лишь в потенциале. Странно, что приходится это объяснять. Желательно слегка поднять планку наших обсуждений.

        О понятии совести в учении Гюрджиева можно почитать здесь.

        Нет никакого смысла противопоставлять золотое правило и совесть, поскольку золотое правило это и есть принцип совести, выраженный в качестве инструкции для поведения.

        «Как внешний (писанный), так и внутренний (неписаный) закон совести говорят об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это правило нравственной жизни люди называют золотым». Источник

        «Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и весьма успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него [но обладают зачатками совести — wayter]. Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчиненному, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Все это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности». Источник

        Это не связано с совестью

        А что связано с совестью и что подразумевается под прямодушием?

        то есть, плохо — это кривить душой, врать себе
        хорошо — искренность с самим собою
        это исходные критерии зла и добра которые абсолютны (прямодушие всегда добро, криводушие всегда зло), остальное — относительно, в зависимости от содержания в нём абсолютных.

        И это необходимое и достаточное условие для нравственного поведения, которое делает все остальные правила и заповеди излишними?

        Франко Сакетти. Новелла 181.

        Ответ, данный сэром Хоквудом двум францисканцам, был хорош. Эти монахи были в нужде и пошли посетить его в одном из его замков по названию Монтеккио, примерно в миле от Кортоны. Придя к нему, они приветствовали его по своей привычке:
        —Господин, да дарует Господь вам мир.
        И он тогда дал им такой ответ:
        — Да лишит вас Господь всех подаяний.
        Монахи сильно испугались и сказали:
        — Сэр, почему вы говорите с нами подобным образом?
        — Ну, а я мог бы спросить вас, отчего вы говорите со мной подобным образом? — сказал сэр Джон.
        И монахи сказали:
        — Мы хотели лишь пожелать вам блага.
        Сэр Джон ответил:
        — Как вы можете думать, что желаете мне добра, если вы приходите ко мне и желаете, чтобы Господь заставил меня умереть от голода? Неужто вы не знаете, что я живу войной, и что мир будет моей погибелью? А потому, что как я живу войной, так вы живёте подаяниями, ответ, который я дал вам, был таким же, как ваше приветствие.
        Монахи пожали плечами и сказали:
        — Сэр, вы правы. Простите нас. Мы были глупы.
        И после того, как закончили они некоторые дела, которые у них были с ним, они ушли и вернулись в свой монастырь в Кастильоне Аретино, где рассказали этот анекдот, бывший приятным и умным, особенно для Хоквуда, но не для тех, кто предпочёл бы жить в мире.

        Исследование: ветхозаветная формулировка ближе к жизни, чем новозаветная, и значительно безопаснее — в плане непричинения вреда другому.

        Тов 4:15 и Мф 7:12: две формулировки одного правила?

        Принято считать, что так называемое «золотое правило нравственности» имеет две формулировки, позитивную и негативную (обе представлены в Библии: первая в Новом завете (Мф 7:12), вторая – Ветхом (Тов 4:15)). В нижеследующем письме высказаны некоторые сомнения в возможности представить «негативную формулировку» как непосредственное следствие «позитивной» и наоборот.

        Непричинение другому того, что считаешь злом, безвредно, даже если твои представления о добре и зле в корне неверны (что составляет норму любого человеческого существования в силу конечности природы человека, а значит, ограниченности его познавательных возможностей). Попытки поступить с кем-то так, как хотелось бы, чтобы поступили с тобой, не вызывают ожесточённого сопротивления, только если представления о благе, к которому направлено любое хотение, у благодетеля и облагодетельствованного совпадают.

        …два стиха по смыслу не только не тождественны, но и противоположны: в одном «поступай!» – в другом «воздержись от поступка!». Поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой, – это судить их по себе. Порочность такого суждения общеизвестна, поэтому чтобы реализовать Мф 7:12, а жизнь «людей», с которыми мы «поступаем, как хотели бы, чтоб они поступали с нами», осталась при этом элементарно выносимой, нужна нечеловеческая эмпатия.

        Поступай с другими так, чтобы они поступали с тобой, как хочется тебе. (с)

        Золотое правило нравственности: его особенности и примеры

        Разбираемся в понятиях

        В наше время очень много статей и научных трудов посвящены изучению морали современного общества. Каждый из ученых, занимающихся данной проблемой, трактует свое понимание такого понятия, как золотое правило нравственности. Это определение можно считать как сугубо научным, так и общепринятым. Главное – научиться понимать его суть.

        Следует отметить, что правила морали постоянно менялись, эти перемены напрямую были связаны с исторической эпохой, в которой жило то или иное общество. Историки отмечают: правила нравственности были созданы людьми в момент зарождения человеческого общества именно для того, чтобы его члены могли комфортно сосуществовать. Именно этот принцип и отражен в выражении, которое современное общество трактует как золотое правило морали: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились тебе.

        Наука и верования

        Философским является вопрос, который помогает человеку выяснить мотивы другого и дать им оценку с точки зрения морали и нравственности. Философы сами не нашли на него ответа. Об этом может говорить тот факт, что у каждого из народов мира свое специфическое понимание морали, которое не всегда понятно представителям другой культуры. До сих пор ведутся горячие споры на эту тему, однако вопрос продолжает быть актуальным, ведь каждый ученый стремится доказать правоту своего понимания правильного и нравственного поведения современного человека.

        Место правила в нашем мире

        Золотое правило нравственности помогает трактовать понятия морали и воспитанности. Однако не следует путать их. Можно в данном случае привести такой пример: воспитанный человек не вытирает руки скатертью и ест с ножом и вилкой, но в то же время он может поступить аморально и бросить своих детей.

        Конечно, не так-то просто назвать человеческую душу красивой или уродливой. Но перед тем как давать такие характеристики, следует заглянуть в себя и осознать, соблюдается ли в нас самих золотое правило нравственности? Если вы поймете, что вы сами далеки от всего этого, то попробуйте очистить свою душу от скопившейся грязи, сделайте ее чистой, светлой и незамутненной. Теперь вы сможете поделиться с окружающим миром своей добротой и нежностью. А если вы не очистите вашу душу от скопившейся в ней грязи, то вы никогда не сможете приносить людям счастье, так как вместо него будете выпускать в мир только злобу и зависть.

        Научитесь любить. Это способность принесет вам много счастья и радости, и тогда золотое правило нравственности будет соблюдено. Любовь скрасит ваше одиночество и поможет душе засиять истинной красотой. Полюбите весь мир таким, какой он есть, и мир ответит вам тем же. И тогда вам будет везти в любых начинаниях, ваши дела всегда будут заканчиваться хорошо. И вы встретите человека, который сделает вашу жизнь такой сказочной, которую вы не могли себе представить. И вы будете по-настоящему счастливы в мире, в котором вас будет двое.

        Моральные принципы

        Универсальные моральные принципы существуют помимо конкретных моральных норм, таких, как «не укради» или «будь милосердным». Их особенность состоит в том, что они задают наиболее общие формулы, из которых можно вывести все остальные конкретные нормы.

        Принцип талиона

        Правило талиона считают первым универсальным принципом. В Ветхом Завете формула талиона выражена гак: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду. До возникновения государства талион играл положительную роль, ограничивая насилие: человек мог отказаться от насилия из страха перед возмездием; талион ограничивал и ответное насилие, оставляя его в пределах причиненного вреда. Появление государства, принявшего на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток нецивилизованных времен, вычеркнув его из списка основных принципов моральной регуляции

        Принцип нравственности

        Золотое правило нравственности формулируют первые цивилизации независимо друг от друга. Этот принцип можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В отличие от талиона золотое правило опирается не на страх перед местью, а на собственные представления о добре и зле, а также отменяет деление на «своих» и «чужих», представляя общество как совокупность равных людей.

        Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве.

        В Новом Завете Иисус Христос выражал этот принцип так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

        Новозаветная этика — это этика любви. Главным становится не формальное подчинение законам и правилам, а взаимная любовь. Заповедь любви не отменяет десять заповедей Ветхого Завета: если человек действует по принципу «люби ближнего своего», то он не может убивать или воровать.

        Принцип золотой середины

        Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля. Он гласит: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.

        Категорический императив — универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом. Он гласит: поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом,; иначе говоря, делай так, чтобы твои поступки могли стать образцом для других. Или: всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству, т.е. никогда не используй человека только как средство для своих целей.

        Принцип наибольшего счастья

        Принцип наибольшего счастья в качестве универсального предложили философы-утилитаристы Иеремия Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Он гласит, что каждый должен вести себя так, чтобы обеспечить наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Поступки оцениваются по их последствиям: чем больше пользы принес поступок разным людям, тем выше он оценивается по моральной шкапе (даже если сам по себе поступок был эгоистическим). Последствия каждого возможного поступка можно просчитать, взвесить все плюсы и минусы и выбрать то действие, которое принесет больше пользы для большего числа лиц. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред.

        Принцип справедливости

        Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002):

        Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод. Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

        Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

        Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие. Однако не все принципы совместимы: они строятся на разных ценностях и разном понимании блага. На основе общих принципов следует вначале определить степень применимости того или иного принципа к ситуации и выявить возможные конфликты между разными принципами. Решение будет однозначно моральным только в том случае, если все применимые принципы не противоречат принятому решению. Если имеется серьезный конфликт принципов, стоит учесть и другие факторы, например требования профессиональных кодексов, мнения экспертов, принятые в обществе правовые и религиозные нормы, осознать степень своей ответственности за решение и только потом делать осознанный моральный выбор.

        Смотрите еще:

        • Кто получил новые пенсии Пенсия в 2018 году: последние новости и изменения Кризисные явления в России стали основанием для отказа Правительства от полной индексации пенсионных выплат в 2016 году. По итогам периода уровень повышения фиксированной части составил […]
        • Андреевка нотариусы Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гордеенков Павел Иванович Телефон: +7(926)8828844 Адрес: 141500, Московская […]
        • Охрана дачи с проживанием Дачный поселок Охрана частных домов Охрана загородной недвижимости и охрана частных домов в Москве может быть как индивидуальной так и комплексной. При комплексной охране ЧОП занимается охраной всего дачного поселка или группы домов. В […]
        • Бланк заявления о моральном ущербе Как написать исковое заявление в суд на моральный и материальный ущерб Зачастую преступный умысел или элементарная неосторожность приводит к тому, что лицу наносится вред. Он может выражаться в утрате, порче материальных ценностей, в […]
        • Казань минимальная пенсия Пенсионное обеспечение для жителей Казани и Республики Татарстан в 2018 году для женщин — 55 лет; для льготников — иного; Социальная начисляется тем получателям, у которых не оказалось достаточного количества лет выслуги: […]
        • Оформим соцкарту студента Правила оформления социальной карты учащегося Многих интересует вопрос о том, что такое социальная карта учащегося? Для чего она необходима? Как ее оформить, а затем активировать? Что это за карта Под определением “социальная карта […]
        • Право на доплату к пенсии имеют Социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам Государство оказывает материальную помощь гражданам различными способами. Неработающие пенсионеры должны получать социальную доплату. Это вид господдержки, который появился в 2010 году […]
        • Как оформить день донора Льготы для доноров крови в 2018 году Под донорством, или донацией крови понимается сдача собственной крови, а также её компонентов в добровольном порядке. Учитывая постоянный спрос на переливания крови, можно отметить востребованность в […]