Правила ведения дискуссий

Уроки психологии в школе

Цель: научиться грамотно дискутировать.

— выявить отличительные черты спора и дискуссии;
— усвоить правила ведения дискуссии;
— на практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.

Все люди — разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор или в дискуссию.

Обсуждение. Чем отличается спор от дискуссии? Каковы их цели?

Как вы видите, спор принципиально отличается от дискуссии. Во-первых, целями. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации.

Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет («Начали за здравие — кончили за упокой»). В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживайтесь следующих правил.

Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи.

Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Все хохлы — жадины», «Это правильно, потому что это верно» и пр. аргументами не являются.

Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Иногда свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.

В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше и правильнее всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

Практическая часть. Пусть каждый из вас на отдельном листке напишет тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Затем сдайте их учителю. Обсуждению самых интересных из них мы посвятим следующее занятие. А сегодня мы попробуем потренироваться грамотно дискутировать.

Разбейтесь на группы по 10-12 чел. Каждая группа разделится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выберите тему для обсуждения и в ходе обсуждения попытайтесь прийти к какому-либо решению по данному вопросу. Применяйте правила ведения дискуссии!

(Примеры тем для дискуссии:
— Где лучше жить: у нас или за границей?
— Правильно ли воспитывают нас наши родители, и как мы будем воспитывать наших собственных детей?
— Может ли народ влиять на политику?
— Когда жизнь была лучше: раньше или сейчас?
— Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?).

Знание правил ведения дискуссии способствует эффективному протеканию процесса обсуждения и выработке решения.

1. В чем разница между спором и дискуссией?
2. Что такое дискуссия?
3. Каковы правила ведения дискуссии?
4. Как вы относитесь к дискуссиям (считаете безрезультатными или эффективными)?

Образовательный сайт

Дискуссия — вид спора, осуществляемый с целью разрешения спорных ситуаций, проблем деятельности. Под дискуссией вполне может пониматься публичное обсуждение насущной проблемы на собраниях, в средствах печати, в межличностной беседе.

Дискуссия предполагает последовательность высказываний ее участников, относящихся к одному и тому же предмету. Обычно тема дискуссии задается до ее начала. Качество дискуссии в большинстве случае зависит от степени подготовки ее участников. Существует множество взглядов на эффективность метода дискуссии, поэтому рассмотрим подробнее его виды, правила, особенности и этапы.

Виды дискуссии

Аподиктическая — соблюдение логических правил ведения разговора с целью достижения истины.

Диалектическая — направлена на поиск правдоподобных выводов.

Эристическая — спор ради того, чтобы склонить противника к своей точке зрения.

Софистическая — достижение победы любыми способами и средствами.

Правила ведения дискуссии

1. В любой дискуссии нужно осознавать ее цель и стремиться ее реализовать.

2. Дискуссия предполагает уважительное отношение к мнению собеседника.

3. Аргументация любого выдвигаемого тезиса.

4.Использование дружелюбия как моста адекватной коммуникации. Доброжелательное отношение к остальным участникам дискуссии вызывает у них положительный отклик и желание продолжать ее ведение.

5. Участие в дискуссии должно быть результатом готовности изменить свою точку зрения.

Особенности дискуссионного метода

Регламентированность — наличие конкретных правил поведения и взаимодействия, обеспечивающих наиболее рациональное достижение поставленной цели.

Имеет конкретные цели, задачи — основной смысл дискуссионного метода заключается в подчинении его основным целям и промежуточным задачам.

Экспрессивность — при проведении дискуссии возможна высокая степень эмоциональности в поведении участников.

Высокая контактность общения — столкновение нескольких точек зрения подразумевает большое количество взаимовлияний высказываемых идей.

Аргументированность — обязательное условие дискуссионного процесса. Без него сам метод потерял бы свою сущность и сводился лишь обмену мнениями.

Этапы дискуссии

1. Знакомство, взаимные приветствия.

2. Утверждение цели дискуссии. На этот период возлагается миссия по поиску актуальной и требующей решения проблемы, ее основных аспектов и особенностей.

3. Выявление предмета общения и выдвигаемых позиций.

4. Рассмотрение альтернативы решения проблемы. На данном этапе следует уделить внимание поощрению активности участников, предлагающих новые, ранее не рассматриваемые варианты.

5. Непосредственно ведение полемики между участниками.

6. Оценка возможностей найти альтернативное решение, обсуждение различных ситуаций, отражающих существующие контексты проблемы.

Достижение согласия путем выбора оптимального решения большинством голосов. Окончательное принятие решения может быть осуществлено с позиций взаимной ответственности, или же носить характер сотрудничества и равноправия.

Итог дискуссии

Результатом дискуссии не может являться сумма высказанных точек зрения. Им должен стать однозначный вывод, синтезированный из различных объективных аргументов, которые были заявлены во время дискуссии. Можно сказать, что ее результатом становится объективное суждение, поддерживаемое большинством участников.

Окончание дискуссии включает формулировку выводов, спектра решений, сопоставление цели дискуссии с полученными в ее ходе результатами, оценку вклада каждого частника в решение проблемы. Итоги должны быть понятными всем участникам.

Обсуждения

Правила ведения дискуссии

5 сообщений

Правила ведения дискуссии (по М.В. Кларину, Н. Энкельманну):

• дискуссия — это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;

• выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;

• каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

• в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;

• каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены;

• необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность, что каждое ваше слово будет сказано по делу;

• в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.;

• отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;

• при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняйте спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением;

• любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;

• говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных уклонений в сторону;

• говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания;

• ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.

Правила ведения дискуссии и полемики

Прежде чем изучать правила ведения дискуссии, нужно разобраться с этим понятием. Оно пришло к нам из латыни и дословно переводится как рассмотрение или исследование.

Что такое дискуссия?

Дискуссия — это спор, в ходе которого происходит обсуждение какой-либо проблемы. Участниками данного процесса являются лица, которые обладают необходимым набором знаний по рассматриваемому вопросу и уполномочены принимать определенные решения. Исходя из этого и формируются правила ведения дискуссии.

Если рассмотреть дискуссию как процесс, нам представится серия высказываний участников относительно рассматриваемого предмета. При этом тема формируется заранее, чтобы оппоненты имели время на подготовку и сбор информации. От других видов спора дискуссия отличается целенаправленностью. Участники должны прийти к максимальной степени согласия по заданному вопросу. Нужно найти оптимальное решение, а не доказать торжество своей позиции.

В конце дискуссии у ее участников должно выработаться объективное суждение, с которым они согласны в той или иной степени. Таким образом, из множества точек зрения должна сформироваться четкая и обоснованная формулировка решения проблемы.

Что такое полемика?

Перед тем как изучать правила ведения дискуссии и полемики, нужно разобраться с этими понятиями. Последнее пришло к нам из древнегреческого языка и означает враждебность. Это такой вид спора, где каждая сторона направляет все усилия на отстаивание именно своей точки зрения. В отличие от дискуссии, здесь присутствует элемент состязательности.

Победа в полемике приносит личное удовлетворение одному или нескольким ее участникам. Тем не менее у выигравшей стороны появляется определенный груз ответственности, ведь точка зрения, победившая в споре, воспринимается обществом как истинная. Таким образом, важно не только защитить свою точку зрения, но и не допустить распространения ошибочного мнения.

Что общего и различного в полемике и дискуссии?

Правила ведения дискуссии и полемики несколько отличаются, так же, как и их сущность. Так, если в первом случае стороны стремятся прийти к консенсусу, то во втором участники затрачивают все ресурсы на доказательство своей правоты. Второе различие состоит в том, что в полемике доступно больше приемов ведения спора. Так, собеседники могут перехватывать друг у друга инициативу, использовать эффект внезапности, а также ряд психологических приемов.

Что касается общих моментов, то и в дискуссии, и в полемике есть какой-то определенный предмет, вокруг которого разворачивается спор. Аргументы должны быть содержательными, а также должно присутствовать безоговорочное уважение к оппоненту и его мнению. Спикеры выступают строго по очереди, а нарушение логических и этических норм недопустимо.

Тактика ведения спора

Правила ведения полемики и дискуссии подразумевают правильный выбор тактики. Участники спора могут использовать один из следующих вариантов:

  • Спокойствие, уравновешенность и корректное поведение — это те характеристики, которые создают положительный имидж спикера. Взяв под контроль эмоции, можно влиять на ход спора, регулируя его тональность.
  • Доброжелательное отношение к высказываниям противников может обезоружить их. «Мне нравится ваша идея, но. «, «это интересный взгляд, который требует обсуждения. » — эти и многие другие речевые приемы дают спикеру путь к тому, чтобы безболезненно для других участников перейти к собственной доказательной базе.
  • Демонстрация открытости и сговорчивости. Это позволяет заслужить благосклонное отношение оппонентов. Как результат, они более охотно воспринимают ваши доводы и соглашаются с ними.
  • Условное принятие мнения оппонента — это прием, который поможет вам опровергнуть чужую точку зрения, не используя прямолинейных слов. Начиная с согласия, вы постепенно выводите ряд умозаключений, которые противоречат словам, высказанным другой стороной.
  • Основные принципы ведения дискуссии и полемики

    Правила ведения научной дискуссии и полемики основаны на некоторых основополагающих принципах. Их можно сформулировать следующим образом:

    • Поиск истины. Каждый из участников должен осознавать важность поиска правильного решения и ставить этот момент выше собственной точки зрения.
    • Ясность. Оппоненты не должны использовать в доказательной базе лингвистическую неоднозначность или смешивать воедино разные вопросы.
    • Доказательство. Каждый из участников спора должен быть готов отстаивать свою точку зрения, отвечая на все вопросы оппонентов.
    • Дружественность. Если участник спора берется за переформулировку аргументов своего оппонента, то они не должны быть искажены.
    • Релевантность. Все аргументы, выдвигаемые спикером, должны относиться строго к расматриваемому вопросу, а не уводить разговор в сторону.
    • Приемлемость. Участники спора должны использовать только те аргументы, которые могут быть приняты в обществе или в конкретном кругу собеседников.
    • Достаточность. Количество аргументов должно быть достаточным, чтобы не возникало вопросов в правоте оратора.
    • Контраргументация. Участники дискуссии должны заранее продумать возможные возражения противников и подготовить контраргументы.
    • Достижение истины. Если одна из точек зрения полностью отстояна, а оппоненты не могут ей ничего противопоставить, спор считается оконченным, а истина достигнутой.
    • Отложенный спор. Если все точки зрения одинаково убедительны, дискуссия или полемика переносится до появления новых аргументов и фактов.
    • Пересмотр. Результаты дискуссии могут быть пересмотрены, если после ее завершения были открыты новые факты.
    • Памятка: правила ведения дискуссии и полемики

      Если вам пришлось принимать участие в споре, нужно руководствоваться некоторыми нормами. Стоит запомнить такие основные правила ведения дискуссии:

    • Не погружайтесь в собственные переживания. В вашем сознании всегда должна оставаться «холодная зона», которая отвечает за понимание и принятие точки зрения оппонента.
    • Даже если вы скептически относитесь к точке зрения собеседника, слушайте его максимально внимательно. Ищите малейшие зацепки и точки соприкосновения. Это приблизит вас к достижению компромисса.
    • Как бы вы ни относились к своему оппоненту в реальной жизни, в процессе дискуссии нужно абстрагироваться и сконцентрироваться только на его речи. При этом относитесь к ней максимально серьезно.
    • Не бойтесь открытой конфронтации. Порой собеседники должны высказать друг другу взаимные претензии (выпустить пар). Когда страсти утихнут, мысли прояснятся, и разговор может принять абсолютно новый конструктивный тон.
    • Не переходите на личности. Дискуссия — это противостояние идей, а не людей.
    • Запрещенные приемы

      Ведя полемику или дискуссию, воздерживайтесь от некоторых приемов. запрещено следующее:

    • навешивание ярлыков на оппонентов;
    • пустое использование помпезных фраз для произведения впечатления на аудиторию;
    • указание ложных сведений или отсылка к несуществующим источникам;
    • запугивание оппонентов;
    • использование расистских или сексистских аргументов;
    • провокации с целью вывести собеседника из себя;
    • дискредитация собеседников путем обнародования фактов их личной жизни.
    • Заключение

      Для поиска истины используется полемика и дискуссия. И правила ведения дискуссии, логика построения речи и соблюдение норм поведения — все это является необходимым условием конструктивного спора.

      Как вести дискуссию?

      Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

      Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

      Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

      Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

      Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

      Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

      Влияние дискуссии на личностное становление учащегося обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

      Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:

      Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

      Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.

      Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить.

      Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.

      Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу “индивидуальных вкладов” или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

      Дискуссия-спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной политической жизни. Она построена на принципе “позиционного противостояния” и ее цель – не столько решить проблему, сколько побудить учащихся задуматься над проблемой, осуществить “инвентаризацию” своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.

      Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:

      • Информированность и подготовленность учащихся к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;
      • Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;
      • Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
      • Установление регламента выступления участников;
      • Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого учащегося в ней, для чего необходимо:
      • — привлечь учащихся к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
        — проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
        — расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение,
        — предоставить каждому учащемуся возможность высказаться;

      • Обучение учащихся умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации;
      • Особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая учащимся свою точку зрения.
      • Слайд 2 (Плюсы и минусы дискуссии)

        Подготовка учителя и учащихся к дискуссии.

        По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим и направляемые дискуссии. Дискуссии, применяемые в процессе обучения, являются преимущественно управляемыми учителем или учащимся (при условии его готовности к ее организации).

        Основные шаги при подготовке к дискуссии:

        • Выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение учащихся выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить учащимся на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;
        • Тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются учащимся. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа учащихся.
        • Слайд 3 (Этапы дискуссии)

          Выделяется несколько этапов дискуссии.

          Этап 1-ый, введение в дискуссию:

          • Формулирование проблемы и целей дискуссии;
          • Создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.
          • Установление регламента дискуссии и ее основных этапов;
          • Совместная выработка правил дискуссии;
          • Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.
          • Слайд 4 (приемы введения в дискуссию)

            Приемы введения в дискуссию:

            — предъявление проблемной ситуации;
            — демонстрация видеосюжета;
            — демонстрация материалов (статей, документов);
            — ролевое проигрывание проблемной ситуации;
            — анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;
            — постановка проблемных вопросов;
            — альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

            Этап 2-й, обсуждение проблемы:

            Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;

            Слайд 5 (функции ведущего)

            — следить за соблюдением регламента;
            — обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение” и т.д.);
            — не допускать отклонений от темы дискуссии;
            — предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;
            — следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;
            — стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

            Слайд 6 (Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения)

            Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

            • Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);
            • Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);
            • Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);
            • “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);
            • “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;
            • “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;
            • “Задевающее утверждение” — ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;
            • “Нет-стратегия” — ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).
            • Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

              • Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения;
              • Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;
              • Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.
              • Слайд 7 (Как руководить дискуссией в классе?)

                Как руководить дискуссией в классе?

                Приглашайте к участию стеснительных детей. Например, “Как ты думаешь, Саша?”, “Нам нужно послушать других отвечающих. Что ты думаешь по этому поводу, Лена?”
                Не спрашивайте стеснительных в “мертвой тишине”, даже самоуверенные дети теряются в такой ситуации.
                Будьте внутренне уверены, что любой, даже самый стеснительный ребенок легко ответит на вопрос.

                Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому. Например, “Это интересная мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу думаешь?”, “Это важный вопрос, Оля. Костя, как бы ты на него ответил?”
                Подбодрите учеников, ориентируйте на общение друг с другом, а не на ожидание вашего мнения.

                Если Вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять
                Попросите другого ученика прокомментировать ответ первого, а потом первый пояснит, если его высказывание прокомментировали неверно.
                Перескажите сами высказывание ученика и спросите: “Я правильно тебя поняла или ошиблась?”

                Вытягивайте больше информации. Например, “Сегодня мы обсуждаем… и Сергей сделал предложение…”, “Прежде, чем продолжить, подведем некоторые итоги..”

                Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли. Например, “Какой была бы наша жизнь, если бы не изобрели телевизор? Запишите ваши соображения, а через минуту мы их обсудим”.

                Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей. Например, если дети выглядят озадаченными, спросите их, почему, если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.

                Слайд 8 (ПОПС-формула)

                ПОПС-формула
                Рекомендации для участника дискуссии

                Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить, или просто сообщить свою позицию.

                Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой:

                П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
                О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — …потому, что…
                П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — …например…
                С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….

                Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты.
                Например, обсуждается вопрос: “Нужно ли пускать в класс опоздавших на урок?”
                Пример выступления “за”:
                “Я считаю, что опоздавших нужно пускать в класс, потому что причины опоздания часто бывают уважительные. Например, сегодня я опоздал на первый урок из-за того, что разнимал и мирил дравшихся первоклашек. Поэтому нужно установить правило, что опоздавший имеет право войти в класс и участвовать в уроке”.

                Пример выступления “против”:
                “Я считаю, что опоздавших нельзя пускать в класс, потому что это ломает весь ход урока. Например, я вошел в класс посреди предыдущего урока и на несколько минут отвлек внимание учителя, всех учеников и особенно моей соседки. Поэтому необходимо установить запрет на вход в класс после начала урока”.

                ПОПС-формулу часто называют МОПС-формулой (Мнение-Объяснение-Пример-Следствие).

                Слайд 9 (Правила поведения в дискуссии)

                Правила поведения в дискуссии

                • Я критикую идеи, а не людей
                • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
                • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении
                • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
                • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям
                • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
                • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

                Слайд 10 (подведение итогов обсуждения)

                Ошибки в дискуссии

                • Монополия руководителя занятия, который знает правильный ответ, а другие должны его отгадать
                • Безоговорочная вера участников в своего руководителя. В этом случае истина ставится в зависимость от авторитета
                • Издержки стимулирования: руководитель, похвалив одного участника, невольно огорчает другого
                • Увлечение обсуждением абстрактных проблем, отклонение от заданной темы
                • Нередко некоторые участники дискуссии (2–3 человека) “забивают” других, не давая сказать им ни слова
                • Последствия дискуссии

                  • Проявление отношения к точкам зрения других участников дискуссии как достойным уважения и понимания
                  • Разрешение конструктивного конфликта, противоречия в дискуссии способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач
                  • В дискуссии по разрешению конструктивного конфликта у участников формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе
                  • Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

                    Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

                    Слайд 11 (Оценка действий участников)

                    Карточка учета действий участников дискуссии

                    Слайд 12 (Схема размещения в пространстве участников дискуссии)

                    При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников дискуссионного общения, которое зависит от типа и вида дискуссии. Экспериментальные исследования доказывают, что расположение в пространстве влияет на позиции участников дискуссии. В одном из экспериментов группу испытуемых пригласили обсудить тему, не очень значимую для них, и разместили в пространстве вокруг стола по изображенной схеме. При этом стулья были прикручены к полу, чтобы избежать перемещений. В ходе дискуссии ее участники вели себя в зависимости от места, которое занимали: испытуемый 1 выполнял функцию лидера, испытуемые 2 и 3 принимали в споре одну и туже точку зрения и полемизировали с сидящими напротив испытуемыми 4, 5 и 6, которые также отстаивали одну точку зрения. Участник под номером 7 практически не участвовал в дискуссии, но иногда выступал против всех, особенно против лидера.

                    Слайд 13, 14, 15 (Схемы)

                    Экспериментально установлено, что для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии-диалога, в процессе которой необходимо принять согласованные решения, более подходит расположение участников по кругу (А). Для дискуссии, основанной на позиционном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга (Б). Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников (В).

                    Слайд 16 (Виды групповых дискуссий)

                    В современной педагогической практике накопилось множество разнообразных вариантов организации дискуссии, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности обучающихся. Многообразие видов дискуссии определяется ее разнообразной целевой направленностью, содержанием организуемой с ее помощью деятельности, количеством участников. Так, кроме дискуссий, организуемых в виде обсуждения проблемы небольшой группой, существуют такие, которые обеспечивают эффективное проведение дискуссии в достаточно многочисленной ученической группе путем ее разделения на малые группы и организации обсуждения в них, а затем – координации результатов деятельности малых групп.

                    Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

                    Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

                    Этапы дебатов:

                    • ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий, объединений и т.д.
                    • учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным
                    • определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах
                    • организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем
                    • ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления
                    • в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
                    • Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.

                      Алгоритм дискуссии:

                      1. группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
                      2. затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
                      3. по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
                      4. группы озвучивают результаты своей работы;
                      5. подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и преподавателем.

                      Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учащихся отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процесса дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его. Дискуссия включает следующие этапы:

                      1. подготовительный – ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
                      2. “аквариумное” обсуждение проблемы – представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако, преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам “аквариумного” обсуждения.
                      3. анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в “аквариумной” группе, преподаватель просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем “аналитикам” предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И, наконец, преподаватель систематизирует выводы учащихся и подводит общий итог совместной деятельности.
                      4. Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки. Ниже описаны этапы дискуссии-“вертушки”.

                        Этап 1-й, подготовительный:

                        • ведущий дает вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему обсуждения. Предлагается 4 направления решения проблемы или аспекта темы дискуссии;
                        • группа делится на 4 подгруппы по принципу добровольности или “лотереи”, но в любом случае группы должны быть одинаковыми по количеству участников (возможны варианты: 4/4; 4/5; 4/6);
                        • готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв (“А”, “Б”, “В”, “Г”) и кладутся большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист Б, лист Г, лист В). Каждому участнику выдается карточка с номером (А1, А2…; Б1, Б2….; В1, В2….; Г1, Г2…) и маршрутный лист (ниже см.табл.).
                        • ведущий объясняет правила проведения дискуссии и руководит размещением участников за столами.
                        • Этап 2-й, проведение дискуссии:

                          • участники занимают исходное положение и ведут в течение 5-10 минут обсуждение предложенного вопроса или аспекта темы, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе. Заканчивается обсуждение оценкой каждым учащимся работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке “Лучшее выступление”;
                          • затем группы расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другого аспекта темы и проводится в новом составе участников;
                          • следующие два тура повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.
                          • Этап 3-й, подведение итогов дискуссии:

                            • на последнем, четвертом, переходе участники оказываются на своем исходном месте, обсуждают и обобщают предложения и мнения всех групп по обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и готовятся к выступлению перед всей группой;
                            • ведущий собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников;
                            • микрогруппы представляют свои выводы по каждому аспекту темы. Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех учащихся, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.

                            Дискуссия “Вертушка” обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым учащимся, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.

                            Образец маршрутного листа для группы из 20 человек

                            Правила ведения дискуссии: через аргументы — к истине

                            Наверняка многие помнят знаменитую дискуссию Владимира Жириновского и Бориса Немцова в программе «Один на один» девяностых годов по поводу вариантов решения чеченской проблемы. Обсуждение спорного и сложного вопроса тогда закончилось забавным эпизодом: оппоненты, не сойдясь во мнениях, плеснули друг на друга апельсиновым соком. Какие правила ведения дискуссии нарушили политики? И можно ли назвать подобное обсуждение дискуссией?

                            В споре рождается истина?

                            Упрощенное понимание дискуссии — это спор. Спор научный, политический, социально-экономический, деловой — то есть процесс обсуждения проблемы, в ходе которого каждый из его участников озвучивает собственную точку зрения и доказывает ее правоту. Между тем, грамотно организованная дискуссия и спор — вещи абсолютно разные.

                            Отличаются они друг от друга поставленными целями. Спор обычно возникает спонтанно, в тот момент, когда необходимо доказать свою правоту, причем зачастую любой ценой, с привлечением неэтичных средств и ударов ниже пояса. Поиски истины и верных путей в данном случае отсутствуют. В то же время участники дискуссии ищут решение, выход из ситуации, приводя информацию, факты, доводы, аргументы, под влиянием которых может меняться направление разговора.

                            Именно поэтому дискуссии очень популярны, например, в научном мире: во время обсуждения того или иного спорного вопроса порой происходит коллективный мозговой штурм, в ходе которого становится очевидным новое возможное направление дальнейших исследований. Деловая дискуссия также зачастую организуется с целью спрогнозировать развитие предприятия на ближайшее время, выработать его стратегию, найти креативные варианты решения тех или иных бизнес-проблем.

                            Довольно часто применяется дискуссия как метод групповой психотерапии. В ходе такого общения, организованного руководителем группы, его участники часто незаметно и ненавязчиво получают психологическую помощь, находят выход из сложившейся ситуации. Дискуссия в социологии — это прием наблюдения, когда исследователь получает возможность увидеть, зафиксировать и оценить разные точки зрения по одному вопросу.

                            Как не превратить дискуссию в спор?

                            Очевидно, что любая дискуссия довольно легко может стать спором, когда истина отходит на второй план, а единственной правдой каждому из участников кажется его собственное мнение. Как этого не допустить?

                          • Избегать грубости и отсутствия логических обоснований высказываемых тезисов. («Ваши суждения — полная ерунда просто потому, что я точно это знаю»)
                          • Отказаться от обобщений на основе только одного факта («Врач в поликлинике не смог точно установить диагноз, значит, все медики — необразованные непрофессионалы»).
                          • Уважать собеседника и допускать лишь те высказывания, которые относятся к обсуждаемой проблеме, не переходя на личности («Если ты утверждаешь, что физические упражнения так полезны для здоровья, почему тогда сам не занимаешься спортом?»).
                          • Придерживаться максимально дружелюбного и уважительного тона («оппонент», «коллега», «мой собеседник» — вместо «этот товарищ», «гражданин» и так далее).
                          • Аргументировать любое высказывание, ссылаясь не на собственное мнение и жизненный опыт, а на цифры статистики или научных исследований (например, в ответ на данные о средней продолжительности жизни чуть более шестидесяти шести лет — «Ерунда, моя бабушка в свои восемьдесят полна бодрости и оптимизма»).
                          • Следовать логике и причинно-следственным связям между событиями (детский анекдот: «Если оторвать мухе крылышки и сказать: муха, лети! — она не полетит. Вывод: муха слышит крыльями»).
                          • Не выдавать чужие утверждения и мысли за свои с целью придать вес собственным словам («. размышляя на досуге о правильном питании, я пришел к выводу, что мы — это то, что мы едим»).
                          • Дискуссия — это не просто обсуждение проблемы, это еще и определенный психологический тренинг, помогающий научиться владеть собой, спокойно и достойно отстаивать собственное мнение, быть терпимым к противоположным убеждениям. Другими словами, умение вести дискуссию — это тренировка навыков гармоничной и уверенной жизни в непростом и противоречивом мире.

                            Смотрите еще:

                            • Налог на прибыль дата документа Подходит срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль, а также подачи налоговой декларации До 28 апреля (пятница) включительно организации, для которых отчетным периодом является I квартал, полугодие и девять месяцев года, должны […]
                            • Судебная экспертиза упк это Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел II. Досудебное производство Глава 11. Следственные действия § 5. […]
                            • Закон кредитные карты Банковские кредитные карты в 2018 году: прогнозы и перспективы рынка Бесспорные достоинства банковской карты — оперативность получения заемных денежных средств, возобновляемая кредитная линия и многообразие тарифных планов. […]
                            • Нотариус по завещаниям в омске Оформление наследства Вступление в наследство В этом разделе мы предоставим Вам информацию как самостоятельно оформить наследство, а при затруднениях советуем Вам обратиться за подсказкой к опытному юристу в ООО «Омская юридическая […]
                            • Юридические услуги закон 2011 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ"О бесплатной юридической помощи в Российской […]
                            • Штрафы гибдд по гос номеру нижнекамск Проверка штрафов по гос номеру нижнекамск Субъектом рассматриваемого правонарушения является перевозчик или уполномоченный экономический оператор. Правилам чистота автомобиля законом не оговорена, нужен читаемый номерной знак и все. […]
                            • Нетерпением правило Как выразить надежду и ожидание на английском языке Look forward to Выражение look forward to означает "с нетерпением ожидать". Как правило, данное выражение используется по отношению к тому, что обязательно произойдет, и что вызывает […]
                            • Волгоград земельный налог 2018 Льготы для пенсионеров в 2018 году: освобождение 6 соток земли от налога Госдума приняла закон о включении пенсионеров в перечень лиц, которым может быть предоставлен имущественный вычет по земельному налогу. Эту реформу президент РФ […]