Правила соблюдения постов

Правила соблюдения постов

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
СЕДМИЦА > О МНОГОДНЕВНЫХ ПОСТАХ

В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный — Великий Пост, в 2018 году — с 19 февраля по 7 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2018 году составит 39 дней, с 4 июня по 12 июля.
Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это — Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.

По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, — говорят святые, — тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».

Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души — главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.

Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.

Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.

Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.

Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.

Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».

Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.

В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.

Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.

Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние.

Великий пост – подготовка к Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем покаяния и углубления духовной жизни. Это самый продолжительный из всех многодневных постов. В течение этого времени устав Православной Церкви предписывает воздержание от мясных и молочных продуктов, а также яиц и рыбы (в случае болезни может быть сделано послабление, мера которого определяется вместе с духовником). Однако надо помнить, что главным содержанием поста является воздержание от всякого зла и борьба за исцеление души. Он является одним из самых действенных орудий в духовной брани (Мф. 17:21). «Чадо Божие! Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело». Такова мысль одного из великопостных текстов, читаемых в храмах. Без всего этого пост становится диетой.

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина. В среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского.

Великий пост длится шесть седмиц + Страстная седмица, начинаясь не ранее 15 февраля и оканчиваясь не позднее 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Каждая из шести седмиц четыредесятницы (заканчивается в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы) в месяцеслове именуется по порядковому номеру: 1-я седмица Великого поста, 2-я седмица Великого поста и т. д. — и завершается Неделей (воскресным днём). Каждая Неделя посвящена воспоминанию какого-то святого (или события из истории Церкви). Таким образом, выстраивается цепочка размышлений и чувств, помогающих постящимся постепенно осознавать, какие изменения должны произойти в душе и как этого достигнуть.

Точкой отсчета в этом пути является Неделя сыропустная, посвященная воспоминанию Адамова изгнания из рая и осмыслению его причины. Это воскресенье еще называется Прощеным, так как вечером в этот день в храмах совершается Чин Прощения. Вступая на путь возвращения на духовную Родину, желая прощения своих грехов, мы должны выполнить слова Спасителя о необходимости примириться с обиженными нами и обидевшими нас.

Путь правильно осмысленной великопостной «духовной весны» приводит нас к Светлому Христову Воскресению. В 2018 году ПАСХА будет праздноваться 8 апреля по новому стилю.

Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Великим пост назван не только по продолжительности своей, но и по значению его для души христианина. Началом установления Четыредесятницы является пример сорокадневного поста в пустыне Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому, совершая сорокадневный пост, мы становимся не только подражателями Иисуса Христа, но и сопричастниками спасительных Христовых Страстей и Его Светлого Воскресения.

Великий пост – строгий пост. Устав Православной Церкви воспрещает вкушать даже рыбу, кроме как на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Продолжительность и строгость Великого поста вызывает у некоторых страх за свое телесное здоровье, но напрасность этих опасений подтверждают множество подвижников благочестия, несших подвиг поста в течение всей своей жизни, некоторые из которых жили до ста лет и более. Одним из примеров является прп. Илия Египетский, проживший 75 лет на пустынной горе, в каменистой пещере и преставившийся 110 лет от роду. Авва Исаия говорил, что утончающий себя воздержанием приближается к здоровью.

Однако воздержание от скоромной пищи лишь средство, а не цель. Цель же поста – это борьба со страстями и теми, кто эти страсти в нас разжигает, т.е. с диаволом и слугами его, род которых «изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Очищение души через борьбу со страстями необходимо для того, чтобы Святой Дух имел возможность обитать и действовать в нашей душе, освящая и обожая нас. В этом и есть смысл христианского подвига. По словам свт. Феофана Затворника, пост есть всемерное воздержание и всемерное Богообщение. Всемерное воздержание – это воздержание не только от скоромной пищи, но и от различного рода развлечений и удовольствий, а также вредных привычек. В этой связи пост доступен всем – больным и здоровым, взрослым и детям. Всемерное Богообщение – это постоянная связь с Господом через церковную и домашнюю молитву и Таинства Церкви. Очень важно в течение поста несколько раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Без молитвы и покаяния пост не имеет ценности пред Богом и вреден для души.

Необходимо помнить, что мера поста для каждого христианина индивидуальна. Это значит, что проходить пост надо с рассудительностью. «Как должно остерегаться пресыщения, точно так же должно остерегаться и излишнего воздержания», – говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Для каждого православного христианина эту меру устанавливает духовник, которым, как правило, является приходской священник. Если же нет возможности личного общения со священником, то следует руководствоваться хотя бы правилом «золотой середины», т.е. не злоупотреблять ни послаблением поста, ни его строгостью. Отменять же совсем пост не следует. Нужно помнить, что первой заповедью человеку в Раю была заповедь о посте, и нарушение этой заповеди привело к катастрофе Человечества.

Великий пост отличается от всех других постов особым богослужением. Чтобы легче было проходить его, следует постараться по возможности чаще посещать храмовые службы, содержание которых поможет человеку настроиться на покаянный лад. Накануне Великого поста в воскресенье вечером совершается служба с чином прощения, поэтому оно называется Прощеным воскресением. В этот вечер христиане испрашивают прощения у всех людей, особенно у тех, кто держит на них обиду.

В первые четыре дня Великого поста вечером в храме читается Покаянный канон св. Андрея Критского, который справедливо и по объему, и, главное, по смыслу назван великим. В течение Святой Четыредесятницы православные христиане воздерживаются не только от плотских радостей, но и от духовных, поэтому в будние дни в храме не служится обычная литургия. Однако чтобы не лишать своих чад духовного подкрепления Святая Церковь в среду и пятницу установила совершать литургию Преждеосвященных Даров. Все службы Великого поста являются как бы путеводителем духовной жизни, раскрывая перед христианином безграничные просторы Божественной Премудрости, только бы сам человек желал со смирением принять ее.

Для чего все-таки пост и покаяние? Ответ на этот вопрос не из легких. Ясно одно, что любой труд должен иметь свой плод. Но как описать человеческим языком то, что описанию не поддается? Можно ли в полной мере передать, к примеру, впечатления от музыки, или от созерцания живописного пейзажа? Не легче ли предложить человеку самому послушать или посмотреть? В общих чертах можно сказать, что пост и покаяние приносит человеку очищение совести, мир и тишину души, радость от сознания примирения с Богом и общения с Ним, глубокое осознания себя образом Божиим и чадом Творца. Но более глубокое понимание этих вещей человек может постигнуть, лишь пройдя лично этот путь.

В глобальном масштабе вся польза от поста передается и на Вселенную. Если человек – это микрокосмос, то состояние Вселенной напрямую зависит от состояния каждой ее частицы. Так вот, если мы хотим, чтобы окружающий нас мир не поражал нас катаклизмами, а общество не будоражили безнравственность и преступления мы должны начать со своего духовного возрождения, которое и предлагает нам Великий Пост. #9;

Священник Олег Вилко,
настоятель Вознесенской церкви г. Питкяранта, 2012 г.

«Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста», – так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста». Об особенностях и традициях Великого поста наша беседа с клириком Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерееем Константином САВАНДЕРОМ:

– Когда и кем был установлен пост?

– Еще в Ветхом Завете Господь повелел израильтянам отдавать десятину (то есть десятую часть) от всего, что они приобретали. Поступая таким образом, люди получали благословения во всех своих делах. Зная это, Святые Апостолы установили десятую часть года для посвящения Богу, чтобы мы были благословлены во всех своих делах и очистились от грехов, совершенных в течение всего года.

– Каков основной смысл Великого поста?

Великий пост предшествует дням, в которых вспоминаются страдания, смерть и Светлое Воскресение Христово, даровавших надежду и нашего воскрешения для вечной жизни. Для совершения этой надежды нужно подражать Спасителю в чистоте и святости. Мы всю жизнь должны молиться, нести покаяние, творить дела милосердия, а в дни поста нужно особенно потрудиться. Пост – это особое время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Ему следует отказаться от увеселений: посещений кино, театра, концертов, максимально уменьшить просмотр телевизора. Нужно исключить из меню скоромную пищу – мясо, молоко, яйца и изделия из них. А по средам, пятницам, на первой, третьей и Страстной неделях нельзя есть и рыбу.

– Отец Константин, допускаются ли послабления?

– Пост – время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост – это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника.

– Как Церковь помогает провести время поста?

– Особым строем богослужений. В первую неделю пост особенно строгий, в первые четыре дня по вечерам читается Великий канон св. Андрея Критского. Каждый воскресный день Великого поста наполнен особым значением. В первое воскресенье празднуется Торжество Православия, установленное в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Во вторую, третью и четвертую субботы совершается поминовение усопших. Следующий воскресный день посвящен памяти св. Григория Паламы. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатью. Вечером в это воскресенье совершается первая пассия – очень трогательное богослужение с чтением отрывка из Евангелия, посвященное страданиям Спасителя. Остальные три пассии служатся в последующие воскресенья.

В третью неделю, называемую Крестопоклонной, пост очень строгий. В субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это особое напоминание верующим о любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал себя на крестную смерть.

Четвертое воскресенье посвящено памяти св. Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» – книги о духовном возрастании. На вечернем богослужении в четверг читается канон прп. Андрея Критского и житие св. Марии Египетской, отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота этой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от персидского и аварского нашествия, в память чего накануне за вечерним богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Этот день называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.

Суббота шестой недели – «Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается великий праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В храме освящаются ветки вербы, которые потом хранятся весь год около икон. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданий, крестной смерти и погребения.

Беседовала Ирина ТАТАРИНА, 2010 год

19 февраля — начало Великого поста 2018 года. Длится он 7 недель и неразрывно связан с праздником Пасхи. Пост готовит нас к великому и светлому празднику, очищая и освящая душу через покаяние и причащение.

Люди, далекие от духовной жизни, часто спрашивают, зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты, почему человек должен ограничивать себя в пище? На этот вопрос мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха ДОСИФЕЯ (Ларионова).

— Если человек не имеет определенных рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всем удовлетворять любое свое желание, тогда в принципе он существует, так же, как существует животное, которое если, например, набредает на пищу, то обязательно ее съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.

В Православной Церкви четыре поста и среди недели два постных дня – среда и пятница. Пост идет на пользу человеку, даже если он еще не начал жить полноценной духовной жизнью. Потому что ничто так не закаляет его характера, как постные дни, в этом я убедился на своем малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, как-то рассказывала мне, что в годы гонения на Церковь она работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И ее это нисколько не соблазняло.

Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретенное в посту качество вы можете использовать во время борения страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.

Утесняя свое чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для ее восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», — говорил преподобный.

Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.

Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ

Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом — они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью.
Для мирян существует несколько степеней послабления поста — это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов.
В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым — что можно вкушать мирянам как послабление устава.

Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца.

Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца.
Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста — хотя бы на молочное в некоторые дни.

1, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно — сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу — вареная пища.
Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.

В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим.
Мирянам — сухоедение.

В Великую Субботу — сухоедение, пища даже без растительного масла.
Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.

По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом.
Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу.

В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба. Но в 2018 году Благовещение приходится на Внликую Субботу, поэтому рыба исключается.

Важно! Некоторые правила соблюдения поста

Пост начинается с отказа от еды и питья, но по-настоящему постящимся является тот, кто вдобавок к этому избегает всего праздного и греховного, всего, что мешает приблизиться к Аллаху. Однако эта простая истина не отменяет важности внешней стороны поста. Внутренняя красота религиозных обрядов дополняется совершенством их внешних форм. Поэтому нам не помешает вспомнить некоторые правила поста в рамадане. Поистине, напоминание приносит пользу верующим.

1. Намерение поститься нужно обязательно утвердить в душе ночью, до наступления рассвета. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если до наступления рассвета человек не утвердил в своей душе намерение поститься, то его пост не принимается» (Абу Дауд). Достаточно утвердить намерение поститься в течение всего месяца в первую ночь рамадана, но желательно возобновлять свое намерение каждую ночь. Если человек по болезни или по другой уважительной причине не постился один или несколько дней, то при возобновлении поста он также обязан утвердить намерение в душе до наступления рассвета.

2. Пост начинается с наступлением рассвета, а не с восходом солнца. Прием еды и питья нужно закончить до утреннего намаза: «Ешьте и пейте, пока не отличите белую нить рассвета от чёрной…» (сура “Бакара”, аят 187).

3. Желательно поесть до рассвета, ибо в предрассветной трапезе (сахур) есть великая благодать. В хадисе сообщается: «Предрассветная трапеза благодатна, и посему не отказывайтесь от нее. И если кто-либо из вас сможет выпить хотя бы глоток воды, пусть сделает это, потому что Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест перед рассветом» (Ахмад).

4. Время разговения наступает с заходом солнца. Запаздывать с разговением нежелательно. В этом нет никакой пользы, и награды от этого больше не становится. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением» (ал-Бухари и Муслим).

5. Разговляться лучше финиками и водой. В хадисе сообщается: «Если кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется сухими финиками. Если же он не найдет их, пусть выпьет воды, ибо она – чистая, очищающая» (Абу Давуд).

6. Пост нарушается, если человек сознательно выпьет, поест, вступит в интимную связь или вырвет. Курение также нарушает пост. Если человек вступит в интимную связь во время поста, он должен возместить его непрерывным постом в течение двух месяцев. Если он не в состоянии поститься такой срок, он должен накормить шестьдесят бедняков средним из того, чем он кормит свою семью.

7. Если постящийся поел или выпил по забывчивости днем в рамадане, то он должен продолжить пост и не возмещать его. Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что Сам Аллах накормил и напоил его» (ал-Бухари и Муслим).

8. Если постящийся непроизвольно вырвал, то он должен продолжить свой пост и не должен возмещать его. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

9. Постящийся может поцеловать свою жену во время поста. Но если постящийся боится, что не совладает с собой, то лучше отказаться от этого. Аиша рассказывала: «Во время поста посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, целовал своих жен, но он лучше любого из вас владел собой» (ал-Бухари и Муслим).

10. Поллюция во сне днем в рамадане не нарушает пост. Если такое произошло, постящийся должен искупаться (совершить гусль) для того, чтобы молиться в течение дня.

11. Во время поста разрешается умащаться благовониями и чистить зубы (даже зубной пастой, естественно, не проглатывая ее). ‘Амир ибн Раби‘а рассказал, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, постоянно пользовался мисваком во время поста (Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Давуд).

12. Во время путешествия разрешается не соблюдать пост при условии, что пропущенные дни будут возмещены в течение года до начала следующего рамадана. Передают, что Хамза ибн ‘Амр ал-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время поездки. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим).

13. Во время месячных и в послеродовой период женщины не должны поститься, но после рамадана они должны возместить пропущенные дни поста. Передают, что ‘Аиша рассказывала: «При жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы очищались после менструации. Нам было приказано возмещать пост, но нам не велели возмещать намазы» (Муслим, ат-Тирмизи).

14. Если мусульманин встретил рассвет в состоянии полового осквернения, он должен искупаться и поститься.

15. Во время поста разрешается полоскать нос и рот, но постящийся должен быть осторожен ­– вода не должна попасть в горло. Однако запрещается использовать назальные капли (даже в медицинских целях), потому что через носоглотку они попадают в желудок. Передают со слов Лакита ибн Сабира, что однажды он сказал: «Посланник Аллаха, расскажи мне об омовении». Он сказал: «Совершай омовение надлежащим образом, мой места между пальцами и тщательно полощи нос, если только ты не постишься» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным и сказал: «Улемы не одобряли введение лекарства в нос во время поста и считали, что это прерывает пост человека. Этот хадис усиливает их мнение».

16. Во время поста разрешается делать инъекции (подкожно, внутримышечно, внутривенно), если вводимый препарат не содержит витаминов и питательных веществ. Принятие таблеток, капсул и т. д. перорально нарушает пост, даже если эти препараты не содержат витаминов и питательных веществ.

17. Некоторые ошибочно полагают, что если в силу географических особенностей местности день длится долго, то разрешается поесть или выпить воды, а потом возместить пропущенный пост в более удобное время. Это не так. Прервать пост разрешается лишь в том случае, если его дальнейшее соблюдение угрожает здоровью человека. Если же такой опасности нет, то прерывать пост только по причине его длительности неправильно. А Аллах знает лучше!

Как соблюдать пост?

Правила соблюдения поста

Великий пост — самый строгий из многодневных постов и к тому же самый продолжительный. Соблюдение поста предписывает выполнение определенных правил, которые касаются не только ограничений в еде и питье, но и отказа от вредных привычек, светских развлечений и супружеских обязанностей. Основные правила, как соблюдать пост, следующие:

  • самые строгие недели поста — первая и последняя. Так, ничего нельзя есть в понедельник после Масленицы, во вторник — можно только хлеб и воду, в четверг — снова рекомендуется воздерживаться от пищи. В пятницу последней седмицы (Страстной) также предписывается полный отказ от еды;
  • по понедельникам, средам и пятницам со второй по шестую неделю следует есть сырую еду без масла. На первой неделе так следует питаться в среду, на последней — с понедельника по среду;
  • по вторникам и четвергам со второй по шестую неделю разрешена вареная еда без масла, кроме четверга 5-ой недели (в этот день можно масло);
  • самые легкие дни поста — суббота и воскресенье, в них можно есть вареную еду, с маслом и вином;
  • рыбу можно дважды за пост — в Благовещение и Вербное воскресенье, в Лазареву субботу — икру.

Рацион и ограничения в Великий пост

Ознакомившись с этими ограничениями, вы можете задаться резонным вопросом — как соблюдать пост, но при этом не мучиться чувством голода все его 48 дней? На самом деле, несмотря на полный запрет продуктов животного происхождения (кроме тех дней, когда разрешена рыба), здоровый человек вполне может выдержать пост. К тому же, необязательно сразу же начинать строгое соблюдение поста. Если для вас это первый пост, то врачи рекомендуют отказываться от животной пищи постепенно.

Основой рациона в Великий пост является растительная пища — это не только фрукты и овощи, но и злаки, крупы, соленья, грибы, орехи и даже мед и халва. Экспериментируйте, пробуйте новые рецепты и со временем вы поймете, как соблюдать пост и в то же время питаться вкусно и разнообразно. Но нужно помнить, что суть поста как религиозного явления не просто в отказе от еды, сколько в самоограничении. Если вы будете баловать себя разносолами и переедать при каждом приеме пищи, вряд ли с религиозной точки зрения будет какой-то смысл от такого соблюдения поста.

Как соблюдать пост именно вам, может объяснить ваш духовный наставник или ваш врач. Очень важно при соблюдении поста не навредить своему здоровью и правильно сбалансировать свой рацион.

Как соблюдать пост

Когда вы постились. для Меня ли вы постились?
Зах. 7, 5

“Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). Этими словами Сам Господь указал нам два вида оружия в борьбе с нашим врагом — темными и лукавыми духами. Вместе с тем, Он указал Своим ученикам на необходимость для них поста в то время, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). Благодать Духа Святого отнимается от нас через наши грехи. А возвращение ее к нам более всего достигается покаянием, которому содействуют молитва и пост.

Но если необходимость для спасения души молитвы признается всеми христианами, то необходимость поста часто бывает недостаточно осознана. И это одна из коварных ловушек темных духов, в которую попадают некоторые из современных христиан.

В прежнее, еще не далекое время, исповедание Христа было связано с исполнением всех установлении Церкви. Поэтому в быту старой русской семьи мы видим строгое соблюдение постных дней — среды и пятницы и установленных Церковью четырех постов. Благочестивые же миряне древней Руси мало отставали в посте от иноков.

Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это “время благоприятное, это день спасения” (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост — постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонуфий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста” (если ты не можешь соблюдать последний как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:

“Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

“Пост не есть голод. Голодает и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте, изолированном в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: “Постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями”.

По словам еп. Германа (Ряшенцева), “пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями”.

Господь показал нам Сам пример поста — постившись 40 дней в пустыне, откуда “возвратился в силе духа” .(Лк. 4, 14).

Как говорит прп. Исаак Сирии:

“Пост есть оружие, уготованное Богом. Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений. Господь наш был вождем и первенцем этой победы. И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается. Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим” (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений —хождения в театры, кино и гости, легкого’ чтения, веселой музыки, смотрения телевизора; и т. п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании.

Как пишет о. Александр Ельчанинов:

“Пост — период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами”.

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста занимают не случайные дни.

Среда — это предание Спасителя — самый низменный момент падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребреников Сына Божия.

Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве и т. д.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени. Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать справа от Господа, если она была равнодушна к Его скорби, крови и страданиям . в те дни, когда Вселенская Церковь — земная и Небесная — вспоминает их.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно преложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения. Так, в Деяниях апостолов описывается, как антиохийские христиане перед отправлением на исповедь св. ап. Павла и Варнавы “совершили пост и молитву” (Деян. 13, 3). Поэтому пост практикуется в церкви и как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви в целом накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

ВОЗДЕРЖАНИЕ В ПИЩЕ

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 ступеней физического поста: 1) отказ от мяса, 2) отказ от молочного, 3) отказ от рыбы, 4) отказ от растительного масла, 5) лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует первая степень поста, о чем более подробно будет говориться ниже.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И, естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом сладко и обильно, хотя бы и формально постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами да еще с чувством преобременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста. “Почему мы постимся, а Ты не видишь?” — взывает пророк Исаия, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе сами обычный пост в пище постом “духовным”. Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: соблюдение себя от грехов — удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор и т.п. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать и т.п.? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда “трезвиться” и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный “духовный” пост — это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все что сможет. Например, откажется от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет подбирать пищу так, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням и т.п.

Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни. Например, не есть мясного. Словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания “упитанности” тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями и расстройствами внутренних органов.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. б, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: “пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя” и т.п. Мягкие вначале разговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстает против постящегося через близких и приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что, приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту на сердце, слезы умиления и горячность в молитве. Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: “служи мне, и потом ешь и пей сам”, — говорится в притче рабу (Лк. 17, 8).

Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста чувств к молитве и притуплении интереса к духовному чтению и т. п.

Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И как лишь в конце курса лечения можно ждать здоровья, так и от поста не сразу можно ждать плодов Духа Святого — мира, радости и т.п.

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТЕ

Милости хочу, а не жертвы.
Мф. 9, 13.

Покажите. в добродетели рассудительность.
2 Пет. I, 5.

Все доброе в нас имеет некую черту, перейдя
которую, незаметно обращается во зло.
Прот. Валентин Свенцицкий.

Как и для всякой добродетели, для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: “Крайности, как говорят св. отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы мел пребыть в ,теле сто лет, и так обуздывать душевные движения — забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби — как могущий умереть каждый день”.

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился: “Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других. Господь говорит: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16-18). А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище. Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения. Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Преп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание. Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им:

“Если он будет пить у вас вино, то знайте: вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды”.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими более немощными братьями, он не должен, по указанию св. отцов, своим воздержанием делать им укор. Так св. авва Исаия пишет: “Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего”.

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста. Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т. п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: “Не мечите бисера вашего перед свиньями” (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет, ставить преграды гостеприимству угощающих нас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита святителя Филарета рассказывают такой случай. Как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2, 27). Как пишет святитель Иннокентий московский: “Были примеры, что даже монахи, как, например, св. Иоанн Лествичник, употребляли во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Св. Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым.

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста — облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти. Потому Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее”.

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть “хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним” (Мф. 12, 4). Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте для поста делать послабления и исключения. Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5, 23).

Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн говорят: “Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: “Когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста — ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть — не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе”.

О правильности нормы поста прп. Варсонуфий Великий дает такое указание: “Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.

Как говорил пустынник Никифор в книге прот. В.Свенцицкого “Граждане неба”: “Господь требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует. Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь — нет сил молиться как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу”.

Здесь пример неправильного поста. Еп. Герман пишет: “Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать”.

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. “Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста”, — говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого.

В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братии за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: “Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей, и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости”.

Действительно, для престарелых людей бывает трудно для поста менять свой привычный режим питания. Такая перемена часто несет за собою желудочные заболевания и потерю в какой-то мере трудоспособности. Последнее же, по указанию св. Варсонуфия Великого, указывает уже на неправильность поста.

Однако нарушающим пост по болезни или старости, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: “Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост”, и не думать, что это как будто так и нужно.

Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет. (В древности еврейские женщины кормили младенцев своим молоком до 3-х лет.)

Вместе с необходимостью соблюдения в той или иной мере поста следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленное время, принятия пищи. В этом отношении свт. Феофан Затворник дает родителям такое указание: “Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью”.

Когда дети подрастут и определятся их характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.

Точно так же взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае лощение не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13). И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. И чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей и следует приучать к посту с самого младшего возраста.

ПОСТ И ТЕЛЕВИЗОР

Из статьи архимандрита Рафаила (Карелина)
“Пост и телефильмы”

Пост телесный подразумевает: 1) ограничение в пище; 2) употребление особого вида пищи; 3) редкий прием пищи.

Душевный пост также должен включать в себя:

1) ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах, подобных “пиршествам Гаргантюа”;

2) контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти;

3) редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние.

Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце (преподобная Синклитикия называла глаза “окнами смерти”).

Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии, эффектности и изощренности, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей.

Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем, картина убийства), теперь он видит каждый день.

Телевизор потакает самым низменным страстям человека; даже в как будто нравственных постановках вкраплены сексуальные сцены, может быть, из опасения, что зритель заснет от излишней морализации, а иногда эти сцены представляют собой главное содержание всей передачи. Человек, включая телевизор, добровольно включает себя в поле душевной грязи.

Некоторые говорят, что они совершенно бесстрастно смотрят эротические фильмы. Это самообман: если бы они были бесстрастны, то не теряли бы время на подобное занятие; именно плененная страстями душа приковывает их к телевизору, и они отходят неудовлетворенными, если случайно не получат привычного для них “допинга”.

В древнее время Церковь на долгие годы отлучала от причастия блудников, так как этот грех пропитывает смрадным ядом все поры души и тела, и нужно продолжительное время, чтобы человек очистился и отрезвился, встал бы снова на ноги, как после тяжелой болезни. Блудник духовно мертв, пока не принесет искреннего покаяния и не исполнит епитимий. После эротических передач по телевизору человек приходит в церковь так, как мертвого приносят для отпевания; стоит в храме, но его нет. Там его тело, как гроб, а душа глуха и слепа, как труп, она не чувствует благодати, не может искренне молиться. Покаяние подразумевает волевое желание и решимость больше не совершать грех, а здесь человек обычно, возвратившись домой из церкви (иногда даже после причастия), проводит часы около телевизора.

Он не только духовно опустошен, в нем постепенно отмирает сама способность искренне каяться, то есть возможность вернуть потерянную благодать.

Другая “инъекция зла”, которую получает человек от телевизора, — это серия убийств и насилий, к которым он привыкает.

В древнем Риме борьба гладиаторов в цирке, бой людей с дикими зверями и другие подобные “развлечения” привлекали десятки тысяч зрителей. Девиз римской толпы был: “хлеба и зрелищ”, как будто в этих словах заключалась вся их жизнь. А самым захватывающим зрелищем для толпы являлась льющаяся кровь и предсмертная агония.

Телевизор делает из людей садистов, которые спокойно и с тайным наслаждением смотрят на сцены убийств. Если бы в них оставались человеческая любовь и сострадание, то они в ужасе отвернулись бы от этого кошмара. Телевизор сделал преступление и жестокость обыденностью. Попробуй кто-нибудь сказать, что ему противно и страшно смотреть на сцены насилия и убийств, его посчитают за истерика и нервнобольного. Если человек скажет, что считает ниже достоинства христианина смотреть на сексуальные картины, то ему открыто заявят, что он “ханжа”, имеющий отжившие старомодные взгляды.

Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и “допингов”, а разум становится порабощенным сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории.

У разума две силы: образное и словесное мышление. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую механическую память, но подавляет творческую силу и энергию. Человек, беспрерывно получающий обильную пищу, становится бесформенной грудой жира, которой трудно двигаться и дышать, которая еле передвигает ноги под собственной тяжестью. Слишком большая, неуправляемая информация похожа на хроническое переедание, при котором мышцы перерождаются в сало. Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык — болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений.

Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он как будто бы живет не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями.

Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение — самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.

ПОСТ В СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ

Супругам следует строго соблюдать обычаи и постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежение этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая их окончанием вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола Павла супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: “Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль” (1 Кор. 7. 28).

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю — ко Христу. Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого, “ест все — ив Великий Четверг, когда совершается Тайная вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в День Его погребения. Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?”

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: “Держи и соблюдай пост как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, — ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божий с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни”.

Один противник поста сказал как-то прп. Амвросию Оптинскому: “Не все ли равно Богу. какая пища?” На это старец ответил: “Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть что хочешь, и не наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что чрез послушание вырабатывается покорность”.

Вместе с тем, говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46). Об этом с исчерпывающей ясностью говорится в книге пророка Исаии.

Иудеи взывают к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” Господь устами пророка отвечает им: “Вот, в лень поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того. чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом: когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда, твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исаии обличает тех, кто думает спастись лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближним и служения им.

Значение же и цель истинного поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сирина: “Пост — ограждение всякой добродетели, начале борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумие учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел. От поста и воздержания рождается в душе плод — ведение тайн Божиих.

Как соблюдать пост. М., “Центр Благо”. 2001 –32 с.  

Смотрите еще:

  • Фкз о высшем арбитражном суде Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ"Об арбитражных судах в Российской […]
  • Пенсия за май 2018 выплаты ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 апреля 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в мае 2018 […]
  • Подведомственность дел арбитражному суду контрольная работа Подведомственность дел судам общей юрисдикции - контрольная работа по гражданскому праву Тип: Контрольная работа Предмет: Гражданское право Все контрольные работы по гражданскому праву » Язык: Русский Автор: Лена Дата: 1 мар […]
  • Социальный закон спб 2018 Меры социальной поддержки и льготы в Санкт-Петербурге в 2018 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Санкт-Петербурге в 2018 году Меры социальной поддержки и льготы для граждан Санкт-Петербурга […]
  • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]
  • Презентация правила поведения в общественных местах для дошкольников Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Коррекционная педагогика Презентация […]
  • Положение о порядке проведения экспертизы Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698"Об утверждении Положения о порядке […]
  • Правила благоустройства ростов-на-дону 282 Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 14 февраля 2017 г. N 290 "О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении "Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону" (утратило силу) Решение […]