Правила буквы ы и после ц

Мини-курс « Безударные гласные»

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.
  • Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

    И и Ы после Ц

    История правила

    Вся история этого правила — история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.

    Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):

    При попытках сформулировать правило в конце 19 — начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.

    Даль использует слово цыркать.

    Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.

    Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь, цирюльник у него с И).

    В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь). Слово цыркать в этом списке не упоминается.

    В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.

    В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.

    ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

    Правило и примеры правописания И и Ы после Ц

    После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, óвцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, Лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

    В помощь школьнику

    Упражнение: раздел синтаксис, слов 252
    Инженеры поднимались [на лыжах] на сопку, оставляя за собой ёлочки следов на снегу. Перевалив через гребень, Алексей, шедший впереди, оттолкнулся, чтобы скатиться по склону. Сугроб вдруг провалился под ним, и он почувствовал, что летит куда-то вниз. Потом он упал набок, что-то хрустнуло под его подвёрнутыми ногами. С минуту Алексей лежал ошеломлённый, медленно соображая, что произошло. Рыхлый снег залепил ему лицо, набился под шапку, за воротник и валенки. Ничего не видя вокруг себя, Ковшов резко повернулся, чтобы приподняться. Лыжи остались на ногах, он кое-как снял их и, с силой втыка́я в снег, стал пробиваться сквозь сугроб, ища выхода. Лыжи тотчас упёрлись во что-то твёрдое; должно быть, в отвесную скалу.
    Алексей припомнил очертания ската, как видел его перед падением, и с трудом повернул обратно. Через два-три шага лыжи снова уткнулись в твёрдую преграду. Он громко позвал Беридзе, но крик словно ушёл в подушку: снег тотчас же забил ему рот. Ковшов разозлился и с ожесточением стал пробиваться в другую сторону. Скоро он почувствовал, что задыхается от недостатка воздуха и от собственной ярости. Нехватало ещё погибнуть здесь так нелепо и бессмысленно! Он полежал немного, прислушиваясь к гулким толчкам сердца, и заставил себя успокоиться. Не торопясь, оттёр заледеневшее лицо и опять принялся разгребать снег. Барахтаясь в нём, он упрямо полз вперёд, останавливался на секунду, отдыхал и снова полз.
    Внезапно Алексей услышал голос Беридзе и тут же обнаружил, что тьма вокруг как будто поредела, свет сбоку проникал к нему сквозь снежную толщу. Он всей силой подался туда и, ещё не раскрыв залепленных глаз, почувствовал, что, наконец, вырвался наружу.
    В. Ажаев, Далеко от Москвы.
    Подчеркни:
    сложно-подчинённые предложения (9);
    сложно-сочинённые предложения (4);
    обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями (6).

    Правила буквы ы и после ц

    Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
    будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 2-Класс
  • Русский язык
  • Видеоурок «Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов»
  • В этом уроке речь пойдёт о написании букв Ы или И в разных частях слова.

    В русском языке существует несколько правил правописания гласных букв после Ц. Основное правило:

    В корне слова после Ц под ударением пишется буква И.

    Например: циркуль, цифра, цирк.

    Но есть и другое правило:

    В корне слова после Ц под ударением пишется буква И, если слова являются родственными словам, где буква И стоит под ударением.

    Например: цИркач, цИрковой пишется с И, т.к. они являются родственными слову цИрк.

    Опять работает правило: если слова родственные, то у них есть общая часть (корень), которая обозначает одно и то же и пишется одинаково.

    Ещё одно правило:

    После Ц пишется Ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова.

    Например: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц.

    Познакомимся с новым правилом:

    Если после Ц в окончаниях слов-названий предметов произносится и слышится звук [ы], то пишется буква Ы.

    Давайте заглянем в Обратный словарь на букву –Ы и найдём в списке слова, у которых основа оканчивается на букву Ц:

    В Обратном словаре мы нашли подтверждение правила: в окончаниях слов-названий предметов после Ц всегда пишется Ы.

    В данном стихотворении слова скворцы, жильцы, певцы, птенцы, огурцы стоят в форме множественного числа. Какой звук мы произносим и слышим на конце этих слов? Мы слышим и произносим звук [ы]. Какое окончание напишем? Мы напишем окончание Ы.

    Итак, три разных правила нужно знать, чтобы после Ц написать нужную букву.

    1 правило: «После Ц пишется И в корнях слов-названий предметов, если звук после Ц находится под ударением, например: цИфры, цИтрусы, цИркуль, цИкл».

    2 правило: «После Ц пишется Ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например: цЫплячий, цЫкать, на цЫпочках, цЫганочка».

    3 правило: «После Ц пишется Ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе, например: немцЫ, китайцЫ, ресницЫ, голубцЫ.

    Буквы И и Ы после Ц

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На данном уроке учащиеся продолжат совершенствовать навыки грамотного письма, познакомятся с орфограммой «Буквы И, Ы после Ц»

    Учебное наблюдение

    Обратите внимание, в какой части слова находятся буквы И, Ы после Ц в разных группах слов. Что общего вы можете отметить? Попробуйте сделать вывод о написании этих букв.

    Следует запомнить

    • ü После ц в корне слова пишется (рис. 1).
    • Запомни исключения!
    • Цган на цпочках цкнул цпленку: «Цц!»

    • В словах на -ция пишется буква .
    • В суффиксе -ын-, а также в окончаниях после ц пишется буква ы.
    • Рис. 1. Буквы Ы-И после Ц (Источник)

      Список литературы

      1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
      2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
      3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

      Домашнее задание

      Вставьте пропущенные буквы в словах и распределите эти слова по колонкам таблицы.

      Авиац..я, ц..ганский, пословиц. сестриц..н, смуглолиц..й, ц..клон, мотоц..кл, птиц..н, станц..я, ц..плёнок, панц..рь, пуговиц.

      Пишем после ц букву в корне слова

      Пишем после ц букву в корнях слов-исключений

      Пишем после ц букву в словах на

      Пишем после ц букву в суффиксе

      Пишем после ц букву в окончаниях слов

      Технологическая карта урока «Буквы и-ы после ц»

      Технологическая карта урока «Буквы и-ы после ц»
      Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ с. Бердюжье» Шукалович Екатерина Петровна

      УМК: Русский язык. 5 класс. В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой

      Цели деятельности учителя

      Организация работы для открытия и закрепления нового материала

      Знакомство учащихся с новой орфограммой – «Правописание и–ы после ц», обозначением данной орфограммы; работа по формированию орфографической зоркости учащихся

      урок усвоения новых знаний

      Планируемые
      образовательные
      результаты

      Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания ы–и после ц

      Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в паре и коллективе

      Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

      Регулятивные: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий
      Познавательные: использовать знако-символические средства при оформлении правил; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм применения орфографического правила
      Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

      Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.

      Образовательные (цифровые) ресурсы

      1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012.

      2. Купалова, А. Ю. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

      3. Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М.: Дрофа, 2012. – (Книга для учителя).

      4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс / А. Ю. Купалова и др.. – М. : Дрофа, 2012.

      5. Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь». 5–9 кл. / А. Ю. Купалова [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

      8. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

      9. Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. Универсальная тетрадь / Т. Ю. Угроватова. – Калининград, 1994.

      10. Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. Тесты / Т. Ю. Угроватова. – М.: Владос, 1998.

      Экран, компьютер, мультимедийный проектор

      Наглядно-демонстра-
      ционный материал

      Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

      Материал передачи «Радионяня»

      Основные понятия и термины

      Организационная структура урока

      Обучающие
      и развивающие компоненты,
      задания
      и упражнения

      Осуществляемая деятельность
      учащихся

      Формы
      организации совзаимодействия

      Формируемые умения
      (универсальные
      учебные действия)

      Контроль результатов учебной деятельности

      1.Организа
      ционный момент.

      Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

      Организовать направленное внимание на начало урока.

      Проверяет готовность рабочих мест.
      Создает положительный настрой учащихся на урок.

      Хорошо проверь, дружок,
      Ты готов начать урок?
      Все ль на месте,
      Все ль в порядке,
      Ручка, книжка и тетрадка?
      Все ли правильно сидят?
      Все ль внимательно глядят?
      Каждый хочет получать
      Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

      Готовятся к уроку

      Познавательные: осознают познавательную задачу

      Коммуникативные: работают в коллективе

      2.Мотивация к учебной деятельности.

      Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное и письменное повторение по теме «О, Ё после шипящих»,

      Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.Предлагает детям: вспомнить материал по теме «О, Ё после шипящих» Выполни задание на слайде.
      Исправь ошибки в словах, запиши верно
      пчолы жокей
      решотка шорох
      чёрный обжёра
      жёнглёр шопот
      Объясни значение слов: жонглёр, жокей.
      Проверяем! Ставим оценки.
      (Оценка за количество ошибок: таблица на слайде
      0 ошибок – «5»
      1 ошибка – «4»
      2 ошибки – «3»
      3 и более ошибок – материал не понят, учи теорию в учебнике)

      Вспоминают материал по темам «О, Ё после шипящих» объясняют написание слов.

      Предметные: повторение пройденного материала

      Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

      Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
      Регулятивные: планируют необходимые действия, операции
      Коммуникативные: работают индивидуально и в парах

      Устные ответы. Оценивание в парах.

      3.Актуализация
      и пробное учебное действие

      Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

      Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

      Работа с числом (как мобилизующий этап урока). Доска: Двадцать девятое февраля. Классная работа.

      Запись в тетрадь.
      – Найдите в записи согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц])

      — Сегодня наш урок будет связан с буквой ц и звуком ц.

      Сейчас мы отправимся с вами в сказочную страну. Послушайте сказку и вы легко сформулируете тему и цель нашего урока. (Звучит сказочная музыка).

      В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса буква ц.

      Два верных рыцаря были у неё: буква и буква ы.

      Нравились они ей. Рыцарь “Ы” — за твёрдость и решительность, рыцарь “И” — за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю “И” было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась “Корень слова”.

      Рыцарь “И” был очень весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: “Репетиция!”. И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на — ция -, как слово репетиция, стали записываться только с буквой — и -.

      Рыцарю — ы — разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца. (суффиксы и окончания слов).

      Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

      Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения

      Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

      Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения

      4. Целеполагание и построение проекта выхода
      из затруднения

      Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

      Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

      Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

      составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями

      Формулирует тему и цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. (Напоминаю о самооценивании, на полях тетради пишем цифры и ставим знаки.).

      На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод.

      Открывается запись на доске (слайд):

      – Что общего в словах-примерах? (Сочетания с ц.)

      – Почему они разделены на группы:

      1 столбик цирк цифровой лекция
      2 столбик птицы белолицый сестрицын
      3 столбик цыплёнок

      Запишите также себе три столбика со словами.

      – Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)Выделите корень.

      – А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).

      – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на — «бия» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму.

      – Итак, буква «и» пишется после «Ц.» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на — «бия».)

      – Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В суффиксе и в окончании.)
      – Итак, «сестрицын» –в суффиксе после «Ц.» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?

      3 столбик. Почему это слова стоит отдельно? В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь -(записано на слайде): «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»

      Цыган цыплёнка увидал,
      Заиграл на скрипочке,
      А цыплёнок услыхал—
      Станцевал на цыпочках.
      Цыц, ребята, не шуметь,
      А то цыган собьётся,
      Перестанет скрипка петь,
      Наш урок сорвётся.

      – Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 132. Обозначение орфограммы.(Чтение правила учебника).

      Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; наблюдают за обозначением звука [ы] буквой ы(и) в словах, воспринимают на слух информацию, работают
      с учебником, формулируют собственные мысли, высказывают
      и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

      Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

      Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
      ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

      Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
      в решении учебной задачи.

      Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

      Буквы ы — и после ц

      Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы.

      Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы.

      Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын.

      Цыпленок, цыган, цып, цыпочки.

      Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит.

      Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель.

      Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция.

      Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить.

      Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.

      Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительце, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.

      I. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

      II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

      III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

      IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

      V. 1 «Дружина» — старинное русское слово — традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.)

      VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники — роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)

      Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц — в другую.

      I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)

      Гласные после шипящих и ц

      В русском языке есть 4 шипящих звука: Ж, Ш, Щ и Ч. Исторически сложилось так, что два из них, Ж и Ш, всегда твердые, а другие два, Ч и Щ – всегда мягкие. Однако в правописании это проявляется с точностью до наоборот: еще с детства мы все знаем три основных правила:

      ЖИ, ШИ пиши с И (шина, машина, жизнь, животина);

      ЧА, ЩА пиши с А (чары, янычар, щавель, верещать);

      ЧУ, ЩУ пиши с У (чучело, чубчик, щуриться, полощу).

      Эти правила просто нужно запомнить, данная орфограмма не проверяется. Такое написание сложилось традиционно, в силу исторических особенностей языка. Во всех остальных случаях после твердых шипящих пишутся У, А, О, а после мягких – И, Е, Ё.

      Примечание 1. Если слово имеет иностранное происхождение, тогда после шипящих может писаться гласная Ю или Я, это же касается и имен собственных, например:

    • Жюри, парашют, Сен-Жюст, Жюстина
    • Примечание 2. В аббревиатурах и сложносокращенных словах также допускается написание любых гласных после шипящих. В таких словах, особенно в аббревиатурах, вообще могут быть всякие буквосочетания. Иногда даже труднопроизносимые вслух.

      Кроме этих правил, существует еще несколько, связанных с правописание гласных после шипящих и Ц.

      1. Правописание гласных после Ц.

      Буква Ы после Ц пишется только в окончаниях и суффиксе -ын-, например:

      синицын, лисицын, овцы, хлопцы.

      Во всех остальных случаях после Ц пишется только И:

    • цирк, цифра, циновка, медицина, Франциск.
    • Примечание. Слова-исключения: цыпленок, цыпочки, цыган, цып-цып, цыц.

      б). Ю и Я после Ц

      В русских словах буквы Я и Ю после Ц не пишутся. Однако такое написание возможно в словах иностранного происхождения:

      в). О и Е после Ц

      Тут все немного проще. Правописание в этом случае опирается на фонетический принцип русской орфографии.

      Под ударением после Ц пишется О или Е в соответствии с тем, что мы слышим:

    • Лицо, цербер, цокот, танцор, облицовочный, целый, цена и т.д.
    • Без ударения после Ц пишется только Е, за исключением слова «цокотуха». Это правило распространяется на все морфемы6 в безударных суффиксах и окончаниях также пишется Е:

    • полотенце, пальцем, Баренцево море, натанцеваться, ситцевый, Кунцево и др.
    • Примечание. В заимствованных словах О после Ц может писаться и в безударных слогах:

      2. Правописание гласных после шипящих Ж, Ш, Щ, Ч.

      2.1. О после шипящих в ударных слогах

      В ударных слогах после шипящих пишется буква О, если:

      а). Относится к окончанию имени существительного. Например:

    • плечом, кругляшом, большой, калачом и т.д.
    • б). Относится к суффиксам существительных -ок- (рожок, пирожок, порошок, посошок, кулачок, волчок, сапожок), — онок – (лягушонок, медвежонок, волчонок, бочонок), -онк- (книжонка, деньжонки, собачонка, девчонка).

      в). Относится к суффиксам имен прилагательных -ов- (солдатова, грошовое, плевое, порошковое), -он- (смешон).

      г). Относится к суффиксу наречий -о-. Например:

      д). Относится к окончанию -он, -он имен существительных множественного числа, родительного падежа, например:

    • крыжовник, обжора, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чопорный, чокаться, Печора, шов, шорох, шовы;
    • существительные изжога, ожог, поджог (в отличие от глаголов изжёг, ожёг, поджёг);
    • в диалектных и просторечных лексических единицах «жолкнуть», «зажора», «жох», «ужо», «вечор», «чох» («не верит ни в сон, ни в чох»), «чохом» (наречие).
    • Примечание. В заимствованных словах написание совпадает с произношением, например:

    • крюшон, мажор, шомпол, Чосер, жест, планшет.
    • 2.2. О после шипящих в безударных слогах

      Если слово русского происхождения, то в безударных слогах после согласных Ж, Ш, Ч, Щ всегда пишется Е. Однако если слово иноязычное, то в безударных слогах может писаться и О. Например:

    • горошек, барашек, меньшего, рыжего, но жокей, шоколад.
    • 2.3. О после шипящих во всех остальных позициях

      Во всех остальных случаях в разных морфемах пишется буква Ё, хотя слышится О (в ударных слогах). Это касается следующих морфем:

      а). Окончания глаголов -ёшь, -ёт, -ёте, -ём. Например:

    • лжёшь, поёт, орёте, пьём и т.д.
    • б). Суффикс глаголов и существительных –ёвыва. Например:

    • пережёвывал, растушёвывал, наклёвывался, затушёвывание и т.д.
    • в). Суффикс прилагательных, образованных от однокоренных глаголов -ёвк. Например:

      • жёвка, выкорчёвка, размежёвка и т.д.
      • г). Суффикс существительных -ёр. Например:

      • стажёр, дирижёр, ухажёр и т.д.
      • д). Корни с чередованием О (под ударением) – Е (без ударения) при произношении. Например:

      • жёлтый (желток), щёлкать (щелчки), щёчки (щека), жёлудь (желудок), дешёвый (дешевизна), щёлочь (щелочной), чёрный (чернеть), щётка (щетинка) и т.д.
      • е). Суффикс страдательных причастий –ённ (-ён) и в производных от них. Например:

      • печёный, упрощённый, увлечённый, отвлечённый, огорчённый, огорчён, переперчён, запечён, обречён и т.д.

      ж). Окончание предложного падежа местоимения «что»: о чём, при чём, в чём и т.д.

      Примечание ко всей статье. Данные правила не распространяются на имена собственные – фамилии людей и географические названия. Такие слова пишутся в соответствии с личными и нормативными документами.

      Смотрите еще:

      • Ставка по налогу на воду 2018 Водный налог в 2017-2018 годах - сроки и порядок уплаты, ставки Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов […]
      • Иск наезд на пешехода Иск наезд на пешехода В Октябрьский районный суд г. Омска Истец: Н., г. Омск, ул. . д. кв. . Ответчик: Ш., г. Омск, ул. . д. . кв. . Цена иска: 15 401,05 рублей Исковое заявление о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате […]
      • Образец претензии по возврату денежных средств за некачественный товар Претензия о возврате денег за некачественный товар В (название организации, ИП) Адрес От ФИО полностью Адрес для направления ответа, контактный телефон ПРЕТЕНЗИЯ. «__» _____ 20__ года я приобрел в вашем магазине __________ (название […]
      • 1025 приказ мвд ПРИКАЗ МВД РФ от 31.12.2009 N 1025 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ, ЯВИВШИХСЯ ОРУДИЯМИ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, И ДОКУМЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛУ ОБЕ […]
      • Закон кредитные карты Банковские кредитные карты в 2018 году: прогнозы и перспективы рынка Бесспорные достоинства банковской карты — оперативность получения заемных денежных средств, возобновляемая кредитная линия и многообразие тарифных планов. […]
      • Право использовать материнский капитал Использование материнского капитала В 2018 году сертификат на материнский капитал, выдаваемый семьям при рождении второго или последующего ребенка (детей) в период с 2007 по 2021 годы включительно, подразумевает возможность целевого […]
      • На получение материнского капитала имеют право Право на материнский капитал в 2018 году Современная демографическая политика в России представляет собой комплекс мер, нацеленных на улучшение режима демографического воспроизводства. Одной из них является программа стимулирования […]
      • Документы при расчете налога на прибыль Как документально подтвердить расходы по налогу на прибыль Одним из условий для признания расходов при расчете налога на прибыль является их документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ). Перечень документов Перечень документов, […]