Права и обязанности ученика в школе по новому закону об образовании — Доброе дело

Права и обязанности ученика в школе по новому закону об образовании

Права и обязанности учащихся

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.
Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Ученик имеет право:

  1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.
  2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
  4. Право быть выслушанным.
  5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
  6. Право на свободу мысли, совести и религии.
  7. Право на уважение человеческого достоинства.
  8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.
  9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.
  10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.
  12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.
  13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.
  14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
  15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
  16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
  17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
  18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).
  19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.
  20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
  21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
  22. Обязанности ученика:

    Общие правила поведения

    1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
    2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.
    3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.
    4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.
    5. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
    6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинс­кого работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.
    7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.
    8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.
    9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.
    10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
    11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.
    12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.
    13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
    14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.
    15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.
    16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.
    17. Поведение на занятиях

      1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).
      2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.
      3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
      4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.
      5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.
      6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами
      7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.
      8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.
      9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.
      10. Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.
        1. Во время перемены учащийся обязан:
        • навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
        • находиться в рекреациях школы.
        2. Время перемены — личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:
        • запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
        • Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
        • Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.
        3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
        4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

        Поведение учащихся в столовой
        1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:
        • Учащийся уважительно относится к работникам столовой.
        • Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
        • В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.
        • Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.
        2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.
        3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.
        4. Дежурные от классов заблаговременно ( за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу ( экспресс-завтраки, обеды)
        5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.
        6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.

        Обязанности дежурного по классу
        1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
        2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.
        3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.
        4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).
        5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

        Обязанности дежурного класса по школе.
        Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.
        1. Дежурные по школе:
        — следят за чистотой и порядком в школе;
        — выполняют поручения дежурного учителя и администратора;
        — сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;
        2. Дежурные по столовой:
        — следят за чистотой и порядком в столовой;
        — помогают накрывать столы для начальных классов;
        — не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю
        или дежурному администратору;
        — после перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы .
        3. Дежурный у входа:
        — выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

        Рекомендации к внешнему виду учащихся

        1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.
        2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.
        3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
        4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.
        5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.
        6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики — костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)
        7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.
        8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

          Учитель, воспитатель имеет право:

          1. На защиту профессиональной чести, человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
          2. На свободу совести.
          3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя или воспитателя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
          4. Обращаться к администрации по интересующим его вопросам. Быть услышанным и получить ответ.
          5. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
          6. Знакомиться с Уставом школы, нормативными и законодательными актами связанными с образовательным процессом.
          7. Знать о своих должностных обязанностях.
          8. Повышать квалификацию, самостоятельно определять формы и методы своей образовательной деятельности в рамках образовательной концепции школы. Использовать современные и традиционные методики обучения.
          9. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами.
          10. На материальное стимулирование в форме доплат, надбавок, премий.
          11. Участвовать в организации и управлении школы, выдвигать свою кандидатуру на любую должность.
          12. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
          13. Быть информирован заранее о замене уроков. Учитель имеет право отказаться от замены уроков, изложив причину отказа.
          14. Отказаться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
          15. На отгулы за работу в выходные дни. Количество отгулов определяется директором школы совместно с профсоюзным комитетом, согласно Правила внутреннего трудового распорядка.
          16. Воспитатель группы продленного дня, работающий в соответствии с установленным графиком, имеет право поставить в известность администрацию о нарушении родителями договора, если родители не приходят за ребенком в положенное время.
          17. Учитель не имеет права не допускать учащегося на урок.
          18. Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (ученик, забывший форму и освобожденные от занятий, находятся в спортивном зале)
          19. В деликатной форме высказывать претензии и замечания к ученику.
          20. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня).
          21. Требовать от родителей посещения родительских собраний, согласно конституционных обязанностей родителя.
          22. В случае необходимости, совместно с родительским комитетом и социальным педагогом, посещать ученика на дому с целью выявления условий проживания и обучения ребенка,
          23. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
          24. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
          25. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.
          26. Учитель, воспитатель обязан:

            1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
            2. Быть нравственным примером для своих учеников.
            3. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках дежурному администратору или завхозу.
            4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
            5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое и психическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
            6. Не опаздывать на урок.
            7. Во время урока не отвлекаться.
            8. Еженедельно следить за ведением дневника. Один раз в две недели выставлять оценки в дневники учащихся.
            9. Оценивать не личность и поведение ребёнка, а его ответ.
            10. Учитель не имеет права ставить оценку в журнал за поведение учащегося на уроке или перемене.
            11. Не задавать домашнее задание на каникулярное время, кроме чтения художественной литературы.
            12. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
            13. Не имеет право сравнивать ученика с другим учеником.
            14. Не отпускать ребёнка из школы во время занятий без записки от родителей или медицинской справки.
            15. После окончания уроков сопровождать учащихся на 1-й этаж.
            16. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке и внеклассных мероприятиях.
            17. Нести наказание за нанесение ущерба здоровью ребенка, если это произошло по вине учителя.
            18. Предупреждать возможность травматизма учащихся на переменах.
            19. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
            20. Сдать в школьную библиотеку методическую и художественную литературу, уходя в очередной отпуск или увольняясь с данного места работы.
            21. Своевременно предупреждать родителей о родительских собраниях.
            22. Находится со своими учениками во время школьных мероприятий, слетах, туристических походах.
            23. Составлять график дежурства по классу и помогать дежурным.
            24. Организовывать и контролировать дежурство класса по школе.
            25. Проводить классные часы 1 раз в неделю.
            26. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

              Родители (или законные представители) имеют право:

              1. На выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений.
              2. На прием детей в образовательное учреждение (школа №_____) в соответствии с Уставом школы.
              3. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. На полную информацию об учебном процессе.
              4. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (Совет школы, Попечительский совет).
              5. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.
              6. На перевод ребенка, получившего образование в семье, для продолжения образования в образовательное учреждение при положительной аттестации.
              7. При возникновении спорных вопросов обсуждать их с учителями или администрацией школы и обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
              8. Обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
              9. Оказывать добровольную материальную помощь образовательному учреждению в форме, предусмотренной Уставом; знакомится с материалами об использовании выделенных средств.
              10. Родители, проживающие отдельно от ребенка, имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.
              11. Требовать соблюдения прав ребенка.
              12. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания.
              13. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, и при встрече с директором школы.
              14. На своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.
              15. В случае конфликта между родителем и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися на перевод ребенка с согласия администрации в другой класс.

              Обязанности родителей

              1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
              2. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное; грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.
              3. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.
              4. Выполнять Устав образовательного учреждения.
              5. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса.
              6. Нести ответственность за ликвидацию задолженности у ребенка во время учебного процесса.
              7. Регулярно посещать родительские собрания, приходить в школу по вызову классного руководителя, учителя или администрации.
              8. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей.
              9. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.
              10. Обеспечить ребенка необходимыми канцелярскими и школьными принадлежности, спортивной формой, дополнительными учебными пособия.
              11. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.
              12. По возможности выделять из бюджета семьи материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.
              13. Родители обязаны следить за внешним видом ребенка.
              14. Участвовать в жизни класса и школы.
              15. Права и обязанности ученика в школе по новому закону об образовании

                Все дети должны знать свои права и обязанности. Какие же права есть у детей? «Дети имеют право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов, дети имеют право на приемлемый уровень жизни. Все дети обязаны знать свои права!

                Правовой статус школьника и проблемы, связанные с его реализацией

                Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие российского гражданства как предпосылка осуществления права на образование, или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализация данного права).

                Применительно к правовому статусу школьника, обучающегося в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе), можно выделить следующие элементы.

                Права обучающихся

                Права и обязанности школьника определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 33-45), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так например обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

              16. на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
              17. на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
              18. на ускоренный курс обучения,
              19. на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
              20. на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
              21. на участие в управлении образовательным учреждением,
              22. на уважение своего человеческого достоинства,
              23. на свободу совести, информации,
              24. на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.
              25. Обязанности обучающихся

                В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

                • соблюдать устав общеобразовательного учреждения,
                • добросовестно учиться
                • бережно относиться к имуществу учреждения
                • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения,
                • выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
                • Гарантии права граждан на образование определены в ст. 3 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержка наиболее одаренных.

                  Защита права на образование

                  В силу возраста школьники, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение, знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

                  Проблемы, связанные с правовым статусом обучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрацией образовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдача документа об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательные услуги и др.) а также возложения на него обязанностей, не предусмотренных законодательством или Уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка наложения дополнительных обязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой без его согласия и без согласия его родителей).

                  Права и обязанности учителей в школе по закону

                  Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

                  Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

                  Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

                  В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

                • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
                • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
                • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
                • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
                • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.
                • Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

                  Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

                  Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

                  О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

                  Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

                  Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

                  В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

                  Законно ли повышение голоса на учеников?

                  Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

                  Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

                  Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

                  Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

                  Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

                • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
                • оказывать физическое воздействие;
                • ставить в угол;
                • выгонять из классного кабинета;
                • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
                • кричать с отходом от учебного процесса;
                • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
                • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.
                • Ответственность за оскорбление ученика

                  Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

                  Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

                  Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

                  Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

                  В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

                • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
                • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
                • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
                • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
                • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.
                • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

                  ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

                  К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

                  Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.

                  Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

                  Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.

                  Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):

                  заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

                  справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

                  Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях.
                  В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
                  При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
                  Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.

                  Особенности организации экзаменов
                  Для глухих и слабослышащих обучающихся:

                  аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

                  при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;

                  по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в письменной форме.

                  Для слепых обучающихся:

                  экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;

                  письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;

                  предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления – ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;

                  ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

                  Для слабовидящих обучающихся:

                  экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;

                  в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

                  Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
                  (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):

                  письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;

                  по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме.

                  Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
                  Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
                  Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен

                  Реализация права на образование детей с ОВЗ

                  Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

                  Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

                • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
                  •федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
                  •правительственные (постановления, распоряжения);
                  •ведомственные (Министерства образования);
                  •региональные (правительственные и ведомственные).
                • Международные документы

                  Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

                  Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

                  «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

                  Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

                  В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

                • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
                • обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
                • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
                • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
                • создание условий для освоения социальных навыков;
                • обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

                Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ “О ратификации Конвенции о правах инвалидов” Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
                Федеральные документы

                Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

                Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

                В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

                Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

                Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

                Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

                Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

                Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

                Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

                Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

                Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

                Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

                Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

                При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

                Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

                Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

                Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

                «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

                В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

                Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

                Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

                В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

                Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.

                В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

                Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

                – законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

                – обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

                – нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

                – внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

                – пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

                – реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

                – внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

                Права и обязанности участников образовательного процесса

                Учащиеся обладают всем комплексом прав человека, включающим в себя личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права. Ограничения в реализации некоторых политических и социально-экономических прав связаны с получением полной дееспособности, которая, за исключаем особых случаев, возникает по достижении 18-летнего возраста. Кроме того, учащиеся пользуются особыми правами: правами ребенка и правами учащегося.

                С момента рождения:

                — на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

                — на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

                — на гражданство и др.

                С 6 лет добавляется право:

                — совершать мелкие бытовые сделки;

                — совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения

                С 8 лет добавляется право:

                — на участие в детском общественном объединении.

                С 10 лет добавляется право:

                — на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса.

                С 14 лет добавляются права:

                — получить паспорт гражданина Российской Федерации;

                — самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

                — давать согласие на изменение своего гражданства;

                — самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

                — самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

                — управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла.

                С 15 лет добавляется право:

                — работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

                С 16-ти лет добавляются следующие права:

                — вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

                — работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

                — управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

                — быть полностью дееспособным.

                В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

                – на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов , если образование данного уровня получается впервые (т.е. если учащийся остается в любом классе на второй год право не бесплатное образование утрачивается) ;

                – на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;

                – на выбор образовательного учреждения (в т.ч. перевестись в другое образовательное учреждение (с согласия родителей) в любое время, даже посреди учебного года);

                – на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;

                – на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

                – на обучение в условиях, гарантирующих личную безопасность;

                – на участие в управлении Школы в формах, определенных Уставом Школы;

                – на защиту и уважение достоинства и неприкосновенности личности;

                – на неприкосновенность личной собственности и тайну переписки;

                – на свободное выражение собственных мнений и убеждений; получение и передачу информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства других участников образовательного процесса;

                – на свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы;

                – на создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а так же общественных организаций;

                – проведение в установленном порядке митингов и собраний, подачу петиций и ходатайств;

                – на свободное участие во всех классных и школьных мероприятиях;

                – на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

                – на предварительное уведомление о контрольной работе, количество контрольных работ в течение одного дня – не более одной;

                – на получение информации от администрации, учителей, органов самоуправления, касающейся программы обучения, успеваемости и поведения;

                – на объективную оценку своих знаний и умений;

                – на подачу апелляции в комиссию в случае несогласия с оценкой, поставленной учителем;

                – на отдых во время перемен и каникул;

                – уйти с урока при отсутствии учителя в течение 15 минут после звонка;

                – на охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.

                В ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

                – применение методов физического и психического насилия;

                – привлечение учащихся без согласия их и/или их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой;

                – принуждение учащихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

                – с облюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы;

                – выполнять обоснованные и законные требования работников образовательного учреждения;

                – поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы;

                – уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

                – иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках;

                – приходить на занятия не менее чем за 5 минут до начала урока;

                – добросовестно исполнять обязанности дежурного;

                – соблюдать тишину во время урока;

                – заботиться о младших;

                – приходить на занятия в одежде, отвечающей требованиям, прописанным в Уставе образовательного учреждения; иметь сменную обувь.

                Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

                – на бесплатное получение их детьми основного общего образования;

                – выбора для своих детей образовательного учреждения и форм получения образования (до получения несовершеннолетними детьми основного общего образования);

                – на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

                – на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

                – на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

                – участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети, в формах, определенных Уставом ;

                – на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

                – на помощь со стороны школы в обучении и воспитании детей;

                – выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

                – обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

                – общее собрание родителей учащихся образовательного учреждения вправе принимать решение о направлении в высший орган государственной аттестационной службы требования о предъявлении образовательному учреждению рекламации на качество образования и/или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта ;

                – защищать права и законные интересы детей, выступать их законными представителями;

                – на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

                – обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

                – воспитывать детей, исключая жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

                – обеспечивать необходимые условия для нормального развития ребенка;

                – создавать необходимые условия для получения своими детьми образования; обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования;

                – выполнять Устав образовательного учреждения;

                – не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

                – содержать своих несовершеннолетних детей.

                Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

                – уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

                – злоупотребляют родительскими правами;

                – жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

                – совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

                Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

                Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

                Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

                – в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,

                – за доведение ребенка до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,

                – за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,

                – за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

                Уголовная ответственность наступает:

                – за вовлечение своего ребенка в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

                – за вовлечение ребенка в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

                – за вовлечение ребенка в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

                – за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

                – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

                Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

                РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

                Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:

                – на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (более подробно о запрете на педагогическую деятельность в конце раздела);

                – создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

                – иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

                – на получение информации от администрации образовательного учреждения, органов управления образованием;

                – н а уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны других участников образовательного процесса;

                – на свободное выражение своего мнения;

                – на участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений;

                – на свободное и безопасное пребывание в стенах школы.

                – на охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда;

                – на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

                – на участие в управлении образовательным учреждением в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения;

                – на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением ; методов оценки знаний учащихся;

                – на отдых во время перемены и после уроков;

                – на повышение квалификации с помощью администрации образовательного учреждения, которая с этой целью создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

                – на сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;

                – создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

                – на участие в забастовках;

                – на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;

                – на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

                – на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

                – на получение пенсии по выслуге лет;

                – аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

                – для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план – на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной плат; на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

                ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

                Работники образовательных учреждений обязаны:

                – уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

                – соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

                – осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

                – реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

                – способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

                – стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы, п остоянно повышать свой профессиональный уровень ;

                – проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

                – выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, выполнять обязанности дежурного учителя;

                – быть примером достойного поведения в школе и общественных местах;

                – уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;

                – принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;

                – аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать о предстоящих контрольных работах.

                Педагогические работники должны знать:

                – Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;

                – основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

                – основы права, научной организации труда;

                – основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

                – программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

                – правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

                ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

                За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

                – увольнение по соответствующим основаниям.

                Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

                – повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

                – применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

                Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

                За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

                Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

                ЗАПРЕТ НА ЗАНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

                Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

                – лишенные права заниматься ей в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

                – имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

                – имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

                – признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

                – имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

                Пункт 2 ст. 47 УК РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного (на срок от года до пяти лет) или дополнительного (от шести месяцев до трех лет) наказания. За совершение ряда преступлений Особенной частью Уголовного кодекса РФ предусматриваются и более длительные сроки лишения указанного права — до 20 лет (ст. ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ).

                Постановлением суда наказание в виде лишения права заниматься педагогической деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, если его назначение за данное преступление не предусмотрено в Особенной части Уголовного кодекса РФ, однако с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

                Статья 15 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также предусматривает ограничение решением суда доступа к работе в образовательных учреждениях лицам, участвовавшим в осуществлении экстремистской деятельности.

                При приеме на работу руководителя образовательного учреждения должен также учитываться запрет на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ) и по другим основаниям.

                Лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при увольнении по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься) (п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках»).

                Педагогической деятельностью не могут заниматься лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за определенные виды преступлений. Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить соответствующие документы. В их число включена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ).

                Запрет на занятие педагогической деятельностью распространяется также на лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ст. 15 УК РФ к категории тяжких относятся умышленные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает десяти лет лишения свободы; к категории особо тяжких – умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения можно соответствующей справкой.

                Справки о наличии (отсутствии) судимостей предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России и информационные центры МВД, ГУВД, УВД (п. 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденной Приказом МВД РФ от 01.11.2001 N 965 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости»). При этом п. 5 указанной Инструкции предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу при наличии доверенности или ее копии, выданной в установленном законодательством РФ порядке.

                Важно! Если при приеме на работу лицо скрыло наличие приговора суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличие неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, то заключенный с этим работником трудовой договор прекращается в соответствии со ст. 84 ТК РФ на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом работнику, виновному в сокрытии указанных фактов, не предлагается другая работа и не выплачивается выходное пособие.

                Запрет на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Основанием для признания гражданина недееспособным является психическое расстройство, из-за которого гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими и нуждается в опеке (ст. 29 ГК РФ). Основания и порядок признания судом лиц недееспособными установлены гл. 31 ГПК РФ.

                Статья 331 ТК РФ также содержит запрет на занятие педагогической деятельностью по медицинским основаниям для лиц с заболеваниями, предусмотренными перечнем, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области здравоохранения. В настоящее время такой перечень отсутствует.

                Среди существующих основным нормативным правовым актом, которым следует руководствоваться, является Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В нем в качестве общих медицинских психиатрических противопоказаний для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в частности эпилепсия. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

                К числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания, в т.ч. открытая форма туберкулеза («Инструкция о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом», утвержденная Минздравом СССР от 27.12.1973 N 1142″а»-73) и сифилис в заразном периоде (Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»).

                Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра. Педагогические работники обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, осуществляемые за счет средств учредителя (ст. ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 51 Закона об образовании, Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)»). Данные о прохождении осмотров вносятся в личные медицинские книжки (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

                Смотрите еще:

                • Арест имущества без решения суда Могут ли судебные приставы описать имущество без решения суда? Коллега прав. НЕТ.Обратите внимание на следующий закон. Статья 30. Возбуждение исполнительного производства 1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное […]
                • Плательщиков единого налога при упрощенной системе налогообложения Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН) Отправить на почту Единый налог при упрощенной системе налогообложения — его уплата в некоторых случаях предполагает снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. На чем можно и на […]
                • Кто носит пенсии на дом ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 04 июля 2011 В Хабаровском крае органы Пенсионного фонда Российской Федерации обслуживают более 389 […]
                • Что это глупость или преступление Что это глупость или преступление Умный человек отличается тем, что умеет не понимать. Эдуар Эррио ХУЖЕ, ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В феврале 1804 года в Париже был раскрыт монархический заговор против Первого консула Наполеона Бонапарта. […]
                • Документы на субсидию военным Субсидии для военнослужащих на покупку жилья Содержание статьи: В соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, государство взяло на себя дополнительную ответственность, чтобы обеспечить кадровых военных помощью в […]
                • Как оформить визу за покупками Получение визы в Польшу за покупками Виза за покупками – уникальная разновидность въездного документа. Из всех стран Евросоюза она существует только в Польше. Разрешающая посещение центрально-европейской республики бумага очень популярна […]
                • Венозный возврат и сердечный выброс Венозный возврат крови к сердцу; Кровь остающаяся в желудочках после систолы- это резервный объем, КОС- конечносистолический объем. Минутный объем кровообращения Сердечный выброс Под сердечным выбросом понимают количество крови, […]
                • Что нужно сделать с накопительной частью пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Выбор варианта пенсионного обеспечения До 31 декабря 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе необходимо выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения – оставить только страховую […]