Перечень тайн охраняемых законом

Особая информация охраняемая законом тайна

«Кадровый вопрос», 2013, N 1

ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна

Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации. В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашения работником указанных тайн.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.

Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Заключение трудового договора о работе в данной области возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен в ст. 21 Закона N 5485-1 и подзаконными нормативными правовыми актами.

Допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает для них некоторые ограничения и дополнительные обязательства, в том числе:

— принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

— согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-1;

— письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

— ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Взаимные обязательства работодателя и принимаемого на работу лица отражаются в трудовом договоре. Заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается (ст. 21 Закона N 5485-1).

Отметим, что в случае принятия работодателем положительного решения о допуске работника к государственной тайне с ним одновременно с трудовым договором заключается договор об оформлении допуска к государственной тайне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» утвержден Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору).

Отметим, что гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны выплачивается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке). Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

В соответствии с указанным Постановлением ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Согласно разъяснениям налогового ведомства, приведенным в Письме УФНС России по г. Москве от 28 февраля 2007 г. N 20-12/018406, расходы на выплату надбавок к должностным окладам лиц, допущенных к государственной тайне, не могут быть учтены при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль, так как в соответствии с п. 1 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации финансирование этих расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета (целевое финансирование).

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон N 98-ФЗ)).

Под информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), следует понимать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений (ст. 5 Закона N 98-ФЗ):

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Кроме того, перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Наряду со сведениями, не могущими составлять коммерческую (служебную) тайну, действующим законодательством определены признаки информации, которая носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (далее — Перечень N 188) к такого рода информации относятся следующие сведения:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Так, согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. N 5487-1, информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных ч. 3 и 4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г. N 5487-1;

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Статьей 11 Закона N 98-ФЗ предусмотрен порядок охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Обратите внимание! Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями (п. 2 ст. 11 Закона N 98-ФЗ).

В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

3) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

Работник имеет право обжаловать в суде незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Что касается служебной тайны, то согласно п. 2 ст. 1470 ГК РФ гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Отметим, что Перечень N 188 содержит шесть видов сведений конфиденциального характера, разделяя при этом коммерческую и служебную тайну.

В частности, к служебной тайне относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

В некоторых федеральных законах (например, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и других) используется термин «служебная информация», которая по своей сути и представляет служебную тайну.

Таким образом, служебная тайна — это информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая большей частью государственный интерес.

Как правило, перечень сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации, определяется руководителем организации.

Ответственность за разглашение государственной,

коммерческой и служебной тайн

Несоблюдение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечет за собой дисциплинарную, административную (ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или уголовную (ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14 Закона N 98-ФЗ).

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник, который использовал информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имел достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получил доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с Законом N 98-ФЗ быть привлечен к ответственности.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну, является основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности при условии, если обязанность работника не разглашать указанные сведения предусмотрена заключенным с ним трудовым договором или приложением к нему и если полная материальная ответственность за ущерб, причиненный разглашением таких сведений, прямо предусмотрена федеральным законом. Этот ущерб возмещается работником в пределах среднего месячного заработка.

Несоблюдение этих правил также может служить основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Прекращение трудового договора

Прежде всего отметим, что если при приеме на работу работник отказывается от включения в трудовой договор условия о неразглашении установленной законом тайны, то работодатель имеет право отказать ему в заключение трудового договора. Такая позиция выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». В частности, в п. 10 указанного Постановления сказано, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (о подборе, расстановке, увольнении персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

Кроме того, работодатель вправе предъявить к гражданину, претендующему на вакантную должность, требования, которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы.

Как правило, условие о неразглашении установленной законом тайны включается в трудовой договор до его подписания. Однако если необходимость в таком условии возникла уже после заключения трудового договора в процессе выполнения работником трудовых обязанностей, то по соглашению сторон условия трудового договора могут быть изменены или дополнены.

Согласно пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника.

Расторжение трудового договора по этому основанию возможно только с работником, в трудовом договоре которого согласно ст. 57 ТК РФ предусмотрено условие о неразглашении этой тайны. Сведения, которые работник разгласил, должны относиться в соответствии с действующим законодательством к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Если работник оспаривает законность увольнения по данному основанию, то работодатель должен представить доказательства того, что сведения, которые работник разгласил, относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне и стали известны ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался их не разглашать. Такие разъяснения содержатся в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор с работником может быть прекращен в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Напомним, отношения по допуску к государственной тайне регулируются Законом N 5485-1. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне установлены ст. 23 Закона N 5485-1. Согласно указанной статье допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в следующих случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона N 5485-1 основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

В том случае, если по одному из вышеприведенных оснований допуск работника к государственной тайне будет прекращен и вследствие этого он утратит возможность в дальнейшем осуществлять свои трудовые обязанности, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с таким работником по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

При увольнении по данному основанию факт увольнения может быть подтвержден документом, в соответствии с которым работнику прекращен допуск к государственной тайне либо истек срок действия допуска.

Приведем пример формулировки в составе трудового договора, заключаемого с работником, выполнение которым порученной ему в соответствии с трудовым договором трудовой функции требует допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну.

5. Иные условия трудового договора

5.1. Работник обязуется в течение срока действия настоящего трудового договора и после его прекращения в течение 5 лет не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную тайну), ставшую известной Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

С перечнем информации, составляющей охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную тайну), Работник должен быть ознакомлен под роспись.

5.2. Работодатель обязан соблюдать предусмотренный трудовым законодательством и иными федеральными законами порядок обработки, иного использования и обеспечения сохранности персональных данных Работника.

5.3. В случае неисполнения обязанности по нарушению порядка использования и неправомерного разглашения информации, указанной в п. п. 5.1 и 5.2 настоящего договора, соответствующая виновная сторона договора обязана возместить другой стороне причиненный ущерб.

5.4. Иные условия трудового договора _________________________.

Охраняемые законом тайны и гарантии их соблюдения при производстве по уголовным делам в Российской Федерации

ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ТАЙНЫ И ГАРАНТИИ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Григорьев Ф. Г., аспирант кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Российское законодательство включает в себя ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют правовой статус охраняемых законом тайн. Данные акты являются источниками уголовно-процессуального права, так как имеют прямое отношение к регламентации производства по уголовным делам, поскольку при доказывании по уголовному делу зачастую возникает вопрос о раскрытии этих тайн в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Однако данные источники уголовно-процессуального права несовершенны и нуждаются в совершенствовании; также необходимо внести ряд дополнений в УПК РФ, регламентирующих предоставление сведений, составляющих содержание охраняемых законом тайн. В связи с этим нельзя не отметить, что ч. 1 ст. 1 УПК РФ, устанавливающей, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции РФ, не соответствует объективной правовой действительности, поскольку уголовно-процессуальные отношения регулируются также и другими нормативно-правовыми актами. Существуют нормы УПК РФ, направленные на охрану этих тайн. Статья 241 УПК РФ предусматривает, что закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны. Согласно ч. 2 ст. 217 УПК РФ копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому или его защитнику во время судебного разбирательства. Наконец, на основании ч. 24 ст. 328 УПК РФ если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении. Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем. Особое место среди охраняемых законом тайн занимает государственная тайна. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне» органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. В ходе производства по уголовным делам предоставление сведений, отнесенных к государственной тайне, может быть произведено как в форме представления соответствующих документов, справок, так и путем допроса сотрудников соответствующих органов, предприятий, организаций. Представляется, что свидетель может быть допрошен о сведениях, составляющих государственную тайну, только в случае, если соответствующим государственным органом дан положительный ответ на запрос органа дознания, следствия, прокуратуры, суда о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. В случае если такой запрос направлен не был либо если на запрос дан отказ о рассекречивании запрашиваемых сведений, свидетель не может быть допрошен о сведениях, составляющих государственную тайну. При этом Закон РФ «О государственной тайне» должен предусматривать исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть дан отказ в предоставлении информации, составляющей государственную тайну, органам дознания, следствия, прокуратуре и суду. В УПК РФ следует предусмотреть следующее правило: свидетель может быть допрошен о сведениях, отнесенных к государственной тайне, только в случае удовлетворения запроса органа дознания, следствия, прокуратуры, суда о рассекречивании этих сведений. Необходимость внесения данных дополнений в уголовно-процессуальный закон обусловлена как потребностью охраны интересов государства, так и целью упорядочения правоотношений, связанных с государственной тайной. При этом для запросов о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне, поступивших от органа дознания, следствия, прокуратуры, суда срок рассмотрения запроса должен быть сокращен до одного месяца, соответствующие изменения могут быть внесены в Закон РФ «О государственной тайне». Помимо этого, в УПК РФ необходимо предусмотреть дополнительные гарантии охраны государственной тайны. Требуется установить для дознавателя, следователя, прокурора, а также защитника обязанность хранить в тайне сведения, составляющие государственную тайну. Также представляется, что потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик не могут при ознакомлении с материалами уголовного дела знакомиться с материалами, в которых содержится государственная тайна. Помимо этого, свидетель должен обладать правом отказаться от дачи показаний о сведениях, составляющих государственную тайну, в открытом судебном заседании. При этом разбирательство уголовных дел, которое может привести к разглашению государственной тайны, во всех случаях должно проходить в закрытом судебном заседании, о чем должно быть указано в ст. 217 УПК РФ. Далее перейдем к анализу проблемы охраны коммерческой тайны в уголовном процессе. Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить такую информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством РФ. Одной из форм предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, при производстве по уголовным делам является допрос свидетеля об обстоятельствах, составляющих коммерческую тайну. В УПК РФ необходимо внести дополнения, которые были бы направлены на охрану коммерческой тайны. Свидетель может быть допрошен о сведениях, составляющих коммерческую тайну, только в случае направления соответствующего запроса в коммерческую организацию либо индивидуальному предпринимателю. Представляется, что данный запрос должен быть мотивированным, в нем должны быть указаны основания, по которым предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, является необходимым в целях доказывания по уголовному делу. Также должна быть предусмотрена возможность обжалования требования, содержащегося в запросе в суд (если запрос поступает от органа дознания, следствия, прокуратуры). В случае если таковой запрос не был направлен в установленном законом порядке, свидетель обладает правом отказаться от дачи показаний о сведениях, составляющих коммерческую тайну. Представляется также, что свидетель, который вынужден давать показания с раскрытием коммерческой тайны на предварительном следствии, имеет право требовать от дознавателя, следователя, прокурора принятия мер к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну. В УПК РФ должна быть предусмотрена обязанность дознавателя, следователя, прокурора сохранять в тайне сведения, находящиеся в материалах уголовного дела, в том числе и фактические данные, содержащиеся в показаниях свидетелей, которые отнесены к коммерческой тайне. В ходе судебного разбирательства свидетелю должно быть предоставлено право требовать проведения его допроса в условиях закрытого судебного разбирательства, если его показания содержат информацию, отнесенную к коммерческой тайне. В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 ст. 1070 ГК РФ, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Таким образом, вред, причиненный коммерческой организации, индивидуальному предпринимателю незаконным разглашением коммерческой тайны в ходе производства по уголовному делу, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств государственной казны. Согласно ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам выдаются судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Следовательно, свидетель, являющийся сотрудником кредитной организации, не может быть допрошен о сведениях, составляющих тайну об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Вместе с тем такой свидетель может быть допрошен с целью разъяснения сведений, содержащихся в предоставленной кредитной организацией справке по операциям и счетам, полученной ранее по запросу суда либо органа предварительного следствия с согласия прокурора. Другими словами, условием допроса свидетеля, являющегося сотрудником кредитной организации, о сведениях, составляющих тайну об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, является получение справки по операциям и счетам в установленном законом порядке. Следует согласиться со следующим мнением: «Если даже банк в ходе предоставления, например, кредита получит какие-либо сведения о состоянии здоровья клиента или его семейном положении, эти сведения, а не только операции, произведенные для выдачи кредита, могут быть включены в банковскую тайну. Точно так же, если для технико-экономического обоснования потребности в кредите и способности его возвратить будут предоставлены сведения о технологии, заключенных договорах между клиентом банка и его контрагентом, вся информация должна быть включена в банковскую тайну» . Следовательно, свидетель, являющийся сотрудником кредитной организации, не может быть допрошен об указанных сведениях, ставших ему известными в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей. ——————————— Олейник О. Правовые проблемы банковской тайны // Хозяйство и право. 1997. N 6 — 7.

Статья 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Однако может возникнуть ситуация, при которой в целях установления истины по уголовному делу требуется допросить аудиторов в качестве свидетелей об обстоятельствах, при которых проводились аудиторские проверки. При этом иные средства доказывания могут быть исчерпаны, и установить сведения об операциях аудируемых лиц из иных источников будет затруднительно. Таким образом, закон должен предусматривать порядок предоставления органам дознания, следствия, прокуратуре и суду сведений, составляющих аудиторскую тайну. Следует обратиться к Кодексу этики аудиторов России . В соответствии с п. 16.5 данного акта аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями. Таким образом, нормы профессиональной этики аудиторов не исключают саму возможность раскрытия аудиторской тайны при соблюдении установленных законом условий. ——————————— Кодекс этики аудиторов России. Принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 28 августа 2003 г. // СПС.

В соответствии с п. 9 Кодекса этики аудиторов России профессия аудитора является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Представляется, что предоставление аудитором информации об операциях аудируемых лиц в целях доказывания по уголовному делу отвечает нормам профессиональной этики аудитора и не может влечь ответственности аудитора перед аудируемыми лицами. Вместе с тем раскрытие аудиторской тайны может иметь место только в исключительных случаях по мотивированному запросу органов дознания и следствия, прокуратуры, суда. Следовательно, свидетель, являющийся аудитором, может быть допрошен об обстоятельствах осуществления им своей профессиональной деятельности только в пределах, необходимых для разъяснения сведений, полученных ранее по мотивированному запросу. Порядок направления такого запроса и условия, при которых может быть раскрыта аудиторская тайна, должны быть предусмотрены законом. На основании ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют его врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. Таким образом, закон должен предусматривать, что свидетель, которому известны сведения, составляющие врачебную тайну, может быть допрошен об этих сведениях только в том случае, если по делу был направлен мотивированный запрос в соответствующее медицинское учреждение. В противном случае такой свидетель может отказаться от дачи показаний о сведениях, составляющих врачебную тайну. Существует ряд других охраняемых законом тайн: журналистская тайна, адвокатская тайна, тайна исповеди, нотариальная тайна, тайна страхования, налоговая тайна, тайна завещания, тайна усыновления. Однако формат настоящего исследования не позволяет в полном объеме рассмотреть проблемы охраны этих тайн в ходе производства по уголовным делам.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Перечень тайн охраняемых законом

Основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя является:

— разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п.6 ст.81 ТК РФ).

— прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п.12 ст.81 ТК РФ).

Конституция Российской Федерации, провозглашая право граждан на информацию, допускает вместе с тем возможность ограничения такого права федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также безопасности государства (часть 3 статьи 17, часть 3 статьи 55).

Как закреплено в п.2 ст.10 Закона от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [1] (в настоящее время действует с изменениями от 10 января 2003г.) [2] , документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» [3] (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.); Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [4] (с изменениями от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г., 29 мая 2002 г., 3 марта 2005 г.). В настоящее время также действуют: Указ Президента РФ от 6 октября 2004г. №1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Положении о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны) [5] ; Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870) [6] ; Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005г. №443) [7] .

Согласно указанному Закону, государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абз.2 ст.2 Закона «О государственной тайне»). Перечень сведений, составляющих государственную тайну — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (абз.9 ст.2 Закона «О государственной тайне»).

Не приводя перечня сведений относимых к государственной тайне отметим лишь, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Согласно ст.7 Закона «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

— о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

— о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

— о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

— о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

— о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Перечень сведений составляющих государственную тайну должен быть официально опубликован, иметь надлежащую правовую форму (Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» [8] ).

Коммерческая и служебная тайны — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна). (ст.139 ГК РФ; Федеральный закон от 29 июля 2004г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [9] ). Как следует из п.1 ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В случае оспаривания работником расторжения трудового договора по подп.»в» п. 6 ст.81 ТК РФ работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.

Таким образом, расторгнуть договор в связи с разглашением коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны возможно только если обязанность по сохранению такой тайны обусловлена действующим законодательством РФ, соответствующим соглашением между работодателем и работником, закрепленным трудовым договором или иным документом, подписанным работодателем и работником.

Основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя также является прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п.12 ст.81 ТК РФ).

Работодатель вправе уволить работника по этому основанию независимо от того, включено ли соответствующее условие в трудовой договор или нет. При этом важно заметить, что работодателем должна быть соблюдены условия и процедура отказа и прекращения в допуске к государственной тайне (ст.22,23 Закона «О государственной тайне»). Так, основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться (ст.22 Закона «О государственной тайне»:

— признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

— наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития (Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрава РФ от 16 марта 1999 г. N 83) [10] .

— постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

— уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

[1] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 февраля 1995г. — №8. — Ст.609.

[2] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 февраля 1995г. — №8. — Ст.609.

[3] Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О Государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 13 октября 1997г. — №41. — Ст. 4673.

[4] Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 4 декабря 1995г. — №49. — Ст.4775.

[5] Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 октября 2004г. — №41. — Ст.4024.

[6] Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 сентября 1995г. — №37. — Ст. 3619.

[7] Постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 «Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 августа 2005г. — №31. — Ст. 3224.

[8] Определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»

[9] Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 9 августа 2004г. — №32. — Ст.3283.

[10] Приказ Минздрава РФ от 16 марта 1999 г. N 83 «О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 14 июня 1999г. — №24.

Смотрите еще:

  • Бандитизм ст ук Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 209 1. В УК РСФСР 1960 г. состав бандитизма был включен в главу о государственных преступлениях. В УК РФ 1996 г. объектом бандитизма признается общественная безопасность. 2. […]
  • Судопроизводство в конституционном суде рф это §1. Конституционное судопроизводство Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционное […]
  • Средства для пребывания в рф Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 315-ФЗ наименование статьи 18.9 настоящего Кодекса изложено в новой редакции Статья […]
  • Юридические услуги закон 2011 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ"О бесплатной юридической помощи в Российской […]
  • Закон от 19 мая 1995 года 81-фз Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и дополнениями от: 24 ноября […]
  • Приказ росстата от 19 Приказ Росстата (Федеральная служба государственной статистики) от 21 июня 2017 г. №417 В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской […]
  • Ст 15 закон ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 […]
  • Федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ"О судах общей юрисдикции в […]