Нормативные акты регламентирующие деятельность суда

Оглавление:

Нормативные акты регламентирующие деятельность суда

НОРМА ТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»;

3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 года
№ 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

5. Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 года
№ 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 года
№ 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 года
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

8. Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2008 года
№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

9. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 года
№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

10. Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.2010 года
№ 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»;

11. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

12. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свобод ы граждан».

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИРОВЫХ СУДЕЙ И СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ

Перечень законов, регламентирующих деятельность мировых судей и судебных участков

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ « О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации;

Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Республики Коми от 08.06.2000 N 34-РЗ «О мировых судьях в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 08.06.2000 N 35-РЗ «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 30.12.2003 N 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми»;

Закон Республики Коми от 28.06.2010 N 59-РЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Коми и мировых судей в Республике Коми».

Правовые основы

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ККС.

1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года №1- ФКЗ

«О судебной системе Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

3. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992года № 3231-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

4. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011года №1-ФКЗ

«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

5. Федеральный конституционный закон 28 апреля 1995 года №1-ФКЗ

«Об арбитражных судах в Российской Федерации».

6. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 года №4-ФКЗ

« О Дисциплинарном судебном присутствии».

7. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ

«О военных судах Российской Федерации».

8. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей.

9. Глава 52 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации.

10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2007 года № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности.

11. Постановление Верховного Совета Федерации от 13 мая 1993 года №4960-1 «Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей».

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, и их классификация

Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности этих органов. Они составляют правовую основу организации и деятельности судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.

Среди многочисленных правовых актов, как отмечалось выше, есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг регулируемых отношений (ведомственная инструкция и т.п.).

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, можно классифицировать по нескольким основаниям.

Исходя из содержания нормативных правовых актов о правоохранительных органах, их можно разделить на следующие группы:

1. Акты общего действия. К ним относятся:

международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов, и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов относятся вышеупомянутые Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав и свобод человека и гражданина, а также Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г., Основные положения о роли адвокатов 1990 г., Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, 1990 г., Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г.), Европейская хартия о законе «О статусе судей»1998 г., Итоговый документ семинара «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы» (Лиссабон, 10 апреля 1999 г.) и др.;

Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории России. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2, 15, 19, 22, 24, 29, 48, 49, 122 и др.).

2. Нормативные правовые акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. Эту группу актов образуют прежде всего следующие федеральные конституционные законы:

от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.,

а также федеральные законы:

от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.; а также Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

3. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора РФ И др.

4. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

В этих актах закреплены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативных правовых актов относятся федеральные законы:

от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

а также Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, и др.

5. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, полномочия органов, осуществляющих данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. К этой группе актов могут быть отнесены:

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

и другие федеральные законы:

от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 «О противодействии терроризму»;

от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»;

от 28 декабря 2010 г. № 403-Φ3 «О Следственном комитете Российской Федерации»;

а также Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др.

6. Нормативные правовые акты об организации юридической помощи в Российской Федерации. Эти акты регулируют порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, осуществляющих юридическую помощь, и т.д. К данной группе относятся следующие федеральные законы:

от 31 мая 2002 г. № 63-Φ3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

от 21 ноября 2011 г. № 324-Φ3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

а также постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами» и др.

В основу классификации нормативно-правовой базы курса «Суд и правоохранительные органы» может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативных правовых актов. По юридической силе все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы:

1. Конституция РФ, имеющая, как отмечалось выше, высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Этот основной закон принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом.

Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативные правовые акты, за исключением международных правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.

2. Международно-правовые акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Законы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Законодательные акты имеют следующую иерархию, обусловленную федеративным устройством Российской Федерации:

Федеральное законодательство:

федеральные конституционные законы. Их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы Российской Федерации. К числу федеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации, относятся ранее упомянутые федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне. Выше мы говорили о федеральных законах: «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; «О федеральной службе безопасности»; «О полиции»; «О Следственном комитете Российской Федерации» и др.

Законодательство субъектов РФ:

– конституции и уставы субъектов РФ;

– законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов, следует, например, отнести Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка»; Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине»; Закон Московской области от 16 мая 2005 г. № 122/2005-03 «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области»; Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве» и др.

Регулирование законами субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Законы субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

4. Подзаконные акты:

указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативные акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, касающимся правоохранительной деятельности.

Содержание указов и распоряжений Президента РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным федеральными законодательными актами. К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, относятся, например, следующие указы Президента РФ:

от 28 сентября 2011 г. № 1252 «О федеральных кадровых резервах Следственного комитета Российской Федерации и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»;

от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»;

от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» и др.

Некоторые указы Президента РФ носят индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов;

постановления Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов. К числу таких актов следует отнести, например, следующие постановления Правительства РФ:

от 3 декабря 2009 г. № 991 «О государственных юридических бюро»;

от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам;

ведомственные нормативные правовые акты – акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб), уполномоченных осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, а также акты органов прокуратуры РФ. Первые утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вторые – Генеральным прокурором РФ. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительно к той или иной сфере правоохраны, тому или иному ведомству

регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих нормативных правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные нормативные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.

К числу ведомственных нормативных правовых актов относятся:

приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ, например, следующие приказы:

от 31 марта 2008 г. № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»;

от 17 апреля 2008 г. № 67 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»;

от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;

приказы Министерства юстиции РФ, например приказ от 3 марта 2006 г. № 33 «Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»;

приказы Следственного комитета РФ, например приказ от 21 апреля 2011 г. № 70 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации» и др.

Большое практическое значение с точки зрения организации и деятельности правоохранительных органов имеют акты высших судебных органов: постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, которые содержат разъяснения по вопросам применения правовых норм и являются обязательными для исполнения теми лицами и органами, которые применяют разъясняемые нормы права. Назовем некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ:

от 29 ноября 2011 г. № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве»;

от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»;

постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:

от 9 июня 2008 г. № 28 «Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов РФ»;

от 23 марта 2012 г. № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» и др.

Особое значение в системе правового регулирования деятельности правоохранительных и судебных органов имеют решения Конституционного Суда РФ. Данный орган не наделен правом издавать нормативные правовые акты, однако в случае принятия им решения о признании не соответствующей Конституции РФ той или иной правовой нормы, последняя не подлежит применению (см., например, постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобой гражданина К. А. Охотникова» и от 20 июля 2011 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статей 19, 21 и 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки А. В. Матюшенко» и др.).

Список изменяющих документов

(в ред. Закона Калининградской области от 24.12.2009 N 413,

Уставных законов Калининградской области от 19.05.2010 N 452,

от 11.07.2011 N 20, от 12.10.2011 N 37, от 29.06.2012 N 125,

от 22.11.2012 N 155, от 25.04.2013 N 219)

Настоящий Устав (Основной Закон) Калининградской области исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства:

— определяет статус Калининградской области;

— гарантирует защиту на территории Калининградской области прав и свобод человека и гражданина;

— устанавливает систему органов государственной власти Калининградской области и их полномочия;

— регулирует осуществление в Калининградской области местного самоуправления;

— закрепляет правовые основы решения иных вопросов, относящихся к ведению субъекта Российской Федерации и обеспечения всестороннего развития Калининградской области.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА)

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Устав (Основной Закон) Калининградской области является основным законом в системе нормативных правовых актов Калининградской области и имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области.

2. Устав (Основной Закон) Калининградской области обладает прямым действием на территории Калининградской области.

3. Устав (Основной Закон) Калининградской области, уставные законы Калининградской области, законы Калининградской области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области подлежат обязательному исполнению на территории Калининградской области и подлежат государственной защите.

1. Устав (Основной Закон) Калининградской области, уставные законы Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.

2. В случае противоречия Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставного закона Калининградской области, закона или иного нормативного правового акта Калининградской области федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или предмету совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области, определенному Конституцией Российской Федерации, действует федеральный закон.

При установлении судом противоречия Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставного закона Калининградской области, закона или иного нормативного правового акта Калининградской области федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или предмету совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области, соответствующий орган государственной власти Калининградской области обязан устранить данные противоречия в сроки, установленные федеральным законодательством.

3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Калининградской области, принятым по предметам ведения Калининградской области, действует нормативный правовой акт Калининградской области.

4. Неисполнение или нарушение Устава (Основного Закона) Калининградской области влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Раздел II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ — СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ТЕРРИТОРИЯ

1. Калининградская область образована Указами Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 года «Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР» и 4 июля 1946 года «О переименовании города Кенигсберга в город Калининград и Кенигсбергской области в Калининградскую область», и ее территория является неотъемлемой частью территории Российской Федерации.

2. Калининградская область — субъект Российской Федерации.

3. Калининградская область имеет свою территорию, население, законодательство, собственность, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также собственные предметы ведения.

4. Статус Калининградской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

5. Статус Калининградской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством.

1. Калининградская область вправе заключать с другими субъектами Российской Федерации договоры.

2. Калининградская область обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Калининградская область, с согласия Правительства Российской Федерации, может осуществлять международные и внешнеэкономические связи с органами государственной власти иностранных государств.

1. Калининградская область имеет свои символы — герб, флаг и гимн. Описание и порядок их использования устанавливаются уставными законами Калининградской области.

2. Губернатор Калининградской области как высшее должностное лицо Калининградской области имеет символы государственной власти. Перечень, описание и порядок использования указанных символов устанавливаются уставными законами Калининградской области.

3. В Калининградской области для поощрения граждан, организаций, муниципальных образований за достижения и заслуги учреждаются награды Калининградской области. Система наград Калининградской области устанавливается уставным законом Калининградской области.

(в ред. Уставного закона Калининградской области от 11.07.2011 N 20)

1. Государственную власть в Калининградской области осуществляют органы государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Систему органов государственной власти Калининградской области составляют:

высшее должностное лицо Калининградской области — Губернатор Калининградской области;

законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской области — Калининградская областная Дума;

высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области — Правительство Калининградской области;

иные исполнительные органы государственной власти Калининградской области в соответствии со структурой, определенной Губернатором Калининградской области;

судебный орган Калининградской области — Уставный Суд Калининградской области.

1. Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

3) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

4) единство системы государственной власти;

5) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

8) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

2. Органы государственной власти Калининградской области обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

3. Органы государственной власти Калининградской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.

1. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Калининградской области определяются в соответствии с федеральным законодательством.

2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам ведения Калининградской области, определяются настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Калининградской области.

В ведении Калининградской области находятся:

1) принятие и изменение Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением;

2) защита прав и законных интересов Калининградской области;

3) административно-территориальное устройство Калининградской области;

4) социально-экономическое развитие Калининградской области;

5) областной бюджет Калининградской области;

6) государственная собственность Калининградской области;

7) установление системы органов государственной власти Калининградской области и их формирование;

8) награды и почетные звания Калининградской области, символика Калининградской области;

9) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.

Раздел III. НАРОДОВЛАСТИЕ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Глава 3. НАРОДОВЛАСТИЕ

1. На территории Калининградской области граждане Российской Федерации осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. В соответствии с федеральным законодательством основными формами непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами Калининградской области и в решении вопросов местного значения являются:

— выборы Губернатора Калининградской области;

(абзац введен Уставным законом Калининградской области от 29.06.2012 N 125)

— выборы депутатов Калининградской областной Думы;

— выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

3. Законодательством Калининградской области могут быть установлены также следующие формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами Калининградской области:

— общественное обсуждение наиболее важных вопросов областного значения.

4. Федеральным законодательством и законодательством Калининградской области могут быть установлены иные формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами Калининградской области.

1. Областной референдум является формой прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, проживающих на территории Калининградской области и обладающих правом на участие в референдуме, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам областного значения.

2. Областной и местный референдумы проводятся в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

1. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области в Калининградской области избираются Губернатор Калининградской области, депутаты Калининградской областной Думы, депутаты представительных органов муниципальных образований, члены иных выборных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления.

(в ред. Уставного закона Калининградской области от 29.06.2012 N 125)

2. Организацию выборов и проведение референдумов в Калининградской области обеспечивают Избирательная комиссия Калининградской области, работающая на постоянной основе, и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

1. Наиболее важные вопросы областного значения могут выноситься на общественное обсуждение в соответствии с законом Калининградской области.

2. Жители Калининградской области осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Калининградскую областную Думу обращений с предложением о принятии, изменении или признании утратившим силу закона Калининградской области в порядке, установленном законом Калининградской области.

В целях обеспечения взаимодействия населения Калининградской области, общественных объединений с органами государственной власти Калининградской области, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики Калининградской области, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления формируется Общественная палата Калининградской области в соответствии с законом Калининградской области.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. В Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами.

2. Законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

4. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.

1. Для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Калининградской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами в Калининградской области устанавливается должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

2. Порядок назначения, деятельность и статус Уполномоченного по правам человека в Калининградской области регулируются уставным законом Калининградской области.

Раздел IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ

Глава 5. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

1. Калининградская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Калининградской области.

2. Калининградская областная Дума состоит из 40 депутатов.

3. Срок полномочий депутатов областной Думы одного созыва — пять лет.

1. Депутаты Калининградской областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Калининградской области и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Калининградской областной Думы определяется федеральным законодательством и уставным законом Калининградской области.

2. Депутатом Калининградской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области пассивным избирательным правом.

3. Статус депутата Калининградской областной Думы, срок его полномочий, гарантии депутатской деятельности, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области.

4. Депутат Калининградской областной Думы вправе по своему выбору осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

(п. 4 в ред. Уставного закона Калининградской области от 25.04.2013 N 219)

5. Условия осуществления депутатом Калининградской областной Думы депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе устанавливаются законом Калининградской области.

6. Депутату Калининградской областной Думы гарантируются:

— право законодательной инициативы;

— право на первоочередное рассмотрение всеми должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы обращений по вопросам его депутатской деятельности;

— право на участие в заседаниях органов исполнительной власти Калининградской области, органов местного самоуправления;

— право на получение и распространение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности в соответствии с действующим законодательством.

1. Калининградская областная Дума обладает правами юридического лица.

2. Калининградская областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности в пределах средств, предусмотренных законом Калининградской области на очередной финансовый год и плановый период, которые отражаются в областном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

3. Калининградская областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее 27 депутатов Калининградской областной Думы.

4. Калининградская областная Дума нового созыва собирается на свое первое заседание не позднее чем на тридцатый день со дня избрания Калининградской областной Думы, если в ее состав избрано 27 или более депутатов.

1. Основной формой работы Калининградской областной Думы являются ее заседания. Заседание Калининградской областной Думы правомочно, если на нем присутствует более 50 процентов от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы.

2. Заседания Калининградской областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, когда обсуждаемые вопросы могут затрагивать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также иных случаев, установленных федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, Регламентом Калининградской областной Думы.

3. Порядок подготовки, созыва и проведения заседаний Калининградской областной Думы определяются федеральным законодательством, законами Калининградской области и Регламентом Калининградской областной Думы.

1. Правом законодательной инициативы в Калининградской областной Думе наделены:

1) Губернатор Калининградской области, депутат Калининградской областной Думы, группа депутатов Калининградской областной Думы, постоянные комитеты Калининградской областной Думы, Правительство Калининградской области, представительные органы местного самоуправления, Общественная палата Калининградской области, ассоциация «Совет муниципальных образований Калининградской области», прокурор Калининградской области, Калининградское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»;

2) Уставный Суд Калининградской области, Избирательная комиссия Калининградской области, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области — по вопросам их ведения;

3) граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и реализующие право гражданской законодательной инициативы, в порядке, установленном законом Калининградской области.

2. Порядок реализации права законодательной инициативы в Калининградской областной Думе определяется законом Калининградской области.

3. Законопроекты, внесенные в Калининградскую областную Думу Губернатором Калининградской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке в соответствии с процедурой, устанавливаемой законодательством Калининградской области.

4. Законопроекты о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Калининградской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, вносятся на рассмотрение Калининградской областной Думой Губернатором Калининградской области либо иным субъектом законодательной инициативы.

В случае внесения законопроекта о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Калининградской области либо предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, иным субъектом законодательной инициативы субъект законодательной инициативы прилагает к законопроекту заключение Губернатора Калининградской области.

Данное заключение представляется субъекту законодательной инициативы в месячный срок со дня поступления законопроекта Губернатору Калининградской области. Указанный срок в случае необходимости может быть продлен до трех месяцев по согласованию с субъектом законодательной инициативы.

Глава 6. ПОЛНОМОЧИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Калининградская областная Дума принимает Устав (Основной Закон) Калининградской области и поправки к нему.

Калининградская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Калининградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Калининградской области.

Калининградская областная Дума в пределах и формах, установленных настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Калининградской области, исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Калининградской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Калининградской области.

Абзац утратил силу. — Уставный закон Калининградской области от 29.06.2012 N 125.

Калининградская областная Дума заслушивает ежегодное послание Губернатора Калининградской области об основных направлениях деятельности Губернатора Калининградской области и деятельности Правительства Калининградской области, ежегодные отчеты Губернатора Калининградской области о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой.

(в ред. Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 37)

Калининградская областная Дума осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.

Глава 7. СТРУКТУРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Структуру Калининградской областной Думы составляют:

— председатель Калининградской областной Думы;

— заместители председателя Калининградской областной Думы;

— Совет Калининградской областной Думы;

— постоянные комитеты Калининградской областной Думы;

— депутатские объединения (фракции);

— аппарат Калининградской областной Думы.

Постоянно действующим органом Калининградской областной Думы является Совет Калининградской областной Думы.

В состав Совета Калининградской областной Думы входят председатель Калининградской областной Думы, заместители председателя Калининградской областной Думы, председатели постоянных комитетов Калининградской областной Думы.

Совет Калининградской областной Думы образуется для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Калининградской областной Думы.

Порядок избрания председателя, заместителей председателя и иных должностных лиц Калининградской областной Думы, их полномочия, порядок образования Совета Калининградской областной Думы, постоянных комитетов, регистрации и отмены регистрации депутатских объединений (фракций), их деятельности и другие вопросы организации работы Калининградской областной Думы определяются федеральным законодательством, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области и Регламентом Калининградской областной Думы.

Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета Калининградская областная Дума образует контрольно-счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются законом Калининградской области.

Глава 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

1. Полномочия Калининградской областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Калининградской областной Думой решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном уставным законом Калининградской области;

2) роспуска Калининградской областной Думы Губернатором Калининградской области по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;

3) вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов Калининградской областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами Калининградской областной Думы своих полномочий;

4) вступления в силу решения Президента Российской Федерации о ее роспуске, принятого по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.

2. Губернатор Калининградской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Калининградской областной Думы в случае принятия Калининградской областной Думой Устава (Основного Закона) Калининградской области, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в случае принятия Калининградской областной Думой уставного закона Калининградской области, закона Калининградской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Калининградская областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Губернатор Калининградской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Калининградской областной Думы в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранная в правомочном составе Калининградская областная Дума в течение трех месяцев подряд не проводила заседание.

Губернатор Калининградской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранной в правомочном составе Калининградской областной Думы в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что Калининградская областная Дума в течение трех месяцев со дня ее избрания в правомочном составе не проводила заседание.

3. Решение Губернатора Калининградской области о досрочном прекращении полномочий Калининградской областной Думы принимается в форме указа.

В случаях, установленных абзацами вторым и третьим пункта 2 настоящей статьи, указ Губернатора Калининградской области о досрочном прекращении полномочий Калининградской областной Думы может быть принят в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

4. В случае досрочного прекращения полномочий Калининградской областной Думы в соответствии с федеральным законодательством и законом Калининградской области назначаются внеочередные выборы в Калининградскую областную Думу. Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные федеральным законодательством.

Раздел V. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 9. ГУБЕРНАТОР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Губернатор Калининградской области является высшим должностным лицом Калининградской области.

2. Губернатор Калининградской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Калининградской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим пунктом в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.

Губернатор Калининградской области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Губернатор Калининградской области не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

На Губернатора Калининградской области распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, а также установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции».

(п. 2 в ред. Уставного закона Калининградской области от 29.06.2012 N 125)

3. Губернатор Калининградской области избирается на пятилетний срок.

(п. 3 в ред. Уставного закона Калининградской области от 29.06.2012 N 125)

Положения пункта 4 статьи 28 применяются с учетом начавшегося до вступления в силу Закона Калининградской области от 24.12.2009 N 413 срока, на который наделялось полномочиями лицо, замещавшее на день вступления в силу указанного Закона должность Губернатора Калининградской области (Закон Калининградской области от 24.12.2009 N 413).

4. Одно и то же лицо не может занимать должность Губернатора Калининградской области более двух сроков подряд.

1. Губернатором Калининградской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

(п. 1 в ред. Уставного закона Калининградской области от 29.06.2012 N 125)

2. Губернатор Калининградской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Калининградской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Калининградской области определяется федеральным законодательством и уставным законом Калининградской области.

3. При вступлении в должность Губернатор Калининградской области приносит населению области следующую присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области:

«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Калининградской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, исполнять Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Калининградской области, уставные законы и законы Калининградской области, действовать в интересах и на благо Калининградской области и ее населения».

4. После принесения присяги Губернатору Калининградской области вручаются символы государственной власти.

1. Губернатор Калининградской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Калининградской области, уставные законы Калининградской области и законы Калининградской области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

2. Губернатор Калининградской области осуществляет следующие полномочия:

1) представляет Калининградскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Калининградской области;

2) обнародует уставные законы Калининградской области, законы Калининградской области, удостоверив обнародование уставного закона Калининградской области, закона Калининградской области путем его подписания, либо отклоняет уставные законы Калининградской области, законы Калининградской области, принятые Калининградской областной Думой;

3) формирует Правительство Калининградской области в соответствии с законодательством Калининградской области и принимает решение о его отставке;

3-1) обращается к Калининградской областной Думе с ежегодным посланием об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области, представляет в Калининградскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой;

(пп. 3-1 в ред. Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 37)

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Калининградской областной Думы, а также созывать вновь избранную Калининградскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного Уставом (Основным Законом) Калининградской области;

5) вносит на рассмотрение Калининградской областной Думы проекты уставных законов Калининградской области и законов Калининградской области;

6) представляет в Калининградскую областную Думу через субъекта законодательной инициативы заключения по законопроектам о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Калининградской области, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета;

7) вправе участвовать в работе Калининградской областной Думы с правом совещательного голоса;

8) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Калининградской области с иными органами государственной власти Калининградской области и в соответствии с федеральным законодательством может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Калининградской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

9) согласовывает в соответствии с федеральным законодательством кандидатуры для назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

10) представляет Калининградской областной Думе на утверждение областной бюджет и отчет о его исполнении;

11) представляет Калининградской областной Думе на утверждение программы социально-экономического развития Калининградской области и отчеты о выполнении данных программ;

12) назначает и освобождает от должности членов Правительства Калининградской области;

13) по согласованию с Калининградской областной Думой определяет структуру исполнительных органов государственной власти Калининградской области;

14) в порядке, предусмотренном федеральным законом, назначает, а также прекращает досрочно полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Правительства Калининградской области;

15) назначает и отзывает представителей Калининградской области при органах государственной власти Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах и при международных организациях в рамках органов, созданных специально для этой цели;

16) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области, утверждает положение о нем;

(в ред. Уставного закона Калининградской области от 22.11.2012 N 155)

17) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Калининградской областной Думы в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Устава (Основного Закона) Калининградской области;

18) взаимодействует с органами местного самоуправления на территории Калининградской области, содействует их развитию и укреплению;

19) в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом, отрешает от должности главу муниципального образования, главу администрации муниципального образования, выходит с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, дает согласие на удаление главы муниципального образования в отставку либо выражает свое мнение по инициативе депутатов представительного органа местного самоуправления об удалении главы муниципального образования в отставку;

20) издает указы и распоряжения;

21) награждает наградами Калининградской области, присваивает почетные звания Калининградской области;

22) подписывает соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Калининградской области о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения;

23) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.

3. Полномочия Губернатора Калининградской области, указанные в подпунктах 2, 3, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21 пункта 2 настоящей статьи, не могут быть переданы другому должностному лицу, органам государственной власти.

4. В случаях, когда Губернатор Калининградской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет председатель Правительства Калининградской области или один из заместителей председателя Правительства Калининградской области в случае исполнения обязанностей председателя Правительства Калининградской области непосредственно Губернатором Калининградской области по распоряжению Губернатора Калининградской области, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

1. Взаимоотношения Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области, Калининградской областной Думы, Уставного Суда Калининградской области основываются на конституционном принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.

2. В течение трех месяцев после вступления в должность Губернатор Калининградской области представляет Калининградской областной Думе свое послание, в котором определяет основные направления своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области на 5 лет. Основные направления деятельности Губернатора Калининградской области и деятельности Правительства Калининградской области на 1 год определяются в ежегодном послании Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе. Порядок и сроки представления Калининградской областной Думе посланий Губернатора Калининградской области определяются Уставным законом Калининградской области «О Губернаторе Калининградской области».

(п. 2 в ред. Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 N 37)

3. Внеочередные заседания Калининградской областной Думы созываются по требованию Губернатора Калининградской области в порядке и сроки, установленные Регламентом Калининградской областной Думы.

4. Калининградская областная Дума направляет Губернатору Калининградской области планы законотворческой деятельности и проекты законов Калининградской области.

5. Правовые акты Губернатора Калининградской области направляются в Калининградскую областную Думу в трехдневный срок с момента издания.

6. Калининградская областная Дума вправе обратиться к Губернатору Калининградской области с предложением о внесении изменений в правовые акты Губернатора Калининградской области либо о признании их утратившими силу, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов либо в Уставный Суд Калининградской области с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области указанных нормативных правовых актов.

7. Губернатор Калининградской области вправе обратиться в Калининградскую областную Думу с предложением о внесении изменений в правовые акты областной Думы либо о признании их утратившими силу, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов либо в Уставный Суд Калининградской области с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области указанных нормативных правовых актов.

8. Для обеспечения реализации полномочий Губернатора Калининградской области по взаимодействию с Калининградской областной Думой им назначается полномочный представитель Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе.

1. Губернатор Калининградской области приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности, с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором Калининградской области, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

2. Полномочия Губернатора Калининградской области прекращаются досрочно в случае:

2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Калининградской областной Думой;

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Калининградской области, на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством и принятым в соответствии с ним уставным законом Калининградской области.

(пп. 10 введен Уставным законом Калининградской области от 29.06.2012 N 125)

3. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Калининградской области принимается Калининградской областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи.

4. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Калининградской области по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, влечет также отставку Правительства Калининградской области.

5. Во всех случаях досрочного прекращения полномочий Губернатора Калининградской области, а также в случаях, определенных федеральным законодательством, полномочия Губернатора Калининградской области исполняет временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области, назначаемый в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законодательством.

6. Временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи вправе осуществлять все его полномочия, за исключением указанных в подпункте 17 пункта 2 статьи 30 настоящего Устава (Основного Закона) Калининградской области, а также внесения предложения об изменении Устава (Основного Закона) Калининградской области.

7. Утратил силу. — Уставный закон Калининградской области от 29.06.2012 N 125.

1. Калининградская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Калининградской области в случае:

издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области и законам Калининградской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Калининградской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Калининградской области и законов Калининградской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.

2. Решение Калининградской областной Думы о недоверии Губернатору Калининградской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы.

3. Решение о недоверии Губернатору Калининградской области оформляется постановлением Калининградской областной Думы.

4. Решение Калининградской областной Думы о недоверии Губернатору Калининградской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Калининградской области от должности.

Глава 10. ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Правительство Калининградской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области.

2. Структуру Правительства Калининградской области составляют:

— председатель Правительства Калининградской области;

— заместители председателя Правительства Калининградской области;

— министры Калининградской области;

— полномочный представитель Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе;

— руководитель аппарата Правительства Калининградской области;

— аппарат Правительства Калининградской области.

1. Правительство Калининградской области обладает правами юридического лица.

2. Организация и порядок деятельности Правительства Калининградской области определяются уставным законом Калининградской области.

1. Председатель Правительства Калининградской области назначается Губернатором Калининградской области из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Председатель Правительства Калининградской области назначается на должность Губернатором Калининградской области с согласия Калининградской областной Думы.

Предложение о кандидатуре председателя Правительства Калининградской области вносится Губернатором Калининградской области в Калининградскую областную Думу на основании предложений политической партии, набравшей на выборах в Калининградскую областную Думу наибольшее число голосов избирателей, не позднее двухнедельного срока после вступления его в должность.

Калининградская областная Дума рассматривает представленную Губернатором Калининградской области кандидатуру председателя Правительства Калининградской области в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Согласие на назначение председателя Правительства Калининградской области считается полученным, если за представленную Губернатором Калининградской области кандидатуру проголосовало большинство от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы.

3. В случае отклонения Калининградской областной Думой кандидатуры на должность председателя Правительства Калининградской области Губернатор Калининградской области в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.

4. Председатель Правительства Калининградской области освобождается от должности Губернатором Калининградской области:

по заявлению председателя Правительства Калининградской области об отставке;

в случае невозможности исполнения председателем Правительства Калининградской области своих полномочий;

в иных случаях, установленных действующим законодательством.

5. Губернатор Калининградской области уведомляет Калининградскую областную Думу об освобождении от должности председателя Правительства Калининградской области в день принятия решения.

6. Освобождение от должности председателя Правительства Калининградской области одновременно влечет отставку Правительства Калининградской области.

7. Губернатор Калининградской области вправе непосредственно исполнять обязанности председателя Правительства Калининградской области. При непосредственном исполнении Губернатором Калининградской области обязанностей председателя Правительства Калининградской области назначение председателя Правительства Калининградской области не производится и положения пунктов 1-6 настоящей статьи не применяются.

1. Правительство Калининградской области формируется Губернатором Калининградской области в соответствии с Уставным законом Калининградской области «О Правительстве Калининградской области».

2. Правительство Калининградской области действует в пределах срока полномочий Губернатора Калининградской области и слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором Калининградской области, продолжая по его поручению выполнять свои обязанности до сформирования Правительства Калининградской области нового состава, если иное не предусмотрено федеральным законом и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

3. В случае отставки Правительства Калининградской области в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Устава (Основного Закона) Калининградской области оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства Калининградской области.

1. Полномочия Правительства Калининградской области определяются федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

2. Правительство Калининградской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Калининградской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.

3. Правительство Калининградской области:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает для представления Губернатором Калининградской области в Калининградскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Калининградской области;

3) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Калининградской области для представления их Губернатором Калининградской области в Калининградскую областную Думу;

4) формирует иные органы исполнительной власти Калининградской области;

5) управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством и (или) законодательством Калининградской области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области, а также вправе обратиться в суд;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

4. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.

1. Председатель Правительства Калининградской области руководит деятельностью Правительства Калининградской области.

2. Председатель Правительства Калининградской области:

1) представляет Правительство Калининградской области в Калининградской области и за ее пределами;

2) ведет заседания Правительства Калининградской области;

3) подписывает акты Правительства Калининградской области;

4) представляет Губернатору Калининградской области, предложения о назначении на должность и об освобождении от должности иных членов Правительства Калининградской области;

5) распределяет обязанности между членами Правительства Калининградской области;

6) информирует Губернатора Калининградской области о работе Правительства Калининградской области;

7) исключен. — Уставный закон Калининградской области от 19.05.2010 N 452;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.

1. Правительство Калининградской области взаимодействует с Калининградской областной Думой в формах, установленных федеральными законами, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.

2. Правительство Калининградской области ежегодно готовит для представления Губернатором Калининградской области областной Думе отчет о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой.

(в ред. Уставного закона Калининградской области от 19.05.2010 N 452)

Абзац исключен. — Уставный закон Калининградской области от 19.05.2010 N 452.

3. Для разрешения споров между Калининградской областной Думой и Правительством Калининградской области по вопросам осуществления их полномочий Губернатором Калининградской области создаются согласительные комиссии, либо указанные споры разрешаются в судебном порядке.

4. Калининградская областная Дума вправе обратиться в Правительство Калининградской области с предложением о внесении изменений в правовые акты Правительства Калининградской области либо о признании их утратившими силу, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов либо в Уставный Суд Калининградской области с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области указанных нормативных правовых актов.

5. Правительство Калининградской области вправе обратиться в Калининградскую областную Думу с предложением о внесении изменений в правовые акты Калининградской областной Думы либо о признании их утратившими силу, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке.

Глава 11. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ, ВОЗГЛАВЛЯЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

1. Структура исполнительных органов государственной власти Калининградской области определяется Губернатором Калининградской области по согласованию с Калининградской областной Думой.

2. К органам исполнительной власти Калининградской области, возглавляемым Правительством Калининградской области, относятся министерства Калининградской области, службы Калининградской области, агентства Калининградской области.

3. Образование и ликвидация органов исполнительной власти Калининградской области, возглавляемых Правительством Калининградской области, производятся на основании указа Губернатора Калининградской области по согласованию с Калининградской областной Думой.

Смотрите еще:

  • Армия сша пенсия Возраст пенсионеров в США Каждая страна имеет свои возрастные показатели при выходе на пенсию. США в данном случае не является исключением, но каждый американец имеет дополнительные права, например, пожилой человек может выбрать период, […]
  • Выход на пенсию в 58 лет Пенсионный возраст повысят: как это будет Мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 63 года. Сейчас пенсионный возраст равен 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Начнется повышение с 2019 года, но оно не будет […]
  • Зачет налогов проводка В организации имеется переплата налога по УСН, которая образовалась в 2010 году. Так как прошло более трех лет, налоговый орган отказывается осуществить списание суммы переплаты в счет текущих платежей - утверждает, что надо представить […]
  • Защита прав потребителей в домодедове Домодедовский Адрес суда: 142000, Московская область, городской округ Домодедово, ул. Советская, д.26Председатель суда: Капичников Иван Васильевич тел.: 8(49679)304-14Телефон секретаря председателя суда: 8(49679)304-14Телефон канцелярии: […]
  • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
  • Образец приказа о приеме по срочному трудовому договору Приказ о приеме на работу по срочному трудовому договору: образец На временные работы организация берет сотрудника и заключает с ним срочный трудовой контракт (договор). Как составитьприказ о приеме на работу по срочному трудовому […]
  • Реестр типовых детских садов Реестр типовых детских садов Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса. 1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в […]
  • Федеральный закон от 17122001 г 173-фз о трудовых пенсиях в рф ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 25.07.2002 г. №116-ФЗ, 31.12.2002 г. №198-ФЗ, 29.11.2003 г. №154-ФЗ, […]