Как оформить портфолио для учителя

Оглавление:

Подготовка портфолио учителя для аттестации на высшую и первую категорию

Портфолио педагога для аттестации содержит образцы подтверждающих документов к экспертному заключению. Документы в представленном портфолио организованы в виде таблицы и сгруппированы в соответствии с разделами экспертного заключения. Для каждого пункта приведено описание приложений; в каждом разделе размещены образцы документов (например, образцы справок, наград и т.п.)

Портфолио педагогического работника — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Цели и задачи портфолио педагога для аттестации

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

— повышения или подтверждения квалификационной категории педагога,

— своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

В связи с новыми правилами аттестации педагогам необходимо изучить требования, предъявляемые к высшей и первой квалификационной категории, понять порядок и процедуру аттестации.

Оформление портфолио учителя для аттестации

Портфолио к аттестации учитель оформляет в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.

Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна соответствовать экспертному заключению.

Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).

Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения.

Как оформить портфолио для учителя

Сайт учителя математики

Материалы для учителей, учеников и их родителей.

Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

При составлении портфолио используется: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся, фотографии.

На первой странице портфолио должны быть указаны фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория, образование (вуз), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней аттестации и время заполнения портфолио.

В разделе I “Статус учителя” указывается то положение, какое занимает педагог в своей профессиональной области. Здесь могут использоваться такие слова, как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”, “руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”, “Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. После статуса можно поместить копию страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации “учитель математики средней школы”.

Раздел II “Личная карта учителя” составлена на основе представления для участия в конкурсе учителей, проводимом в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. В ней указываются все данные местонахождения учителя и его общеобразовательного учреждения, вплоть до электронного адреса. Кроме этого, можно внести имена и отчества директора школы, заместителей директора по учебно-воспитательной и методической работе.

Раздел III называется “Профессиональная автобиография”. В него входят подразделы: “Должности и назначения”, “Самообразовательная карта учителя” и “План по самообразованию на 5 лет”.

Списки должностей и назначений, награждений и поощрений ( раздел IV ) составляются на основе записей в трудовой книжке. В самообразовательной карте указываются источники информации, которыми пользуется педагог. В плане по самообразованию необходимо указать тему самообразования, цели и задачи профессионального развития. В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и распространение опыта работы учителя, а также повышение квалификации.

Раздел V посвящён описанию общественной деятельности, например, членство в профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения, школьном экспертном и методических советах, руководство школьным методическим объединением учителей и наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.

Для описания результатов обучающей деятельности ( раздел VI ) учителю нужно иметь соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем здесь уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Сюда же можно поместить результаты контрольных срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному предмету.

С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к предмету и предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество, использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а также соответствие этих работ требованиям к их содержанию и оформлению. Возможно, они содержат интересную информацию, красочные иллюстрации, рисунки и фотографии.

Особого упоминания заслуживает учебно-исследовательская работа школьников. В своём портфолио нужно назвать темы работ, подготовленных учащимися для итоговой аттестации (по страноведению, по регионоведению, по языкознанию и культуроведению) и указываю их несомненные достоинства.

С помощью интервью, собеседования, наблюдения, ранжирования, анкетирования, срезов знаний, анализа проверочных и творческих работ регулярно проводить наблюдение за результативностью учебно-воспитательной работы по предмету.

К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в вузах, где учатся ваши выпускники.

В настоящее время учителю в его практической деятельности невозможно обойтись без современных образовательных технологий ( раздел VII ), в том числе информационно-коммуникационных. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они позволяют (помогают) учителю организовать учебный процесс. Кроме того, можно назвать принципы и методы организации учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Если есть авторские разработки, следует описать результативность их применения.

В этом же разделе указать эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и эффективные учебные средства для организации деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал, занимательный материал, аудио- и видеокассеты, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор, мяч, карточки с фотографиями, словари, грамматический и лингвострановедческий справочники, памятки, плакаты). Здесь же можно назвать последние достижения на уроке, которые не вошли ни в один из предложенных разделов, и другую дополнительную информацию.

Описывая инновационную деятельность ( раздел VII I ), учителю необходимо указать различного рода новинки, которые не применялись ранее в его работе, которые позволили ему оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Например, школьная программа развития может быть направлена на осуществление предпрофильного и профильного обучения школьников, а школа может являться экспериментальной площадкой. Учителем могут быть разработаны и апробированы программы расширения по предмету (в рамках государственной программы), элективных курсов предпрофильной или профильной подготовки.

В разделе IX “Обобщение и распространение собственного опыта” можно перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой подготовки. Упоминания заслуживают также публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические разработки и проекты.

Особую ценность в учительском портфолио представляют материалы об участии педагога в различных профессиональных конкурсах, результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя, включая курсы (и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также Интернет-ресурсы, составление и апробацию программ.

В раздел “Факты, достойные упоминания” можно поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).

В Приложении могут быть помещены следующие материалы:

1) автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его дальше;

2) педагогическая философия – основные подходы к обучению и воспитанию школьников;

3) материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;

4) публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;

5) разработки уроков и внеклассных мероприятий, планы предметных неделей и декад, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;

6) список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;

7) каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточных);

8) отдельные списки материалов из кабинета (выписки из паспорта);

9) копии рецензий на пособия, разработки, проекты;

10) копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

11) копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных учителем и его учениками;

12) образцы творческих работ и проектов учащихся;

13) пояснения учителя к составленному портфолио.

В качестве рекомендаций хочу посоветовать коллегам следующее:

1) готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;

2) заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

3) составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к урочной и внеурочной деятельности;

4) учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;

5) составьте план по самообразованию; это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;

6) используйте любую возможность поделиться опытом работы, имеющим наилучший результат, независимо от того, будет ли это устное выступление или в печатном издании; если вам есть что сказать – говорите;

7) используйте компьютер в своей практической деятельности; при отсутствии его найдите возможность приобрести или работать на нём (у родственников, друзей или в компьютерном классе вашей школы); кроме того, для успешной работы на компьютере посетите курсы или обратитесь к специалистам компьютерных технологий. Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования и обучения своих учеников!

Как оформить портфолио учителя начальных классов? Качественное оформление портфолио учителя начальных классов.

Портфолио учителя начальных классов представляет собой индивидуальный творческий доклад, в котором необходимо грамотно показать свое педагогическое мастерство: интересные результаты работы не только образовательной, но и воспитательной, достижения в использовании современных методик при работе с детьми и пр.

Пояснительная записка

Можно написать пояснительную записку к портфолио учителя начальных классов, где будет указано, для чего оно создано, что в себе содержит и чем может быть полезно коллегам.

Информационная часть

В информационной части портфолио учителя после указания фамилии, имени и отчества, пишутся данные об образовании (учебное заведение, которое окончил педагог, по какой специальности и в каком году), педагогический стаж как общий, так и стаж работы учителем в данной школе, наличие научной степени (с указанием темы работы) и собственных методических разработок. Эти данные должны быть изложены кратко и информативно.

Достижения

Достижения детей в учебе являются одним из самых основных показателей эффективности методики, которой пользуется учитель начальных классов в своей работе. Поэтому портфолио учителя должно содержать данные об успеваемости учеников. Это может быть как выписка из классного журнала, где отражены итоговые оценки детей за последние годы, так и информация об оценках за четверть или полугодие.

Можно рассказать об успехах детей на различных конкурсах, викторинах, олимпиадах по различным предметам, предоставив списки победителей в них.

Здоровьесберегающие технологии

Также в портфолио учителя начальных классов не лишним будет отметить, какие методики, направленные на сохранение здоровья учеников, использует педагог начальной школы, описать помещение класса, его оборудование, а также соответствует ли все это возрастным особенностям учащихся начальной школы, современным требованиям безопасности и санитарным нормам.

Авторские программы и методики

Оформляя портфолио учителя начальных классов обязательно следует рассказать об авторских программах, разработках и методиках, если такие имеются. Указать какова их цель, полностью ли обеспечен класс пособиями, учебным материалом и оборудованием для эффективной работы по этим методикам.

Семинары и конкурсы

В разделе портфолио с информацией о том, как педагог начальных классов обменивается опытом с коллегами можно написать об участии в различных профессиональных конкурсах, семинарах и фестивалях, о работе в методических объединениях и творческих группах.

Работа с родителями

Кроме того, в портфолио учителя начальных классов очень важно уделить внимание методам общения педагога с семьями своих воспитанников, указать тематику проведенных родительских собраний, рассказать о проведенных совместно с родителями мероприятиях (поездках, походах, экскурсиях и т.д.) или, возможно, о собственных новых методах общения с семьями учеников.

Оформление портфолио учителя начальных классов

В какой форме, как оформить портфолио учителя начальных классов? Портфолио учителя начальных классов может быть оформлено как в виде обычной папки с документацией, так и в электронном виде (в зависимости от требований к аттестационным документам или условий конкурса). В электронной версии портфолио учителя можно поместить презентацию авторской методики, фотографии, видео или аудиозапись уроков или даже смонтировать небольшой фильм о жизни класса.

Обычно свое портфолио педагог составляет сам, но можно обратиться с просьбой к директору или завучу школы сделать информационную сопроводительную записку к портфолио.

Портфолио учителя

В этой статье я расскажу о том как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Вы узнаете какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово «портфолио» — мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово «портфолио» не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей статьи я выбрала последний вариант.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё.

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога — это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Моя статья Вам полезна? Расскажите о ней своим друзьям и коллегам.

Цель создания портфолио учителя

У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Виды портфолио учителя

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

  • Портфолио достижений — в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
  • Портфолио презентационный — необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
  • Портфолио тематический — в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
  • Портфолио комплексный — объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.
  • Структура портфолио учителя. Вариант №1.

    1. Общие сведения об учителе

    Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является «слишком» красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе — постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

    Помните! Ваше ФИО — это ваш логотип!

    Нужно его указывать или нет — вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста — указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

    Я предлагаю другой вариант — разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

    Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы — мужчина ))

    В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

    Трудовой и педагогический стаж работы.

    Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

    В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров — это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

    Награды, грамоты, благодарственные письма.

    Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

    Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

    Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах «Образование» и «Повышение квалификации» превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио.

    2 . Результаты педагогической деятельности

    В этом разделе должны быть собраны:
    материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
    результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
    сведения о наличии медалистов;
    сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

    Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

    3. Научно-методическая деятельность

    В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
    обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
    обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
    обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
    использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
    работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
    Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
    участие в методических и предметных неделях;
    организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
    проведение научных исследований;
    разработка авторских программ;
    написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
    подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

    4. Внеурочная деятельность по предмету

    Раздел должен содержать документы:
    список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
    список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
    сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
    программы работы кружков и факультативов
    другие документы.

    5. Учебно-материальная база

    В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
    список словарей и другой справочной литературы по предмету;
    список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
    наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
    наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
    аудио- и видеопособия;
    наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
    измерители качества обученности учащихся;
    другие документы по желанию учителя.

    Вам нравится мой сайт? Расскажите о нём своим друзьям и коллегам.

    Портфолио учителя (универсальная модель)

    Каждый человек — это целый том, если только вы знаете, как читать его.

    Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству.

    В начале XXI века наше государство переживает важный этап своего развития. Приоритетным становятся рыночные отношения. И как следствие этого – кадровая конкуренция на предприятиях. Умение представить себя и свою деятельность, оценить и проанализировать собственные достижения и недостатки становится необходимым для каждого человека. Т.о. конкуренция является хорошим стимулом к самоанализу, самосовершенствованию и самореализации. Конкурентоспособные отношения становятся важными и в педагогической деятельности учителя.

    В Законе об образовании говорится о необходимости воспитания личности, способной к самоорганизации и самореализации, личности, умеющей выстроить собственную деятельность, оценить её эффективность и результат. Новые, быстро изменяющиеся условия жизни, повлёкшие за собой модернизацию образования, заставляют по-новому взглянуть не только на способы оценивания достижений школьников, но и диктуют необходимость поиска эффективных форм оценивания педагогической и научно-методической деятельности учителя.

    Особо популярной в этом смысле в последнее время стала идея создания портфолио учителя как средства педагогической диагностики, как метода оценки профессионализма педагогов, позволяющего продемонстрировать все достижения учителя, смещая акцент с оценки на самооценку. Таким образом, портфолио – самопрезентация, папка личных достижений, наглядно демонстрирующая то, что учитель знает и умеет делать достаточно хорошо. Это и форма рефлексии, позволяющая проанализировать собственную педагогическую деятельность, произвести качественную оценку результата и выстроить план дальнейшей работы, повысить её эффективность, это и инструмент обеспечения мониторинга профессионального роста педагога.

    Уже накоплен опыт различных моделей портфолио.

    Предлагаемая модель позволяет разносторонне представить деятельность и достижения учителя, не требует больших затрат труда и времени для пополнения материалов, может существовать как на бумажных, так и на электронных носителях, может быть использована как отчётный документ при подготовке к аттестации, к участию в творческих конкурсах, конкурсах педагогического мастерства, соискании грандов. Но прежде всего это форма диагностики собственной деятельности.
    Материалы в любом портфолио строго датируются. Данная модель предполагает включение материалов, накопленных за время, прошедшее с момента прошлой аттестации (за 5 лет). Затем материал следует обновлять.

    Структура портфолио

    Представленная модель портфолио состоит из 8 разделов: 1) Визитная карточка; 2) Курсовая подготовка; 3) Дидактические разработки; 4) Методическая работа; 5) Внеурочная деятельность; 6) Результативность обученности по предмету; 7) Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах; 8) Достижения и награды.

    I раздел. Визитная карточка

    Содержит следующую информацию:

    • Фамилия, имя, отчество учителя
    • Фотография
    • Преподаваемый предмет
    • Стаж работы
    • Категория, разряд
    • Педагогическое кредо
    • Название учебного заведения
    • Система или технология, в которой работает педагог
    • II раздел. Образование

      В данном разделе содержится информация об образовании педагога и о курсах повышения квалификации:

      • Название учебного заведения, год его окончания, специальность
      • Название курса, год прохождения курсовой подготовки, учреждение
      • Свидетельства, сертификаты и дипломы, подтверждающие прохождение курсовой подготовки
      • Материал на тему:
        Содержание и оформление портфолио при аттестации учителя

        1 этап аттестации педагогических работников предусматривает самоанализ и портфолио учителя. Данный материал окажет существенную помощь в подготовке порфолио учителя.

        Предварительный просмотр:

        Содержание и оформление портфолио

        при аттестации учителя

        Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио

        Портфолио – отобранная систематизированная информация, отражающая профессио-нальный рост и развитие учителя, а также свидетельство эффективности его труда.

        Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессио-нального педагогического опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.

        Инновационная деятельность – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств (инновационная деятельность является одной из функций методической работы).

        Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

        Портфолио – инструмент оценивания профессиональной компетентности и эффектив-ности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности учителя

        Цели и задачи портфолио

        2. Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио пред-ставляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности учителя.

        3. Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компе-тентности учителя.

        Требования к материалам портфолио

        Портфолио учителя представляет собой папку-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях аттестуемого, его эффективном педагогическом опыте, личном вкладе в развитие системы образования за межаттестационный период. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и т.д. должны подтверждаться документально и являться иллюстрацией формализованных свидетельств достижений и рефлексивно-аналитических мате-риалов обоснования профессионализма учителя.

        1. Структура и содержание портфолио учителя

        1.2. Общие сведения

        Данный раздел включает в себя следующую информацию:

      • Ф.И.О. (полностью)
      • Год и дата рождения
      • Образование ( полное наименование учебного заведения и год его окончания )
      • Полученная специальность, квалификация по диплому
      • Место работы ( полное наименование образовательного учреждения )
      • Занимаемая должность и дата назначения на эту должность
      • Стаж педагогической работы
      • Стаж работы в занимаемой должности
      • Учебная нагрузка
      • Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации )
      • Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения
      • Наличие ученой степени, звания
      • Наиболее значимые награды, почетные грамоты

      1.3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

      Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей.

      Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.

      1.4. Результаты профессиональной педагогической деятельности

      В этот раздел помещаются:

    • материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сфор-мированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
    • сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
    • — контрольных срезов знаний;

      — участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах (вторая квалификационная кате-гория — не ниже школьного, первая – не ниже муниципального, высшая – не ниже регионального) ;

    • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
    • список победителей олимпиад городского, муниципального и областного этапов, участников межрегионального и федерального этапов;
    • поступление выпускников в учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего) по профилю преподаваемого предмета;
    • Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педаго-гической деятельности аттестуемого за определенный период.

      1.5. Инновационная деятельность

      В этот раздел помещаются инновационная карта педагога (Приложение 2) и материалы, свидетельствующие об опыте инновационной деятельности учителя:

    • план работы на год;
    • представление опыта работы согласно плану (на каком уровне представлен);
    • педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг);
    • материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, мастер-классов в рамках темы. Уровень представления, разработки, отзывы;
    • грантовая деятельность педагога;
    • проектно- исследовательская деятельность обучающихся;
    • другие материалы
    • 1.6. М етодическая деятельность

      В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме учителя:

    • материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
    • материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий;
    • материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
    • материалы, подтверждающие использование информационно-коммуникационных тех-нологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т.п.;
    • материалы, подтверждающие участие в работе методических объединений, творческих групп, сотрудничество с методическими центрами, ВУЗами и другими учреждениями;
    • материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
    • материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.;
    • авторские программы;
    • материалы творческих отчетов, рефераты, доклады, статьи;
    • 1.7. Внеурочная деятельность по предмету

      Раздел содержит следующие материалы:

    • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
    • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);
    • программы кружков, факультативов;
    • другие материалы.
    • 1.8. Учебно-материальная база

      В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

      • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
      • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
      • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
      • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
      • аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
      • измерители качества обученности учащихся;
      • 1.Наряду с текстовой формой представления материалов в портфолио могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы, диагностические карты …(Приложения 1 — 7)

        2.Портфолио формирует аттестуемый при поддержке администрации ОУ, методического объединения, кафедры и т.д.;

        3.Портфолио может храниться как у аттестуемого работника, так и в методическом кабинете ОУ, на кафедре.

        II. Результаты профессиональной педагогической деятельности

        Как составить портфолио для аттестации

        Одной из целей проведения аттестации педагогического работника является присвоение по его желанию первой квалификационной категории. Для успешного прохождения необходимо предоставление содержательной информации. Рассмотрим в статье портфолио для аттестации на первую категорию, сведения, которые необходимо в него включить, а также адресата и сроки предоставления.

        Какие сведения должны быть в портфолио

        Первая квалификационная категория устанавливается в соответствии с достигнутыми результатами:

      • по итогам мониторинга освоения учениками учебных программ;
      • по итогам выявления у учеников развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
      • по личному вкладу в повышение качества образования, оптимизации методов обучения и воспитания, транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активному участию в работе методических объединений педагогических работников организации.
      • Результаты деятельности по указанным направлениям собираются в индивидуальной папке, в которой собрана информация по личным профдостижениям, результатам обучения, воспитания и развития учащихся, вкладу педагога в развитие системы образования за определенный период времени, а также участию в общественной жизни учреждения.

        Как оформлять

        Информация о правилах оформления и предоставления данных различными категориями работников разрабатывается научно-методическими центрами, в том числе НИМЦ Уфа (аттестация, портфолио, правила проведения и оформления последнего предоставлена указанным центром).

        Портфолио заполняется педагогом самостоятельно в соответствии с логикой отражения результатов его профессиональной деятельности на основе критериев, утвержденных положением в организации, и содержит самооценку его труда.

        Оформление происходит в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Портфолио воспитателя детского сада для аттестации, как и портфолио библиотекаря для аттестации составляются по аналогичной структуре.

        Структура портфолио

        1. Общие сведения о преподавателе (включают анкетные данные, документы об образовании, повышении квалификации, наличии ученой степени, звания, награды, дипломы различных конкурсов). Этот раздел позволяет квалифицировать уровень индивидуального развития педагога.
        2. Результаты педагогической деятельности (информация по освоению учениками учебных программ, сравнительный анализ работы педагога за три года, социализация воспитанников).
        3. Научно-методическая работа (обоснование выбора учителем конкретной программы обучения, использование в работе современных образовательных и ИКТ-технологий, работа в методобъединениях, советах, материалы по участию в педагогических конкурсах, предметных неделях, семинарах).
        4. Внеурочная деятельность по предмету (рефераты, проекты, выполненные учениками по предмету, список победителей олимпиад, конкурсов, сценарии и отчеты по внеклассным мероприятиям, программы кружков, факультативов).
        5. Выполнение функций классного руководителя (работа с учениками и родителями).
        6. Учебная и материальная база (наличие справочной литературы, наглядных пособий, технических средств по предмету, аудио- и видеопособия).
        7. Отзывы о педагогической деятельности, ее результатах (отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, информация по мониторингу качества образования по предмету, статьи о педагоге, грамоты и т. п.).
        8. Общественная работа (участие в профсоюзе, комиссиях).

        Образец портфолио

        Если говорить о портфолио для библиотекаря для аттестации, образец его немного отличается от педагогического. Если разделы, содержащие общие сведения, результаты деятельности, отзывы о ней, информацию об общественной деятельности аналогичны, то такая специфическая информация, как классное руководство, учебная база, внеурочная работа в данном случае неприменимы.

        Сроки предоставления

        Педагогические работники проходят аттестацию по установлению квалификационной категории по их желанию. Вне зависимости от продолжительности работы в учреждении, даже в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, работник может подать заявление.

        После его рассмотрения в течение не более 30 календарных дней утверждается график проведения, состав аттестационной комиссии.

        Далее аттестационная комиссия получает экспертное заключение на аттестуемого, базирующееся, в том числе, на его документах. Продолжительность аттестации для каждого сотрудника от начала ее проведения и до принятия решения — не более 60 календарных дней

        По результатам аттестации сроком на 5 лет устанавливается первая категория.

        Куда предоставлять

        Работник подает заявление в аттестационную комиссию. Туда же предоставляется и информация о деятельности на бумажном носителе.

        В настоящее время популярным становится электронная информация о работнике. Существуют различные электронные площадки для ее размещения

        Обязательно ли портфолио по закону

        Типовая форма и структура формирования действующим законодательством не установлена, однако информация, содержащаяся в нем, имеет практическое значение для успешной аттестации.

        Смотрите еще:

        • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
        • Прокурор мохов Прокурор мохов Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с дислокацией в г. […]
        • Образец приказа дисциплинарное взыскание об прогуле Алгоритм увольнения сотрудника за прогул: образец приказа о дисциплинарном взыскании Трудовой договор предусматривает возмездное выполнение работником определённых действий в пользу работодателя. Если работодателя не устраивает, что […]
        • Заявление супругов о распределении имущественного налогового вычета Правила составления заявления на распределение имущественного вычета между супругами В соответствии с налоговым законодательством РФ каждый, кто приобрел недвижимость, имеет право получить назад часть уплаченных средств в виде возврата […]
        • Предоставление земли в собственность безвозмездно Земельный участок бесплатно: как получить землю в собственность Информация о компании Компании и рынка Помощь в любых вопросах Документы и справки Земельный участок бесплатно: как получить землю в собственность В статье изложены […]
        • Приказ 706 н от 230810 Холодильники строгого режима Каждое четвертое аптечное учреждение нарушает температурный режим при хранении ЛП Еще в феврале 2014 г. федеральный Росздравнадзор разослал информационное письмо территориальным органам и всем фармацевтическим […]
        • Что дней до приказа торрент Что дней до приказа торрент Год выхода: 1990 Страна (студия): СССР, киностудия им.М.Горького, кинофирма «Мир» Жанр: драма Продолжительность: 01:06:45 Перевод: Оригинал (без перевода) Субтитры: нет Режиссер: Хусейн Эркенов Автор […]
        • Черное белое правило Игра «Да и Нет не говорить!» В детстве, набегавшись в догонялки или в Казаков-разбойников, мы садились рядком на скамейке или в беседке и играли в спокойную игру «Да и Нет не говорить». Это игра на внимание и сообразительность. Здесь не […]